«Из тех предписаний, что нам дали, 60 процентов выполнено, 40 процентов — в работе, до конца апреля мы успеем все завершить», — говорит представитель ТРЦ «Этажи». Очередной обход «зеркальной копии торгово-развлекательного центра «Зимняя вишня» с участием главы республики Владимира Васильева показал первые положительные результаты.
«Цель мероприятий — не наказать, а выявить нарушения и вместе искать выход», — начинает Васильев рейд. В нем участвуют и представители ТРЦ — руководство республики договорилось с руководством пожарной инспекции, что все проверки будут проводиться с их присутствием. Бизнесменам глава Дагестана предлагает объединиться в сообщество (саморегулируемую организацию) и вместе улучшать работу по подготовке к эвакуации в случае пожара.
Экскурсия в торговом центре проходит спонтанно — мы не успеваем осознать, какой продавец или магазин будет следующим. Но персонал подготовленный и механически производит все действия по тушению пожара. С огнетушителями они на «ты».
— Проверьте, прошел ли срок годности, — обращается Васильев к персоналу «Зеленого яблока» у эвакуационного выхода здания.
— Нет еще, — говорит и показывает работник ТЦ.
— А кто проверяет?
— Я проверяю.
— Не дай бог, если что случится, локализуете пожар на месте?
— Обязательно.
Пожарные краны везде соответствуют общим техническим требованиям.
— Пожарный кран, — говорит представитель ТРЦ, — установлен четыре года назад. Периодически разматываем, проверяем.
— Сколько метров?
— До центра
— Это сколько?
— 20 метров.
Васильев пытается узнать, насколько работники разных торговых фирм готовы объединиться и помогать друг другу в случае пожара.
— Если соседний загорелся, вы будете помогать?
— Конечно.
Однако и объединение усилий может не помочь, если не все в порядке с эвакуационными выходами. А они не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Это, кстати, проблема №1 в торговых центрах: или они слишком узкие и завалены инвентарем, или табличка не так висит, или выхода нет, или, еще хуже, выход ведет в тупик.
В «Зеленом яблоке» зеленым по белому написано «Выход», но висит табличка высоко, так, что не видно, пока не поднимешь голову.
«Надо на уровне глаз, вот я, например, не заметил, мы люди простые, побежим не в ту сторону», — замечает глава.
В магазине одежды ТРЦ «Этажи» выход наполовину полон вешалками и одеждой. Путь к выходу, конечно же, есть, но во время пожара его будет мало.
«Проход в вещевом узкий. Вы хотите больше продать, я понимаю, но не за счет территории эвакуации. Вы не видели в панике людей», — объясняет Васильев.
И резюмирует: «Мы с вами увидели, что, не все четко, но люди умеют пользоваться огнетушителями, знают, где они находятся, могут включить пожарный гидравлик».
— Работать надо каждый день. Кто-то из арендаторов, у вас их много, должен ходить по комплексу и проверять пожарную систему. Нам, с одной стороны, нужно обеспечить жесткий порядок, с другой стороны, нельзя ни в коем случае останавливать вашу работу: вы платите налоги и нужны людям. Надо проводить совместный диалог, помогать друг другу. Мы договорились о создании саморегулируемой организации, объединяющей все бизнесы. Каждый руководитель должен пройти аттестацию, и это должно быть прозрачно, с участием СМИ. Будем учиться, делать выводы, мы отвечаем за людей и в трудную минуту должны помочь им сориентироваться.
— Мы достаточно далеко, конкуренция не такая страшная, чтобы не советоваться друг с другом, тем более в безопасности, — соглашаются предприниматели.
— Сейчас лучше? — спрашивает Васильев у заместителя руководителя ГУ МЧС России по РД Олега Халилова.
— Да. Есть ощутимая разница.
Патимат Амирбекова (текст), Сергей Расулов (фото).
Читайте также:
Лестница в небеса. Что показала проверка МЧС в «Седьмом континенте»
Нариман Казимагамедов: «Этажи» — зеркальная копия «Зимней вишни»