Кроссфит появился на свет благодаря профессиональному гимнасту Грегу Глассману, который в 2000 году разработал систему физической подготовки, включающую в себя элементы различных спортивных дисциплин: от тяжелой атлетики и гребли до гимнастики и плиометрики (а вот сами спросите у «Гугла», что это такое). В мире полно как сторонников, так и противников этого вида спорта. Одни утверждают, что кроссфит может превратить обычного человека в универсального атлета, другие — что он скорее навредит суставам, сердцу и вообще подпортит карму на шесть реинкарнаций вперед. Разобрать кроссфит по косточкам мы решили с одним из инициаторов его развития в Дагестане, сертифицированным тренером Дибиром Гитиновым.
Гимнаст со штангой
— С чем связан такой интерес к кроссфиту?
— Есть мнение, что на сегодня кроссфит — вершина эволюции фитнеса. Был бодибилдинг, другие дисциплины, но лишь кроссфит сочетал в себе все виды спорта, став, по сути, универсальным многоборьем. Кроссфит — это система, которая лучшим образом развивает десять качеств: работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, выносливость, силу, гибкость, мощность, скорость, координацию, ловкость, баланс и точность. Если ты марафонец, — у тебя будет отличная сердечно-сосудистая система, сумасшедшая выносливость, но ты не сильный, ты не ловкий, ты не можешь работать с внешним весом. Другая крайность — пауэрлифтинг, когда ты поднимаешь бешеные веса, а вот с пробежкой — особенно на большие дистанции — у тебя проблемы. Как и с тем, чтобы залезть куда-то или проплыть определенную дистанцию. А кроссфит развивает тебя всесторонне.
Грег Глассман — гимнаст, который однажды решил, что ему не хватает силовых характеристик. И купил штангу. Ему в голову взбрела идея: смешать выбросы штанги с подтягиваниями. И так родился самый первый комплекс в истории кроссфита, который называется «Френ»: 21-15-9. Надо выполнить 21 подтягивание, 21 выброс штанги, потом 15 подтягиваний, 15 выбросов штанги и, наконец, девять подтягиваний и девять выбросов штанги.
— В течение какого времени?
— Чем быстрее, тем лучше. Сегодня есть люди, которые выполняют этот комплекс за две минуты. Это просто космос.
— Сам за сколько выполняешь?
— Я в последний раз замерял год назад: тогда было четыре минуты. Сейчас уже побыстрее.
— Когда ты впервые услышал о кроссфите, он сразу тебя зацепил?
— Да. Никакого скептицизма не испытывал с самого начала. Этот вид спорта заинтересовал меня сразу, меня зацепило разнообразие, ему присущее.
На диване тоже опасно
— В то же время у кроссфита есть много противников, которые заявляют, что заниматься этим видом спорта либо бесполезно — в лучшем случае, либо опасно для здоровья.
— Это нормально. Испортить здоровье можно в любой истории. Просто в кроссфите для этого предпосылок больше. В кроссфите присутствует эффект соревнований, причем на каждой тренировке — люди, которые стоят рядом с тобой и выполняют комплексы, что и ты, — твои соперники. На некоторых это действует не лучшим образом — человек уже закисляется, тело не слушается, но он все равно лезет под штангу. В этот момент он и может получить травму: от растяжки до перелома. Присутствует и риск ишемии.
Когда пульс за 170, 180, 190, сердце не успевает расслабиться, насытиться кислородом. Оно начинает рубцеваться, и в конечном итоге это может привести к инфаркту. Но надо понимать, что пульс 170 — 190 есть в каждом профессиональном виде спорта. Будет спортсмен работать на таком пульсе или нет — уже от тренера зависит. Грамотный специалист не позволит этому случиться.
