Мир, человечество, природа… всегда в движении, и без движения нет жизни на планете. Исчезают империи, создаются новые, уходят в загробный мир миллионы, рождаются новые миллиарды… И многое другое происходит на свете, однако надо отметить, что человек после себя должен оставить заметный след. Это и крупные мегаполисы, и огромные предприятия, и красивые ансамбли архитектуры и зодчества, и духовные ценности. Века сменяют друг друга, история уходит вглубь, многое для новых поколений остается тайной. Наблюдая за такими процессами, доктор исторических наук, профессор ДГУ Хидир Рамазанов написал: «Каждый здравомыслящий человек должен и обязан знать свою историю, своих героев и мыслителей, поэтов и художников, чтобы чувствовать связь времен, ощущать себя человеком и быть достойным своих предков».
А таких героев и мыслителей, общественных и государственных деятелей, поэтов и художников Страна гор выдала много. И одним из них является Сулейман Стальский – народный поэт Дагестана, оцененный великим Максимом Горьким как Гомер XX века, общественный деятель, выразитель чаяний трудового, закабаленного народа. Сулейман Стальский был рожден для подвига, и он совершил его в поэзии, став одним из основоположников дагестанской литературы. И с уверенностью хочу сказать, что его страстная поэзия принадлежит не только прошлому, нашей современности, но и будущему.
Сулейман Стальский. С 30-х годов ХХ века это имя было на устах у всех. Я впервые о нем услышал от покойного (рахмат ему) дедушки Ибрагима. Дело было в том, что он и известный в Южном Дагестане поэт Хпедж Курбан были ровесниками и закадычными друзьями. Вместе они протопали почти все дороги Кюринского округа. Дедушка как бы являлся хранителем наследия Хпедж Курбана. Многие его стихи он знал наизусть, кроме того, хранил у себя тетради с его произведениями, написанные на родном языке, используя аджаб (арабский алфавит). Вечерами к дедушке часто приходили односельчане, и он читал им стихи Курбана, рассказывал о его жизни и встречах с Сулейманом из Ашага-Сталя в чайханах, на базаре Касумкента.
Как утверждал и мой дедушка, и житель села Икра Курахского района Махсуд Тагиров, который занимался сочинительством, Хпедж Курбан и Сулейман Стальский были хорошими друзьями. Они часто встречались на каких-то мероприятиях, торжествах и уважительно относились друг к другу. Конечно же, между ними иногда происходили и творческие споры, поэтические мини-состязания.
В шестом классе покойный (рахмат ему) отец взял меня с собой на кинофильм о Сулеймане Стальском. В седьмом классе я прочитал на лезгинском языке книгу «Поэт» Эфенди Капиева. Через год наш класс на грузовой бортовой автомашине (других возможностей тогда не было) поехал в с. Ашага-Сталь и посетил музей великого поэта. Нас радушно принял его сын Мирзе-Юсуф, директор музея. Нам показали домашнюю утварь поэта, кровать, где он спал, автомашину, которую ему подарил «староста» Страны Советов Калинин, и многое другое. Мирзе-Юсуф читал его стихи, рассказал о сложной и достойной жизни отца. Короче, впечатлений было так много, что мы всю обратную дорогу в горный аул Хпедж (Курахский район) пели песни, читали во весь голос стихи Сулеймана.
Позднее, когда учился на филологическом факультете ДГУ, я поближе познакомился с творчеством Гомера ХХ века и восхищался его незаурядным талантом.
Было еще и время, когда о Сулеймане Гасанбекове знали только односельчане, друзья, кунаки, товарищи по ремеслу. И кто же помог ему в те годы приобрести такую известность?
Как отмечают многие литературоведы, честь открытия для Дагестана и всей страны талантливого поэта принадлежит ученому-лингвисту, писателю и журналисту Гаджибеку Гаджибекову. Их знакомство состоялось в 1925 году в Ашага-Стале, когда Гаджибеков записал со слов Стальского несколько стихотворений («Соловей», «Двуногий осел», «Муллам», «Свобода-счастье»), вошедшие в московский сборник 1927 года.
