В условиях занятости родителей учебные заведения должны брать на себя профилактическую работу, не оставляя лазеек для экстремистской пропаганды, направленной на молодежь республики, считает Руслан Гереев, и. о. проректора по воспитательной и социальной работе Дагестанского государственного педагогического университета. Своими наблюдениями руководитель Центра этноконфессиональных исследований Северного Кавказа, глава Общественного совета при миннаце поделился в беседе с «Молодежкой».
«А его родители даже не подозревают об этом…»
— Я исхожу из того, что нужно реалистично оценивать ситуацию, — пояснил Руслан Гереев. — К большому сожалению, часть родителей нынче так занята обеспечением семей (кто-то порой трудоустроен не на одной, а и на двух, бывает, и на трех работах), что у них не остается времени уделять своим подрастающим детям.
Я имею в виду не поверхностное эпизодическое внимание, а настоящее, глубокое, — такое внимание, когда отцы и матери в самом деле в курсе, чем, так сказать, дышат их дети.
И понятно, что может произойти без такого внимания, без доверительных взаимоотношений между родителями и сыновьями. За спиной близких у юноши могут появиться непонятные друзья, какие-то новые для него авторитеты, какие-то площадки в сети, где он черпает для себя информацию (и постепенно приобретает новые взгляды). И эти новые собеседники, эти сайты, социальные сети могут весьма энергично и негативно влиять на юношу. А его родители даже не подозревают об этом…
Важно, чтобы именно отец и мама были для сына и дочери, скажем так, старшим другом – уважаемым и авторитетным (и близким!) человеком. К которому они пойдут со своими вопросами, с сомнениями… К родителям, а не к незнакомцам где-то в недрах интернета.
Кстати, я имею в виду не только радикализм, есть и другие угрозы – наркотики и т. д. Просто в данном случае наша беседа проходит по тематике экстремизма.
В интерактивном формате
Так вот, как бы нас это ни огорчало, но в некоторых семьях реалии именно таковы. Значит, общество должно брать на себя обеспечение безопасности молодых людей от разного рода вредного влияния. В том числе и учебные заведения.
У нас в педагогическом университете эта работа поставлена системно. Не какие-то редкие разовые акции, а плотная активная работа. И мы ее проводим не для галочки, а с настроем на результат. К примеру, когда проходят встречи в актовом зале или в аудиториях, мы нацеливаемся на то, чтобы юноши и девушки, с которыми идет общение, понимали обращенную к ним речь.
Это, кстати, встречи в интерактивном формате: студенты могут задавать вопросы, что-то уточнить и т. д. Приглашаемые спикеры представляют самые разные круги: правоохранительные органы, миннац, муфтият, общественники и др.
Только в течение прошлого года по вопросам противодействия терроризму и экстремизму у нас было проведено 27 мероприятий, то есть чаще, чем дважды в месяц. Общее же количество акций близко к двумстам, я имею в виду мероприятия различного характера — социально-воспитательного, культурно-просветительского характера, антикоррупционной направленности и др.
Нужны четкие методические рекомендации
Но дело не только в мероприятиях. Диалог по тематике экстремизма между преподавателем и студентом может произойти прямо в ходе лекции – и хотелось бы, чтобы педагог давал учащемуся точные, аргументированные, убедительные ответы. Понятно, что для этого он сам должен предметно ориентироваться в теме, иными словами, иметь соответствующую подготовку.
В этой связи мы предлагаем разработать новые методические рекомендации для преподавателей и сотрудников образовательных организаций высшего образования с целью оказания им помощи в организации такой профилактической работы.
Подготовленные материалы должны избавлять педагога от необходимости самостоятельно разбираться в великом множестве постановлений, рекомендаций и методик по этой тематике.
Не упрощая тему
Некоторые педагоги, к сожалению, не всегда достаточно внимательны к данной проблематике по ряду причин. Это и приоритет других аспектов воспитательной работы, и недооценка степени важности и серьезности описываемой проблемы, и отсутствие необходимых знаний в области правовых и профилактических аспектов.
Кроме того, популярность темы приводит к ее неизбежному упрощению, появлению множества работ, в которых проблемы профилактической работы изложены недостаточно профессионально или неточно, с существенными ошибками практического свойства, вызванными поверхностным знакомством авторов с темой. А какие-то пособия и рекомендации устарели с юридической точки зрения.
Напоследок скажу, что нужны скоординированные и согласованные действия, в том числе по подготовке знаний и навыков самих педагогов в этом направлении (в том числе через предоставление упомянутых методических рекомендаций). Наша цель – сообща пресечь попытки распространения экстремистской и террористической идеологии в образовательной среде.