Хронология событий в аэропорту «Уйташ»
Прошедшая неделя стала проверкой на прочность для каждого из нас – населения, чиновников и политиков, представителей правоохранительных органов и информационного сообщества. Каждый пережил, и до сих пор переживает, события, которые развернулись 29 октября в аэропорту «Уйташ», по-своему. Для того чтобы взглянуть на все произошедшее масштабированно, мы восстановили хронологию событий того дня.
Однако началось все по сути несколькими днями ранее – когда в Сети начали распространяться сначала скрины переписок (подтверждение их фейковости или, наоборот, оригинальности – дело специальных структур) с «Авито», где обсуждалась возможность снятия жилья евреями в дагестанских городах, а потом и разговоры о том, что граждане государства Израиль могут прилететь из «земли обетованной» на землю дагестанскую. Все это вылилось в то, что хасавюртовские мужчины, поверив в инфовбросы одного небезызвестного проукраинского телеграм-канала, в заклинательной ярости и под покровом ночи стали искать евреев в отеле «Фламинго». Несмотря на все старания — не нашли. Это происходило 28 октября.
Пока продолжались поиски, указанный выше проукраинский канал (сейчас, к счастью, он заблокирован) продолжил свое черное дело: появились призывы идти искать представителей еврейской нации в аэропорту Уйташ, дескать, прилетает самолет и вот тут-то поиски увенчаются успехом.
Нерв толпы был пойман, помимо провокаторов, на призыв откликнулись и обычные дагестанцы, которые наиболее остро переживали события в Палестине и бомбардировки мирного населения сектора Газа израильскими войсками.
Битва за Уйташ
Информация о том, что дагестанцы начали стягиваться к аэропорту (что спровоцировало большую пробку на подъезде к нему), начала появляться после шести часов вечера 29 октября. Целью стал рейс из Тель-Авива (Бен-Гурион) – самолет приземлился в 19:00 по мск. В восемь вечера появились первые видео протестующих – никаких четких лозунгов, только поиск граждан Израиля. В промежутке между 8 и 10 часами вечера неуправляемая толпа (порядка 1,5-2 тысяч человек), подогреваемая провокаторами, успела снести ограждения в аэропорту, проникнуть в здание и начать громить внутренние помещения, ища евреев. Полицейские, прибывшие на место первыми, пытались уговорить толпу людей не совершать противоправные действия. Чуть позже подъехали министр по национальной политике и делам религий республики Энрик Муслимов и министр по делам молодежи Камил Саидов. Надо отдать им должное, они сделали все, чтобы утихомирить собравшихся там людей.
Тем временем из-за ситуации в аэропорту был задержан выход пассажиров и с других рейсов. Сообщается, что в том самом «еврейском» самолете есть дети и больные после операции, а самих евреев… Совет национальной безопасности Израиля сообщает, что на рейсе, прибывшем из Тель-Авива в Махачкалу, не было евреев и израильтян.
Толпе людей это — не объяснишь. Митингующие прорываются к самолету, раскачивают полицейскую машину, заглядывают в турбину самолета в поисках евреев (рождается завернутый в легенду мем, с которым, к несчастью, еще долго будут ассоциировать Дагестан), прибывает спецназ, происходят локальные столкновения.
Время суток позднее, темно, некоторые горячие головы находят-таки отдушину и «назначают евреем» Мамадалиева Дильшота Махмутовича, сердечно-сосудистого хирурга, флеболога, кандидата медицинских наук, который оказался «под рукой». У него даже отбирают паспорт, чтобы провести «идентификацию Мамадалиева». Неизвестно, как далеко зашла бы толпа агрессивных людей, но талантливого врача не дали в обиду сотрудники правопорядка. Он был освобожден из недружелюбных «дагестанских объятий», а аэропорт, увы, – еще нет.
