На прошлой неделе в Санкт-Петербурге прошел международный форум «Устойчивое развитие горных территорий». На горном саммите дагестанская делегация во главе с председателем правительства подняла проблемы развития гор на федеральный уровень, а успехи Дагестана в реализации горной политики были отмечены его участниками, сообщали пресс-релизы.
О том, как Страна гор развивает и планирует развивать горы (простите за тавтологию), «Молодежка» поговорила с участником форума, одним из авторов республиканского закона «О горных территориях Республики Дагестан», председателем общественного совета при минэкономразвития Дагестана, доктором географических наук, профессором Дагестанского государственного университета народного хозяйства Шахмарданом Мудуевым.
«Ничего утопического в этом не было»
– Шахмардан Ситтикович, буду цитировать вас сейчас, как Познер. Вы – один из авторов республиканского закона о горных территориях, принятого в декабре 2010 года, и вообще, занимались вопросами развития гор, когда это еще не было мейнстримом. В 2012 году в нашем с вами интервью вы сказали, что если республика продолжит сидеть на дотациях, а жители будут держать одну корову и ничего не делать, в горах жизнь не улучшится, и ждать, что кто-то придет и поможет, не нужно.
«Речь идет о квалифицированном труде, о новых производствах, о новых технологиях, подходах к землепользованию и т.д. Мы не должны ждать, пока нам кто-то что-то даст, мы должны сами добывать и добиваться качественного уровня жизни для себя. Нам самим необходимо шевелиться, и серьезно шевелиться», – говорили вы тогда.
Не кажется ли вам сейчас утопичным то, о чем вы тогда говорили?
– Да, действительно, в конце 1990-х – начале 2000-х годов мы, занимаясь разработкой закона о горных территориях, надеялись на будущее, и перед тем, как в 2012 году была принята стратегия социально-экономического развития республики, я говорил то, что вы упоминаете. С тех пор прошло больше десяти лет, и мои слова до сих пор актуальны. Ничего утопического в тех тезисах не было. С 2019 года в Дагестане, единственном в России субъекте, удалось начать реализацию той горной программы, о которой мы мечтали. За это время более трехсот человек (это и личные подсобные хозяйства, и самозанятые, и индивидуальные предприниматели) получили государственную поддержку в горах. Начали организовывать производство, с государственной помощью покупать технику. Реализуется то, что, как мы предполагали, необходимо делать для улучшения жизни в горах. Мы постепенно идем по этому пути. Продолжать нужно и дальше, но еще более серьезными и эффективными мерами.
Республика действительно не должна была (и не стала) ждать. Тогда, работая в минэкономразвития республики и курируя этот вопрос, я получил полную поддержку и министра, и правительства Дагестана, и республиканского парламента. Мы подготовили необходимый пакет документов и оказались единственной республикой с таким пакетом и практической реализацией горной политики на региональном уровне. В этом направлении мы лидируем по стране. На нас смотрят, обращают внимание, поэтому важно, как я понимал и понимаю, было выйти на федеральный уровень, чтобы оказать действенную помощь не только нашей республике, но и всем горным территориям РФ, ведь горное население страны, начиная с революционных времен, было фактически брошено без внимания. Это надо исправлять. Поэтому этот вопрос мы пытались поднять на федеральный уровень. С этой целью глава Дагестана Сергей Меликов на Первой инвестиционной выставке в Минводах поднял этот вопрос на встрече с председателем Правительства России Михаилом Мишустиным.
– Вы говорите, что Дагестану этот горный саммит нужен был для того, чтобы обратить внимание федералов на все горные территории страны. Но что конкретно самому Дагестану нужно от федеральной власти для развития горных территорий? Видя, что дагестанское правительство прикладывает усилия для вывода «горного вопроса» на федеральную повестку, можно сделать вывод, что справиться сами без помощи мы не можем…
– Дагестану этот горный саммит был нужен, чтобы обратить внимание федералов на все горные территории России, в том числе на Республику Дагестан.
Самому Дагестану необходимы очень серьезные средства для развития горных территорий. Бюджет у нас дотационный, и финансовой поддержки именно в этом направлении республике явно не хватает. Что такое 70-75 млн рублей для такой большой территории, где проживает около миллиона человек? Поэтому актуализация горной политики, принятие федерального закона о сохранении и развитии горных территорий и программы социально-экономического развития горных территорий будут предусматривать развитие социальной инфраструктуры, дорожной сети и принятие мер по повышению занятости населения. Участие в горном форуме солидной делегации под руководством председателя правительства Дагестана значительно усилил и впечатлил организаторов и участников мероприятия, стало ясным шагом к серьезной работе по развитию горных территорий, дало импульс и другим субъектам, и федералам к решительным мерам поддержки горцев.
Перенять опыт Кыргызстана
– Какие инвестиционные и инфраструктурные проекты за последние десять лет республиканские власти реализовали в горных районах Дагестана?
– За десять лет после принятия закона о развитии горных территорий и программы социально-экономического развития в республике сделано очень много работы. К примеру, за последние 2-3 года более 150 млн рублей было направлено на создание рабочих мест. За эти десять лет проделана огромная работа по развитию социальной инфраструктуры. В каждом районе ежегодно сдается в эксплуатацию по одной, по две школы, строятся новые типовые фельдшерско-акушерские пункты, строится и реконструируется очень много дорог. Асфальтированы дороги до райцентров, идет газификация, хоть и не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Эта республиканская инвестиционная программа, в которой задействуются федеральные и республиканские средства, продолжается.