Здесь уместно несколько слов сказать о Гаджибеке Гаджибекове. В 1923 — 25 гг. он учился в Коммунистическом университете им. Свердлова (Москва) и создал кружок студентов-лезгин, обучающихся в ряде столичных вузов. Во время каникул члены кружка приезжали в родные села, собирали фольклор, песни, а Гаджибеков искал мастеров художественного слова. Так он смог собрать и опубликовать книгу лезгинских поэтов на арабском шрифте в Москве.
Позже знакомство Г. Гаджибекова и Стальского переросло в крепкую дружбу. Ученый высоко ценил талант Сулеймана, оказывал большую помощь поэту в его творческой работе. Он делал все, чтобы ни один стих, ни одна строка его не потерялись, и поэтому не жалел времени и сил, чтобы издать их.
В жизни и творчестве поэта немаловажную роль сыграл и образованнейший человек, писатель Эфенди Капиев. Несколько лет он, так сказать, жил и работал вместе с Сулейманом, и Капиев видел его в разных ситуациях. Он дал ему очень большую оценку. Так, он сказал: «Неграмотный певец был не так уж прост, он был мудр, он был подлинным творцом и понимал больше, чем наши кандидаты филологических наук». Искренне полюбив создателя таких жемчужин поэзии, Эфенди Капиев написал о нем книгу «Поэт», создав великолепный, многогранный, настоящий образ поэта-горца, поэта-гражданина, поэта-мудреца, поэта-труженика.
Нынешнее поколение мало знает или вообще не знает о жизни и творчестве наших классиков, ведь они не читают книг. Поэтому чуть-чуть остановлюсь и на биографии поэта.
Сулейман Стальский родился 17 мая 1869 года – в очень глухое для Дагестана время – в сел. Ашага-Сталь Кюринского округа. В Стране гор провели административные реформы. В этом году специальным царским уложением ханства были заменены округами, которыми управляли царские военные чиновники, генералы и полковники. Народ, как и прежде, под властью местных ханов и царских приспешников жил в нищете и бескультурье.
Сулейману с ранних лет пришлось за кусок хлеба скитаться по чужбинам. В Дербенте он нанялся в батраки к одному зажиточному еврею. У него мальчик, ни зимы, ни лета не замечая, батрачил четыре года, ухаживал за виноградниками, сторожил конюшни, работал по двору. Однако чужбина была скупа на доброту и справедливость, и Сулейман вернулся на родину. Но через полгода опять с группой односельчан отправился в Гянджу, где два года проработал поденщиком на мареновых плантациях и на заводе «Волна», принадлежащих английским предпринимателям. Ничего не заработав, Сулейман покинул Гянджу и отправился за Каспийское море, полагая, что в Средней Азии найдет простое счастье. В Самарканде он устроился чернорабочим в железнодорожное депо, а затем через несколько лет уехал в глубь Азии, на строительство железнодорожного моста через Сыр-Дарью.
Так, не найдя счастья и не сумев выбиться из бедственного положения, после семнадцатилетних скитаний Сулейман вернулся в родное село. Кое-как женился на батрачке Марият из Нежефхюр, построили маленькую саклю, завели огород. Появились дети. Жил он как все и ничем особенно не был приметен. Однако, как утверждали современники, только его голубые пронзительные глаза излучали особый свет. Люди тянулись к нему, считались с ним, советовались, искали у него защиты. Ведь он писал стихи и в них клеймил душегубов народной воли.
После октябрьской революции и установления в Стране гор советской власти звонкий голос Сулеймана дошел до всей страны. Он становится крупным общественным деятелем. Он — член Кюринского окружкома, Дагестанского ЦИКа, выдвигался кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, выступал на Первом съезде писателей СССР. Великий пролетарский писатель Максим Горький высоко оценил творчество дагестанского поэта. В 1936 году народный поэт Дагестана Сулейман Стальский награждается орденом Ленина.
Репрессии 30-х годов, арест видных деятелей, ученых, руководителей, писателей Дагестана очень плохо повлияло на поэта и на его здоровье. 23 ноября 1937 года, на 69 году жизни, поэт скончался. Он похоронен в сквере, на берегу Каспийского моря в городе Махачкале. Над могилой установлен бронзовый памятник поэту. И каждый год, в день рождения поэта, 18 мая у памятника собираются поклонники поэта, писатели, ученые, студенты вузов республики, чтобы чтить память и читать стихи Сулеймана Стальского.
Нариман Ибрагимов