Новые рейсы – перенаправляют в соседние города. Скандал растет как снежный ком. Его последовательно комментируют муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, глава республики Сергей Меликов, председатель правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов, спикер Народного собрания Дагестана Заур Аскендеров и многие другие. Событие перерастает не только региональный и федеральный уровень, но и попадает в мировые сводки новостей. В свою пользу его трактуют и украинские власти.
После полуночи
Правоохранительные органы возбуждают уголовное дело по ст. 212 УК («Массовые беспорядки»). Сообщается, что более 500 человек уже идентифицированы силовиками. Позже эти данные будут подкорректированы — задержаны 60 человек, всего установлены 150 участников беспорядков.
В результате беспорядков есть раненые, сообщает минздрав Дагестана. Пострадали 20 человек, среди них – полицейские.
Уговорить разойтись большую часть протестующих удалось только к полуночи. Полностью территория аэропорта была «освобождена» ближе к 2 часам ночи.
Правительство Дагестана переходит на круглосуточный режим работы – в Сети появляются кадры с заседания оперштаба по общественно-политической ситуации в регионе.
«Конечно, нормальный человек не может воспринять, что бомбят больницы, дома, где живут старики, дети, женщины. Никто не может согласиться с тем, что более 7500 палестинцев убито на войне. Здесь мы поддерживаем линию нашего президента Владимира Путина, который говорит, что мы должны быть на стороне справедливости и правды. Любой конфликт и любая война заканчивается миром. Но то, что у нас в республике произошло вчера и сегодня, – это не образ жизни дагестанцев. Испокон веков дагестанцы – люди взвешенные, справедливые, грамотные и образованные»,
– заявляет на оперштабе
Абдулмуслим Абдулмуслимов.
Следуют публичные реакции на произошедшее, реакции на реакции. Все комментарии сводятся к тому, что благоразумие – лучшая черта храбрости.
Ущерб, нанесенный аэропорту после произошедших там беспорядков, предварительно оценили в 285 млн рублей. Об этом сообщил депутат Госдумы, экс-мэр Дербента Хизри Абакаров.
Какой реальный ущерб нанесен имиджу Дагестана – пока сказать трудно.
Разбор полетов и новый виток
Утром 30 октября глава республики выступил перед журналистами и ответил на их вопросы. Общественности стало известно, что:
- с 7 октября ни одна заявка на проведение акций в поддержку Палестины не поступила в муниципалитеты;
- поддержку в организации беспорядков оказывали лица, которым не нравятся преобразования в Дагестане;
- действия правоохранительных органов, сотрудников аэропорта, прибывших на место министров молодежи и национальной политики помогли купировать конфликт и избежать большего количества пострадавших;
- главе республики стыдно за те события, «которые произошли вчера, потому что Дагестан и на Кавказе, и на территории всей нашей России, а может быть, и шире, всегда был оплотом дружбы».
Он также отметил, что в других регионах СКФО, где тоже переживали за мирное население сектора Газа и пострадавших в ходе бомбардировок, несмотря на «какие-то одиночные проявления, подобного беспредела не произошло». «Люди выражают поддержку палестинцам, но выражают ее достойно и цивилизованно. И только у нас в Дагестане мы в очередной раз показали недостойное поведение наших земляков. Их немного, но, тем не менее, оценку дают сегодня Дагестану», — отметил Меликов.
В течение дня идет обычная информационная работа, скорректированная и взвешенная, она в том числе направлена на объяснение общественности, что дагестанцы не являются и никогда не были антисемитами, народ толерантный и гостеприимный.
Вечером президент страны Владимир Путин проводит совещание по поводу событий в Дагестане, где обращается к главам регионов и силовикам со словами о необходимости действовать своевременно при защите межнационального и межрелигиозного согласия. «Когда смотришь на окровавленных, погибших детей, страдания стариков, гибель медиков на Ближнем Востоке — кулаки сжимаются, но эмоции недопустимы», — отмечает президент страны.
По его мнению, страшные события в секторе Газа ничем нельзя оправдать, а ключ к решению конфликта на Ближнем Востоке – создание суверенного, полноценного палестинского государства.
