С прошлого четверга природа лишила меня устоявшегося ритма. Четверги продолжают эволюционировать и подкидывать пряники. Весна на моей улице, но почему я так сумрачен и молчалив? Снег 19 марта не выпал, но каким-то ветром занесло к нам знаменитого Когана с его бесценной скрипкой мастера Гварнери.
Партия «Единая Россия» победила для меня на все времена. На пресс-конференции, которую дал заслуженный артист РФ Дмитрий Коган в Национальной библиотеке, он рассказал о своём благотворительном концертном туре, организованном этой партией.
Как позже прояснилось, билеты на его концерт «Время высокой музыки» распространялись бесплатно по учреждениям культуры, учебным заведениям, музыкальным школам. Если кому-то их попросту впарили, оставим это на совести руководителей. Бесплатно распространялись и диски с записью концерта в музыкальных школах и училищах. Вечером зал был набит. Дополнительные места были организованы в проходах. Не каждый день к нам приезжает скрипач подобного уровня.
Гастроли по России Дмитрий начал с Дальнего Востока. И вот теперь прилетел в весеннюю Махачкалу. Как правило, в таком режиме времени на репетиции у музыканта не хватает и репертуар формируется, исходя из конкретных условий, уровня концертного зала, аудитории. Его слушатели — люди разного социального уровня и возрастных категорий.
— Музыка не имеет границ. Для меня большая радость выступать как перед президентами, так и простыми слушателями.
Дальше музыкант рассказал о том, как Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана приобрёл легендарную скрипку Гварнери дель Джезу «Ребрехт». Известно, что лучшие работы великого мастера оцениваются более чем в 10 миллионов долларов, и можно себе представить ценность подобного инструмента. 2 сентября 2011 года в Италии скрипка была передана Дмитрию Когану.
— Таких скрипок всего пять в мире. Несколько лет подряд в Москве наш Фонд проводит уникальный концерт — «Пять великих скрипок в одном концерте: Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини, Вильом».
Как музыкант я счастлив, что уникальная скрипка, достойная лучших мировых площадок, звучит для российских слушателей. Скрипка «Ребрехт», на которой я имею счастье играть, изготовлена в 1728 году кремонским мастером Джузеппе Гварнери. Первоначально она принадлежала королеве Франции Марии-Антуанетте и за свою почти трехвековую историю повидала немало сцен и владельцев. Скрипку берегли во времена войн и революций – и в благодарность она сохранила всю глубину своего мощного звучания.
Но от скрипки вернёмся к скрипачу. Хотя в скрипичном концерте инструмент имеет большое значение. Интересное дело, как возникают названия музыкальных инструментов. Для моего уха оно больше подходит для органа — реб-ре-хт, реб-ре-хт.
Дмитрий гастролирует с мамой, которая помогает ему в обустройстве быта. Молодой человек холостяк и всё свободное время проводит с музыкой. Хотя есть одна слабость, которая очень не нравится маме, — «люблю большие скорости».
Его дед, Леонид Коган, величайший скрипач XX века, ещё при жизни стал культовой фигурой. Его жизнь и творчество известны больше специалистам. Но телевидение сделало великую вещь. Если спросить сегодня тысячи моих ровесников о Когане, то большинство вспомнят художественный фильм 1982 года «Никколо Паганини» (режиссёр Леонид Менакер). В начале каждой серии возникала фигура Когана, который играл сочинения Паганини.
Запомнилась и песня в исполнении Альберта Асадуллина «Дорога без конца» (муз. С. Баневича, стихи Т. Калининой), которая стала лейтмотивом фильма-биографии. Эта песня очень подходит Когану-младшему, последние годы которого связаны с бесконечными гастролями.
А что, мне так и представляется. Туманным утром 20 марта, отыграв накануне свой очередной концерт, гениальный итальянец выходит из гостиницы, и ему подают экипаж. Из Махачкалы его дорога лежит в Геную. Никколо опирается на ступеньку и вдруг поворачивается и снимает чёрную шляпу… Вместо лица угрюмого генуэзца нам открывается улыбка Дмитрия Когана. Он подмигивает и, резко одёргивая из-под ног дорожный плащ, исчезает внутри экипажа. Кони уносят скрипача в незнакомые ногайские степи.
Реальность, мистификация, воздействие музыки или что-то из образа самого маэстро. А может, я повёлся на факт, что Дмитрий родился в один день с Паганини.
Наша справка: Дмитрий Коган родился 27 октября 1978 года в Москве. С 6 лет начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской консерватории. Образование продолжил в Академии им. Сибелиуса в Хельсинки. В десять лет Дмитрий впервые выступил с симфоническим оркестром, в пятнадцать – с оркестром в Большом зале Московской консерватории.
В 1997 году состоялся дебют музыканта в Великобритании и США.
Дмитрий Коган постоянно выступает в самых престижных концертных залах Европы, Азии, Америки, Австралии, на Ближнем Востоке, в странах СНГ и Балтии. Дмитрий Коган – участник престижных фестивалей мирового масштаба: «Карентийское лето» (Австрия), музыкальный фестиваль в Ментоне (Франция), джазовый фестиваль в Монтре (Швейцария), фестиваль музыки в Перте (Шотландия), а также в фестивалях в Афинах, Вильнюсе, Шанхае, Огдоне, Хельсинки. В фестивалях – «Черешневый лес», «Русская зима», «Кремль музыкальный», «Сахаровский фестиваль».
Особое место в репертуаре скрипача занимает цикл из 24 каприсов Н. Паганини, долгое время считавшихся неисполнимыми. В мире всего несколько скрипачей исполняют весь цикл каприсов.
— Было ли у вас, Дмитрий Павлович, внутреннее творческое соревнование с дедом? С каким чувством вы играли его вещи? Вам было мало лет, когда Леонида Борисовича не стало, и смотреть его выступления можно было только в записи.
— Леонид Коган до конца жизни для меня останется иконой. Он дитя своего времени и тех обстоятельств, в которых мог существовать. Хотел бы напомнить, что в Советском Союзе репертуар музыканта проходил серьёзную идеологическую цензуру. Его друг композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович рассказывал об ужасном периоде своей жизни, когда в их доме были арестованы все мужчины. Думаю, эти переживания отразились на его творчестве.
Что бы ни говорили, сегодня у художников полная свобода в творчестве. Мне никто не препятствует перемещаться с концертами по миру и не советует, что именно играть. Мировая исполнительская школа шагнула далеко вперёд, и то, что исполнял мой дед, пусть останется в истории музыки. Каждый музыкант должен идти своей дорогой. В Махачкале, к сожалению, Паганини так и не зазвучал. В концерте был «Андалузский романс» Пабло Сарате и многое другое. Были бурные аплодисменты, девушки с цветами, было «Браво! Браво!», а на улицах Махачкалы встречались приветливые лица. Неужели прониклись классикой? Хочется верить…
Остался без ответа один вопрос, который я так и не успел задать музыканту: «А на Северном полюсе вы играли в перчатках?»
Дурацкий вопрос, правда! Как раз под стать сумасшедшему четвергу.
Марат Гаджиев