– Что конкретно планируется делать федеральными и республиканскими властями в горах Дагестана в ближайшие годы? Есть ли какие-то конкретные, осязаемые шаги, о которых можно говорить?
– На горном саммите состоялся круглый стол, организованный правительством Дагестана. В нем приняли участие более ста человек, включая делегатов из горных стран Азии (таких, как, к примеру, Кыргызстан), реализующих у себя горную политику, и представителей федеральных органов исполнительной власти, в том числе директор департамента Министерства экономического развития РФ Игорь Храновский. По итогам этого круглого стола приняты и будут направлены в органы исполнительной власти рекомендации. В дальнейшем планируется обмен опытом (возможно, в скором времени дагестанская делегация посетит Кыргызстан для изучения их практик) и создание информационной базы, необходимой для разработки нормативно-правовых актов на федеральном уровне. Цель всего этого – выработка конкретных мер для поддержки жителей горной зоны, включая водоснабжение, газификацию, реконструкцию энергосетей, строительство дорог (в том числе кольцевых для сокращения пути между горными районами), развитие туризма, льготные режимы и субсидии для населения горных районов. Это касается и производственного комплекса, и социальной сферы. Все эти пункты будут предусмотрены при формировании федеральной горной политики.
«Я не могу понять эту пассивность»
– А какой вы видите идеальную программу развития горных территорий для Дагестана? Какие основные и принципиальные пункты должны в ней содержаться?
– Идеальной программы быть не может, но для сохранения в горах жизни, обеспечения жизнедеятельности, создания комфортных условий, сохранения культурного и исторического наследия, горной архитектуры и вековых традиций ведения хозяйства — необходима государственная поддержка. В чем она должна заключаться? Это льготный режим в социальных вопросах, соответствующие коэффициенты надбавок, компенсаций, субсидий, доведение до горных населенных пунктов научно-технических и информационных ресурсов, дорожно-транспортное обеспечение самых отдаленных населенных пунктов, достаточно качественное обеспечение энергоресурсами и топливом, компенсация производственных издержек, связанных с транспортными расходами, горюче-смазочных материалов и т.п.
К сожалению, при всей заинтересованности и усилиях председателя правительства и министра экономического развития республики муниципальные власти на местах, главы районов так и остались на уровне 2012 года. Я не могу понять эту пассивность руководителей районов и сел, которые обязаны заниматься развитием своих территорий. Почему я об этом говорю? Потому что, какие бы мероприятия по этой проблематике ни проводились, какие бы вопросы, касающиеся развития горных территорий ни поднимались, всегда отвечают с неохотой, какими-то отписками. Они и сами не вовлекаются в эту работу, и не вовлекают в нее предпринимателей и жителей своих районов. Поэтому и за господдержкой при создании производств в горах обращались 1-2 человека со всей республики, а за последний год 6-8 муниципальных образований вообще не участвовали в реализации программы социально-экономического развития.
Туризм, недостойный дагестанца
– В 2012-м вы также говорили о необходимости вовлечения людей в экономическое развитие горных районов, реализации системных проектов, которые создадут Дагестану хорошие условия для развития туризма. Но выходит, что вовлекать людей и не нужно: они сами вовлеклись там, где есть для них выгода. Ну и туризм в республике начал сам развиваться – Дагестану помогли не системные проекты, а случай – ковид и закрытые границы.
– Да, можно сказать, что внутренний туризм в нашей республике и в целом по стране начал развиваться по причине закрытия границ и санкционного давления, но многие ошибочно считают, что условия для развития туризма и производства в нашей республике образуются стихийно.
Какой-то элемент стихийности, конечно, присутствует, но не нужно забывать, что этот вопрос поднимается на уровне президента страны на протяжении последних нескольких лет и регионам выделяются на это соответствующие средства. У нас туризм начал развиваться хорошими темпами, поэтому он позволит развивать и традиционные для наших гор отрасли, такие как сельское хозяйство, производство мяса и других продуктов питания.
– Туризм в сегодняшних формах и реалиях, которые мы имеем в Дагестане, – это верный импульс для развития горной зоны или игла, создающая иллюзию развития, как вам кажется?
– Туризм в Дагестане имеет несколько оттенков. Во-первых, это связано с тем, что дагестанцы не были никогда туристами сами и не принимали раньше туристов у себя, поэтому один из проблемных вопросов стандартного развития туризма у нас – отсутствие квалифицированных кадров в отрасли. Мы же знаем и понимаем, что работать в сервисе туризма может не каждый дагестанец из-за возможного общественного осуждения. Некоторые считают это унизительным или недостойным дагестанца.
Во-вторых, у нас в горах отсутствует необходимая дорожно-транспортная, гостиничная инфраструктура, инфраструктура общественного питания, наблюдается нехватка санузлов, а те, что есть, не соответствуют стандартам, плюс к этому – далеко не везде есть водопровод, в особенности – теплая вода.
В-третьих – это общественное мнение о росте цен при росте числа туристов и религиозная составляющая. Эти и подобные проблемы не способствуют развитию объемного туризма как отрасли, способствующей общему росту экономики. Замечательно, что из года в год растет число туристов, открываются новые локации, маршруты, в том числе и для самих дагестанцев, но если не решить эти проблемы, полномасштабного развития туризма в Дагестане может и не состояться.
А на сегодняшний день — да, туризм в Дагестане пока как игла для развития горной зоны. Вы правильно ставите вопрос.
Бэла Боярова