Об участии муфтията Дагестана в борьбе против экстремизма, о рекомендациях, как замечать и вовремя останавливать увлечение юношей и девушек идеями радикализма, «Молодежке» рассказал заместитель муфтия Мухаммад-хаджи Майранов.
— В последние годы в республике практически нет вооруженных группировок радикалов, молодые люди не уходят в «лес», не уезжают за рубеж в ряды печально известной группировки (запрещенной в РФ). Можно ли сказать, что в основном проблема решена?
— Нет, я исхожу из того, что проблема не решена. Если говорить о количестве терактов, да, их количество значительно уменьшилось. Но экстремистские настроения – их меньше не стало. Особенно в молодежной среде. Процесс радикализации населения не сбавляет своих оборотов. Очень много озлобленности – в адрес власти, в адрес представителей других конфессий, и даже внутри религии они кучу разделений, течений, враждебности распространяют.
— Расскажите о деятельности муфтията на этом направлении.
— Это очень широкий объем работы, которым занимаются и имамы на местах, и районные имамы, вообще все работники муфтията. Это противодействие тем агрессивным радикальным настроениям, которые я упомянул.
В частности, если говорить об отделе просвещения, то в каждом муниципалитете действуют его представительства. В столице республики это порядка 25 сотрудников – это и представители прессы, и те работники, которые непосредственно встречаются со школьниками, студентами высших и средних учебных заведений, спортсменами.
— Интересна ваша методика. Вот вы заходите в актовый зал. Там сидят сто и более юношей и девушек. Это разные люди, с разными взглядами, молящиеся, немолящиеся, с разными интересами, характерами и т. д. Как вы подбираете темы и слова, чтобы всем им было интересно?
— Один из наших основных приемов – отход от формата лекций и переход к общению в виде беседы. В общении с молодежью стараемся исключить официоз, говорить просто, на языке аудитории.
Эти диалоги имеют духовно-нравственный воспитательный характер. Наша задача – просвещение: с точки зрения религии мы рассказываем о ценностях, о нравственных устоях наших предков, которые дошли до нас.
Мы стремимся к тому, чтобы не было подмены ценностей, чтобы чуждые нам идеологии и культуры не навязывались и не распространялись здесь.
Это беседы на разные темы – отношение друг к другу, отношение к старшим, к приобретению знаний. В том числе и профилактика экстремизма.
Помимо бесед мы проводим мероприятия в форме круглых столов, конференций, презентаций.
— Были ли у вас интересные случаи на таких встречах? Может быть, острые вопросы из зала?
— Да, всякое бывает, ведь это открытая беседа. Обычно в зале такая теплая раскрепощенная атмосфера, и юмор, и шутки звучат. И студенты прямо спрашивают, о чем хотят.
Мы в таких случаях стараемся не уклоняться от заданных вопросов и даем ответы.
— Родители многих юношей и девушек, так сказать, — простые работяги, люди, занятые своим трудом, делами, к тому же они могут глубоко не разбираться в вопросах религии и радикализма. На что им обращать внимание в воспитании и поведении своих сыновей? Когда надо бить тревогу? То есть что можно считать опасным сигналом? Надо ли проверять, с кем сын общается, кто у него друзья, какие сайты в Интернете он читает?
— Тут я скажу вот что. Важный посыл родителям – следить за воспитанием своих детей. Общаться с ними, уделять хотя бы минимум внимания этому.
Да, многие родители нынче (и мужья, и жены) заняты зарабатыванием куска хлеба, некоторые вкалывают на двух, на трех работах. Но как бы ни отнимал время труд, направленный на то, чтобы прокормить свою семью, нужно стараться не забывать о воспитательной стороне.
А самый доходчивый прием нравственного воспитания известен: не сосредотачиваться на словесном воспитании, а самому стремиться быть таким, каким мы хотим видеть растущего ребенка.
Определенный уровень грамотности, образованности нужен и в вопросах религии, в том числе касательно нашего отношения к радикализму. Ведь ребенок, не получивший ответов на свои вопросы дома, отправится искать их в других местах.
Хорошо, если в этих других местах ответы ему будут давать компетентные люди – имамы, алимы, представители муфтията. Иначе, если он окажется добычей сторонников радикализма, то уже они будут для него учителями…
Как этого избежать? Просвещаться, приобретать знания. При центральной джума-мечети Махачкалы есть магазины с исламской литературой. И я бы порекомендовал книгу «Основы религии и жизнеописание Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует». Эта книга коротко и лаконично дает базовые знания для каждого, кто хочет увеличить свои знания об Исламе.
И еще одна книга — «Благонравие праведников». Она рассказывает о духовных ценностях и не просто говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо, а объясняет, почему нам важно быть хорошим человеком.
Также назову книги «Истории пророков» и «Кто они, неохариджиты?» — последняя как раз на тематику антиэкстремизма.
— Как вы считаете: если юноша сам ничего криминального еще не совершил, но уже увлекся агитацией экстремистов (допустим, регулярно смотрит их видеоролики в Сети) – часто ли удавалось спасти этих ребят от дальнейшего вовлечения в радикализм?
— Террористами люди сразу не становятся. Начинают они с поглощения экстремистских идей – черпая их продукцию в социальных сетях, смотря различные видеоролики, слушая горе-проповедников. И на этом этапе он уже идет по тропинке терроризма, в ее начальной стадии.
Что делать? Я обращаюсь к юношам и девушкам: если у них возникают спорные вопросы канонического характера — муфтият Дагестана готов на эти вопросы отвечать.
Мы не навязываем, мы не принуждаем следовать за муфтиятом, но наши двери открыты. Мы говорим, что у нас есть духовный лидер, вокруг которого должны объединяться все мусульмане. Если у кого-то имеется иное мнение и он готов спокойно его высказать – мы готовы выслушать каждого.