«Не такое уж оно и добровольное…» – признаётся ФазирДжаферов, улыбаясь светлой и таинственной, немного застенчивой улыбкой. Неизвестно, шутит или всерьёз, но ему веришь. Потому что видно: он искренен в каждом слове. И обычном, и поэтическом.
31 марта в Центре этнокультуры (Махачкала, просп. Петра I, 23) состоялся поэтический перфоманс – встреча с поэтами-дагестанцами из Москвы Фазиром Джаферовым и Мариям Кабашиловой. Встреча включала в себя презентацию новой книги стихов Фазира Джаферова «В добровольное изгнание». Каждый экземпляр книги сделан автором собственноручно и примечателен тем, что страницы состоят из грубой мешковины, заботливо обшитой разноцветными нитками, на которую прикреплены обожжённые по краям листочки бумаги со стихами. Почему обожжённые? Возможно, это своеобразный символ того, что «рукописи не горят».
Бился о берег волнами Каспий,
предвещая мне счастие наспех.
Я, неверный, сказал, что да.
Я сказал, что, конечно, согласен.
И рассыпался, бросившись наземь,
И разбился, о камень вода.
Так всегда. Ну, конечно, всегда так:
Брать – так всё, а не только задаток,
А не только слова… слова… слова…
Вот подходит в плаще из заплаток.
Вот я в сон погружаюсь – сон сладок,
И как ватная голова.
И пустая. И сердце пустое.
На Сирате понтонном стоя,
На последнем мосту,
Я вычерпываю пустоту.
Стихи Фазира, а особенно когда читает сам автор, слушаются как музыка, как некое заклинание, которое несёт слушателю некие образы, смыслы. Это стихи-картины, а некоторые – стихи-фильмы. Впечатление дополнял антураж – полутьма, длинное чёрно-белое одеяние странствующего дервиша, в которое был облачён поэт. Говорят, в каждом поэте живёт ребёнок. В Фазире Джаферове живёт ребёнок-волшебник, словом творящий миры. В стихах его гармонично соседствуют европейские и азиатские, западные и восточные мотивы.
Кроме нескольких книг, на длинном столе, освещённом огоньками свечей, обнаружились отдельные несшитые «листы» со стихами. «Это открытки, – объяснил Фазир слушателям. – Возьмите их себе, это для вас. Только не оставляйте, а то мне будет обидно». Все не преминули воспользоваться щедрым предложением – и после поэтического выступления выстроились в небольшую очередь к автору за автографами.
В перфомансе приняли участие со своими стихами поэты Мариям Кабашилова (Москва) и Заира Гаджибалаева (Махачкала); несколько классических произведений исполнил на гитаре Рустам Гасанов (Махачкала). Все трое – участники литературного объединения «Верба», которое организовал Фазир12 лет назад, когда ещё жил в Махачкале. Многие участники «Вербы» разъехались по России и миру, но литобъединение и ныне продолжает существовать, проводя творческие встречи в последнюю пятницу каждого месяца, в 16.00, в Национальной библиотеке РД им. Расула Гамзатова, в отделе литературы по искусству. Прежние и новые участники «Вербы» пришли кто повидаться, а кто и познакомиться с основателем литклуба.
В завершение вечера куратор этноцентра Джавгарат Монакова предложила выступить всем, кто хочет. Много тёплых слов о Фазире Джаферове сказали замминистра печати и информации РД, поэт Миясат Муслимова, замминистра культуры РД Елена Гарунова, руководитель клуба любителей авторской песни «Порт-Петровская гавань» филолог Муса Гаджиев и другие. А далее все, кто хотел, мог задать вопросы Фазиру. Отвечая на вопрос о том, почему он, уехав с малой родины и путешествуя как странствующий дервиш, всё же время от времени возвращается и что же он здесь находит, Фазир признался, что вопрос затрагивает очень личные моменты. «Я очень люблю моё село Цнал, – признался поэт. – И эта любовь такова, что, когда я бываю в селе, чувствую очень сильное единение с ним, с нашей природой! Единение больше, чем на человеческом уровне, – возможно, даже на уровне флоры или минералов…»
Возможно, именно общение с небом, горами, людьми, воздухом родного села и даёт своеобразную подпитку для рождения таких проникновенных, отчасти загадочных, но всегда таких добрых и искренних стихов Фазира Джаферова. Недаром и на этот раз он, не скрывая радостного нетерпения, сообщил, что после презентации едет навестить родные горы, родительский дом…
Зайнаб Расулова