Рамиро добрый мачо. Он дружелюбно кивнул в перерыве репетиции и на мои извинения ответил:
— No problems, друг.
Здорово! Меня назвали amigos. Всякое бывает, знаете. Можно нарваться на слухача-зануду, так он всем своим видом покажет, как противны ему фотографы. Но я стреляный воробей, хожу, как учил меня в детстве Зверобой, наступая на внутреннюю часть стопы и спускаю затвор почти не дыша. Это почти, когда до цели не больше пяти шагов и ты на границе сцены и кулис, там, где свет софитов может выхватить твои «па» с фотоаппаратом. Так становятся «мегазвездой».
Сегодня, накануне открытия VII Международного музыкального фестиваля «Порт–Петровские ассамблеи», аргентинец Рамиро Аристо проводил свою третью репетицию с камерным оркестром Даггосфилармонии.
***
Да, жаркие настали деньки и репетиция с главным дирижером симфонического оркестра Пируа (Перу) заставила наших музыкантов попотеть.
С первого фотокадра мне в лицо ударил аргентинский ветер. Стул с изящной шляпой, бутылка минеральной воды, рюкзачок, а за ним спина Рамиро и взлетающие резко руки. Аргентинское танго продолжалось и в репликах маэстро. Стажировка в Италии и Санкт-Петербурге не прошла даром. Дирижёр сыпал русскими и итальянскими словами.
— Как это по-русски, когда парень быстро, быстро?
Музыканты пытались понять это по-своему… Я бы сказал, даже музыкантши, поскольку, кроме одной скрипки, в оркестре играют все женщины. Им явно нравятся манеры этого заморского гостя, его деликатные словечки и, конечно, музыка. Музыка А́стора Пьяццо́лла, которая почти нам не знакома. Этот композитор второй половины XX столетия увёл музыку от простого танцевального ритма.
Я обратил внимание, как тщательно расставляли акценты женщины на своих партитурах, советуясь с аргентинцем. Как сказала виолончелистка, обычно очень сдержанная в эмоциях:
— Он купается в этой музыке, она в его крови, языке.
Кстати, акцент. В день приезда, прогуливаясь по Родопскому бульвару, Рамиро не поверил своим ушам, когда услышал на улице порывистые звуки Кены и эквадорской флейты. Его радости не было предела, когда он обнаружил троих земляков в перьях, которые уже второй год подряд приезжают в Махачкалу «на гастроли», продавая свои свистульки и амулеты. Индейские мотивы прекрасно укладываются в наш кавказский гармоничный ряд.
Амиро Ариста окончил Национальный университет музыки в Бухаресте. Начиная с 2012 года он выступает в качестве приглашённого дирижёра в Румынии, России, Болгарии, Испании, Молдове, Украине, Венесуэле, Перу, Эквадоре, Мексике, Кубе и Аргентине.
Участие в наших ассамблеях — это часть его концертного тура по Югу России. Как пишет Интернет-издание, распространявшее билеты на его концерты в Астрахани, дирижер знакомит публику с волшебным, экзотическим музыкальным миром Нового Света, который наполнен магической индейской культурой инков, ацтеков и майи, европейской культурой Португалии, Испании и Франции, а также музыкой рабов, привезенных из Африки.
Так вот что в рюкзаке аргентинца. Мои шаги никак не могли помешать этой музыке и нарушить ритм этого дня. «День, когда ты меня полюбишь», кажется, так назывался фильм, в котором снялся молодой Пьяццо́лла. Но главное произойдёт 15.
И ещё, впервые «Порт-Петровские ассамблеи» будет открывать первое лицо республики. Не знаю даже, радоваться за классическую музыку али как?
Марат Гаджиев
Ближайшие концерты фестиваля:
21 мая – концерт классической гитарной музыки «Дьявольское каприччио» лауреата международных конкурсов Артема Дервоеда (Москва). Начало в 19.00 в зале Кумыкского театра.
30 мая — Фонд «Таланты мира» под руководством Давида Гвинианидзе представляет гала–концерт трех сопрано: Елены Семеновой, Ольги Орловской и Вероники Погребной. Начало в 19.00 в зале Кумыкского театра.
5 июня – концерт фортепианной музыки «Волшебство звука» лауреата международных конкурсов Танела Йоаметса (Эстония). Начало в 19.00 в зале Кумыкского театра.