Кроссфит опасен, да. Но если есть инструктор, который плавно тебя вводит в этот вид спорта, если ты сам осознаешь, куда ты идешь, то никаких проблем возникнуть не должно. Понимаешь – можно заработать кучу болячек, просто лежа на диване. Валяешься себе, кушаешь попкорн, попиваешь пивко и получаешь сахарный диабет. Причем гарантированно. Есть такая шутка: «Лучше износиться, чем заржаветь». Это, конечно, не руководство к действию. Но спорт в любом случае лучше бездействия и лени, потому что бездействие и лень несут больше вреда. Если пойдешь по пути тренировок, риск подорвать здоровье есть… но если на старте тебе объяснят: «Вот сюда не заходи пока, аккуратно работай», — то занятия кроссфитом принесут тебе только пользу.
— Тогда давай поговорим о тренерах в кроссфите. Насколько мне известно, в идеале у них должен быть сертификат. Как его получают? И можно ли вообще заниматься с тренером, у которого нет сертификата?
— Самый хороший тренер — это тот, который получил профильное образование. Закончил спортивный факультет, где он проходил педагогику, спортивную анатомию, физиологию и так далее. Пусть лучше у него будет фундаментальное образование, благодаря которому он понимает, как работает тело человека, как его можно грузить, а как нельзя, чем сертификат. Но если у тренера есть и то, и другое, то это вообще замечательно.
Как получают сертификат? На официальном сайте компании кроссфита сообщают, когда и в какой город приедут американские специалисты, чтобы провести сертификацию — ты можешь заранее забронировать себе место и приехать. Два дня проходит обучение и в конце второго дня — тестирование. Нужно на 80 процентов вопросов ответить правильно. Сертификат дает тебе правильный взгляд на этот вид спорта. Случайные люди не должны заниматься тренерской работой. Как ты доверишь своего ребенка учителю по физике, который только вчера узнал, что физика в моде, прибежал и говорит «Я — физик»?
Основа основ
— Есть мнение, что кроссфит только для «проверенных бойцов». Если я не занимался борьбой, плаванием или легкой атлетикой, мне в кроссфит-зале делать нечего.
— Это бред. Просто некоторые рассматривают кроссфит как некую подсобку. Кроссфит — самостоятельный вид спорта. А в любом виде спорта надо начинать с азов. Если так рассуждать, то давай вообще никого никуда пускать не будем. На борьбу нельзя идти неподготовленным человеком. Но ты туда идешь с детских лет. А у борцов постоянные травмы: грыжа, мениск, с сердцем проблемы. Но на это закрывают глаза. Если так уж разобраться, именно кроссфит должен быть фундаментом для любого вида спорта. Тут большое внимание уделяется технике выполнения упражнений. Есть принцип техника-стабильность-интенсивность. Мы к интенсивности переходим только после того, как заложим технику и добьемся того, чтобы первое повторение выполнялось так же, как и сотое, вне зависимости от того, насколько устал человек. У него уже язык может быть на плече от усталости, но сотое повторение он выполнит так же технично, как и первое.
— Следует ли спортсмену, занимающемуся кроссфитом, придерживаться какой-то диеты?
— Есть так называемая зональная диета — она оптимально подходит для человека, который занимается этим видом спорта. Ее разработал американский диетолог Бари Силс, как некую альтернативу всяким трэшевым диетам, из-за которых люди постоянно находятся в стрессовом состоянии.
Он предложил измерять еду в блоках для того, чтобы упростить подсчет принимаемых человеком белков, жиров и углеводов. Один блок — это 7 г белка, 9 г углеводов и 1,5 г жира.
В соответствии со своими параметрами и уровнем физической активности ты уже высчитываешь, сколько блоков тебе нужно принимать в течение дня.
— Как проходят официальные соревнования по кроссфиту?
— В три этапа. В феврале во всем мире стартуют «оупены» — CrossFit Open. В Интернете публикуется программа тренировки, у атлетов со всего мира есть возможность выполнить эту программу за несколько дней и записать свои результаты на видео либо зафиксировать их в аффилированных залах. Спортсмены, показавшие лучшие результаты на территории своих регионов, едут на зональные соревнования. Входишь в топ-5 на этих состязаниях, отправляешься на Игры. Просто попасть на CrossFit Games — уже фурор, это означает, что ты входишь в число сорока сильнейших людей планеты.