Вечером следующего дня, 31 октября, Сергей Меликов встречается с общественными деятелями, депутатами и журналистами. В ходе встречи глава республики довольно жестко критикует людей, которые ранее «штурмовали» аэропорт. Он сообщает, что ни одна просьба по смягчению отношения к задержанным им удовлетворена не будет.
«Вы не мужчины! Вы жалкие трусы. Вы вперед толкали женщин, не показывали лица свои, вы трусы. Вы поддерживаете тех, кто противостоит нашим бойцам на СВО»,
– негодовал Сергей Меликов.
В ходе встречи высказались почти все. Настолько, насколько позволял формат и длительность проведенного мероприятия.
Так, например, главный редактор газеты «Молодежь Дагестана» Рамазан Раджабов отметил слаженную и результативную работу правоохранительных органов, которые выступали в том числе и в качестве «переговорщиков», а также акцентировал внимание на том, что к протестующим должны были выйти известный спортсмен или религиозный деятель, которые пользуются у населения авторитетом.
С мероприятия, кажется, все ушли с собственным мнением, но как минимум люди друг друга услышали, а это многого стоит в ситуации, когда вопросы, стоящие на повестке, очень сложные. Как в моральном плане, так и психологическом. Это, в принципе, подтвердилось на следующий день.
Послевкусие. Казнить нельзя помиловать
Вопрос морали и сочувствия пересеклись с вопросом права и ответственности. И получился дикий узел, который сложно развязать. Просто так перенастроить перспективу будет сложно, но другого выхода нет. Придется.
Тезисы, которые прозвучали на встрече с общественными деятелями, депутатами и журналистами, добавили дров в дискуссию о том, как относиться к людям, которые штурмовали аэропорт, совершили уголовно наказуемые деяния, но делали это, попавшись на провокацию западных спецслужб и подогретые фотографиями и видео убийств израильской армией детей, женщин и стариков.
За «аэропортовских» вступились некоторые блогеры, Хабиб Нурмагомедов, юморист Омар Алибутаев, чемпион мира по вольной борьбе Махмуд Магомедов, глава Духовного управления мусульман Татарстана Камиль Самигуллин. Основной лейтмотив – призыв пожалеть «аэропортовских погромщиков», проявить сабур и не ломать судьбы молодых людей.
Месседж оказался достаточно сильным для того, чтобы снова «сесть» за «стол переговоров». Глава республики Сергей Меликов в ходе очередного пресс-подхода пояснил, что наказание ждет не всех участников событий в аэропорту, а только самых злостных нарушителей (которые громили помещения, кидались кирпичами в полицию и совершали другие, ярко выраженные незаконные действия). По мнению Меликова, в Дагестане не должна складываться «всепрощенческая система», тогда как каждый должен отвечать по степени своей вины. По вине некоторых из этих людей трое сотрудников полиции – на больничной койке, один – в тяжелом состоянии. Кто-то же должен за это ответить, — считает Меликов.
Конечно же, история на этом не закончится. Слишком большой шум для такой маленькой республики, который, к несчастью, поднял на новый уровень дихотомию слов «свой — чужой», а также спровоцировал новый антидагестанский всплеск. Как это отразится на нас? Вопрос не зря имеет форму рыболовного крючка. Отчетливо надо понимать то, что Дагестан, то ли по воле случая, то ли по роковому безволию, оказался на передовой той борьбы, которую ведет государство. А значит, нужно сделать выводы из произошедшего – так как это, к сожалению, не последний акт.
Цитата:
Депутат Госдумы РФ Сайгидпаша Умаханов: «Люди, солидарные с политикой Израиля, не будут возвращаться в Дагестан. А если наши коренные таты возвращаются на свою малую родину, никто не вправе ограничить им свободу жить с нами, как и много веков до сегодняшних событий. Президент Владимир Владимирович Путин дал ясный сигнал и ориентиры. Если все будут следовать этим сигналам и соблюдать законы нашей страны, то никто не ошибется».
Тимур Магомаев