В Ногайском районе прошел этнофестиваль традиционной кочевой культуры
Все началось с дюжины энтузиастов-коневодов, обсуждавших в WhatsApp все, что связано с тандемом ногайцы – коневодство. Со временем общение переросло в дружбу, группа разрасталась и оформилась в полноценный неофициальный клуб.
«Если так взять, у каждого зрелого ногайца есть моменты, воспоминания из прошлого, когда дед или отец сажали его малым на коня или катали на арбе, запряженной лошадьми. Эти моменты заставляют людей ностальгировать и скучать по тем временам, которые уже прошли. Одна из целей подобного мероприятия – это возродить интерес ногайцев к кочевому прошлому»,– рассказывает один из организаторов фестиваля Абдулла Атангулов.
Соответственно, многие участники фестиваля прибыли в поле под Терекли-Мектебом верхом. Самый длинный переход совершили тринадцать всадников из Карачаево-Черкесии – они прошли 438 километров.
«Весь путь занял семь дней, на восьмой мы уже доехали до кочевья. По пути сделали несколько остановок в селах, везде нас встречали с радостью – дети, старики, все дружно высыпали на трассу. Угощали мороженым, холодной водой, приглашали на перекус во дворы мечетей. На машинах провожали, сигналили, передавали напутствия», – поделился впечатлениями от похода Арслан Есинакаев.
А 61-летний житель дагестанского села Сангиши Камалудин Дамбузов стал самым возрастным верховым участником. Почти весь аул вышел провожать его с напарником. С собой он взял байрак (знамя) со всадником на эмблеме и меч… Дошел он благополучно, и меч ему не понадобился.
«Мне 61 год, и при моей жизни такого не было. Я выехал с товарищем на коне из Сангиши, чтобы посмотреть, выдержат ли всадник и конь такое расстояние, и мы выдержали. В следующий раз на конях поскачем с берегов Каспийского моря на Кубань», – рассказал он о планах.
Около ста всадников прискакало за день до этнофестиваля. Апофеозом стал их парад в Терекли-Мектебе. А на следующий день – байрам. Люди отдыхали, ели курале (ногайское национальное блюдо из приготовленного в земле мяса), играли на домбре/баяне, тягались между собой в национальные игры, выясняя, какой ногайский аул – самый крутой. Это святое: прийти в гости и не побороться друг с другом – все равно что зря приехать.
Была стрельба из лука, не скажу, что очень успешная. Видимо, луки и стрелы были какие-то неправильные.
Далее мужчины и дети тягались в «табан-тирес». Это когда двое участников садятся друг напротив друга, упираются пятками в доску, расположенную поперек, и начинают перетягивать палку – кто вытянул напарника, тот и чемпион. Со стороны это кажется безобидным спортом, но раньше было гораздо хардкорнее. Аксакал Караногая, местный авторитет в области этнографии и фольклора Тагир Акманбетов рассказывал, что в старину участники упирались друг в друга пятками, одной рукой тянули палку, другой хлестали противника плеткой. Выигрывал не столько самый сильный, сколько самый выносливый участник.
Но больше всего адреналин подскочил у всех именно на традиционном перетягивании канатов. В один момент даже канат не выдержал и оборвался в месте крепления к железному соединению.
А самым пиком байрама была борьба на лошадях – «авдарсув». Двое всадников садятся на коней без седел и пытаются повалить друг друга на землю. Это спорт для экстремалов, здесь нет клетки, нет амуниции. Только ты и твой конь. Зато если победил, ты – национальный герой.
Особенность ногайцев, да и, наверное, любого небольшого народа, в том, что здесь больше ценят не победы где-то за широкой степью, а победы именно в своем юрте, среди своего народа. Если ты победил на соревнованиях среди ногайцев, то в родном ауле тебя ждет триумф, девушки наперебой будут предлагать тебе засватать их, а аксакалы сложат о тебе легенды.
Конные переходы и, соответственно, этнофестивали по итогам перехода планируют проводить на регулярной основе, следующее место сбора кочевников – на Кубани в Карачаево-Черкесии.
Эмир Отевалиев. Фото — Никита Уразакаев
Читайте также Конские скачки и ослиные бега