— Вот прям сильнейших людей планеты?
— Конечно. Профессиональные кроссфитеры в физическом плане превосходят морских пехотинцев, морских котиков и так далее. А в Играх участвуют лучшие из лучших.
— Я так понимаю, на Играх спортсмены до последнего момента не знают, что их ждет?
— Все верно. Спортсменов могут разбудить в четыре утра и сказать: все, ребята, соревнования начинаются прямо здесь и сейчас. Это одна из основных задач кроссфита — подготовить человека к любым ситуациям. Что бы ни было включено в программу соревнований: плавание, бег, работа со штангой — атлет должен быть готов ко всему.
— Соревнования проходят каждый год?
— Да, и сегодня в них принимают участие порядка миллиона человек.
Особенности дагестанского кроссфита
— Как кроссфит развивается в Дагестане?
— У нас в регионе есть привычка адаптировать — в нехорошем смысле слова — те или иные тренды, которые существуют в мире и в России, под себя. Мы такие все умные: берем какую-то тему, не вникая в первоосновы. Типа нам это не нужно — сами разберемся, что хорошо, что плохо. А в итоге, что хорошо, что плохо — определяет какой-нибудь авторитет, который, вполне возможно, далек от этой темы. Просто пользуется популярностью в тех или иных кругах.
Какой-нибудь борец скажет: вот это хорошо, и все начинают считать, что так оно и есть. Мы слишком зависимы от авторитетов. Эта черта мешает смотреть на кроссфит в чистом виде.
Изучить основы, добраться до истоков — нам это несвойственно. Я-то уже не нервничаю, когда где-то появляется очередной тренер по кроссфиту и делает что попало. В такой ситуации думаешь: ну, главное, чтобы не покалечил никого.
— На каком уровне сейчас кроссфит в Дагестане? Мы можем конкурировать на равных с другими регионами России?
— Фактор времени и фактор тренерской работы не в нашу пользу. В Москве этим начали заниматься лет восемь назад. А мы, по сути, развиваем кроссфит два года. Шесть лет — это большой запас. Кроссфит ведь многослойная штука. Спустя годы ты начинаешь замечать небольшие изменения в технике, которые дают существенный прирост в эффективности. Когда люди планомерно идут к результату — пусть это будет рывок со штангой 130 кг — то, к примеру, в Москве спортсмены шли к этому восемь лет, а мы всего два года. Но потенциал у наших ребят сумасшедший.
https://www.youtube.com/watch?v=eeia4faiYfI
— Есть ли в планах проведение каких-то соревнований в Дагестане?
— Конечно. В прошлом году на стадионе «Труд» мы проводили открытый республиканский турнир Spartan Games. В этот раз, может, получится договориться с «Анжи-Ареной». К тому же мы хотим провести этот турнир в рамках спортивного фестиваля, который, помимо кроссфита, будет включать в себя грэпплинг и кросслифтинг — это Дмитрий Клоков (серебряный призер Олимпийских игр в Пекине по тяжелой атлетике) придумал такую штуку. Очень похожа на силовой экстрим. За время надо пройти дистанцию, выполняя при этом друг за другом три-четыре силовых элемента, например, рывок гантели, становую тягу, перекидывание бревна и так далее. Думаем, проведем Spartan Games уже в июле, в масштабах СКФО. Я хочу пригласить судейский корпус из Москвы. Трех-четырех специалистов, имеющих большой опыт в таком деле. Вместе с ними будут работать и местные ребята, которые уже успели получить определенный опыт на республиканских соревнованиях. Надеюсь, в этом году в соревнованиях примут участие атлеты со всего Северного Кавказа.
Руслан Бакидов
Также читайте: Кроссфитеры решили поТРУДиться
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta