Музыка для миллионов, зовущая на баррикады и к великим свершениям. Именно для этого вдалбливали в головы гимн в Советском Союзе. Старшее поколение знает, что это не опечатка. Вехи жизни СССР можно отмеривать и редакциями гимнов. Революции, Гражданская война, социалистические стройки, Великая Отечественная война, холодная война, оттепель – вечный бой! Встал утром — и с песней в бой…
Попробуй встать, когда на улице непроглядная темень и так не хочется в этот ненавистный детский сад, а потом в школу. Каждый день я содрогался в ожидании первых звуков этого гимна. Он врывался в уши из кухонного радиоприёмника в шесть утра, и мои попытки заглушить его подушкой не помогали.
В другие моменты, когда гимн звучал в честь победы сборной СССР по хоккею или гимнастики, я ликовал и чувствовал необъяснимый прилив сил.
Понятно, что победителями сразу становились все жители огромной страны. Это богатство, достигнутое экранными полубогами, раздавалось и раздаётся теперь очень щедро, каждому по кусочку. Разница лишь в том, что советские полубоги полубогами и были. Простите за маленький каламбур.
Победы и поражения коренным образом меняют ситуацию в государстве со знака плюс на минус, и от этого не застрахован ни один правитель, даже самый ВЕЧНЫЙ.
Рождённые в СССР
Но время безжалостно точит не только тело, но и память.
— Эта песня посвящается тем, кто родился в СССР.
Давайте споём песни во славу…
Вспомнилось вдруг, как в советских фильмах звучал гимн царской России. Это была сплошная карикатура. Пищащая, полупьяными голосами, в мундирах или фраках толпа господ распевает «Боже, царя храни».
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Царствуй на страхъ врагамъ,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
В нас, детях, это вызывало только смех и жалость к этим смешным буржуям. «День твой последний приходит, буржуй» — это по Маяковскому, но ведь говорили по всей стране «буржуй недобитый».
Небольшая справка
В 1833 году Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому ему музыканту, сочинить новый гимн. Новый гимн (музыка князя Львова, слова также Жуковского, но уже при участии А. С. Пушкина [2 и 3 строки]) впервые был исполнен 18 декабря 1833 года (по другим сведениям — 25 декабря) под названием «Молитва русского народа». А с 31 декабря 1833 года стал официальным гимном Российской империи под новым названием «Боже, Царя храни!».
Кстати, история редакции первого советского гимна нашла отражение в поэме Владимира Маяковского «Хорошо»:
А в Смольном
толпа,
растопырив груди,
покрывала
песней
фейерверк сведений.
Впервые
вместо:
— и это будет… —
пели:
— и это есть
наш последний… —
Речь, конечно, об Интернационале.
Вот справка, которая мне показалась очень любопытной.
Интернациона́л (фр. L’Internationale, от лат. inter — между и natio — нация) — международный пролетарский гимн; гимн коммунистических партий, социалистов и анархистов, официальный гимн РСФСР (1918—1944), СССР (1922—1944), Дальневосточной республики (1920—1922), Украинской ССР (1918—1949), Белорусской ССР (1919—1952).
Текст принадлежит французскому поэту, анархисту, члену 1-го Интернационала и Парижской коммуны Эжену Потье. Был написан в дни разгрома Парижской коммуны (1871 год) и первоначально пелся на мотив «Марсельезы»; опубликован в 1887 г. Музыка Пьера Дегейтера (1888 г.). Впервые исполнен 23 июня 1888-го и в том же году издан. Широко распространился и был переведён на множество языков. В 1910-м на конгрессе Социалистического интернационала в Копенгагене принят как гимн международного социалистического движения.
Февральская революция 1917 года низвергла вместе с царём и все монархические символы. Временное правительство не успело оформить официальный гимн, поручив это Учредительному собранию. Революция продолжалась, и в народе особой популярностью пользовалась французская песня рейнской армии «Марсельеза».
Если поднять хронику тех переломных дней, то можно прочитать различные варианты переводов этой песни. Каждая партия пела её на свой манер. Буржуазные партии предпочитали «Марсельезу». Интернационал, посвящённый восстанию Парижской коммуны, предпочитали партии, ориентированные на рабочих.
Вот слова вождя пролетариата В. И. Ленина об «Интернационале»: «Эта песня переведена на все европейские, и не только европейские языки… В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от родины, он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву „Интернационала“».
Вдохновлённые революционными переменами писатели сочиняли новые тексты, но Интернационал так и остался неофициальным гимном.
В 30-е годы о гимне вспомнили снова. Ситуация в Стране Советов и в мире поменялась. Интернационал звал к революционному бунту:
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.
А нынче (обращался к нам брат Пушкин) посмотри в окно. За окном вовсю работал репрессивный аппарат, а в Германии к власти пришёл фашизм.
Гимн Советского Союза должен был показать всему миру превосходство социалистической системы. «Гимн партии большевиков» на слова В. И. Лебедева-Кумача и музыку А. В. Александрова был написан в 1938 году. Композиторам, участвовавшим в конкурсе, выплачивалась премия по 100 000 рублей (4 000 рублей за каждый вариант). Этот открытый конкурс привлёк множество композиторов. Среди них был и Дмитрий Шостакович, но и его вариант уступил песне Александра Александрова «Да здравствует наша держава».
Так случилось, что Гимн СССР утверждён Политбюро ЦК ВКП(б) 14 декабря 1943 года и был исполнен в ночь на 1 января 1944 года. А с марта 1944 года его стали исполнять повсеместно. Видимо, ситуация в стране требовала принятия этого решения. Выше говорилось о спортивных победах, но их триумф не соизмерим с победой советских солдат под Курском и Сталинградом.
В марте этого года исполнилось ровно семьдесят лет советскому гимну.
Музыка для миллионов
Сталин понимал необходимость принятия гимна. Но никаких ОФИЦИАЛЬНЫХ письменных указаний, распоряжений и постановлений ни Иосифа Виссарионовича, ни высших органов власти о причинах и точной дате начала разработки Гимна СССР в архивах НЕ ОБНАРУЖЕНО. Документы, связанные с этим эпизодом нашей истории, сохранены академиком Александром Николаевичем Яковлевым.
По мнению исследователей, было лишь УСТНОЕ распоряжение Александру Щербакову весной 1942 года. Он от самого начала и до конца курировал этот процесс, был членом Комиссии по разработке Государственного гимна СССР. С апреля 1938 года Щербаков руководил Сталинской (Донецкой) и Московской (ноябрь 1938 — май 1945) областями.
Слова к утверждённому варианту написали писатель Сергей Михалков и журналист Эль-Регистану (Габриэль Уреклян).
Гимн современной России появился из Советского Союза. Остались прежними не только ноты, но и оркестровка, стиль исполнения, немного изменился только темп — в сторону ускорения. Изменился лишь текст, но и его автор остался прежним — Сергей Михалков.
Это очень важный момент, позволяющий провести параллели с ситуацией, неожиданно сложившейся вокруг дагестанского гимна.
После распада Советского Союза его символы пошли с молотка. Ими в прямом смысле торговали на рынках. Ельцинское правление так и прошло в поясках новых смыслов. В народе советский гимн продолжали напевать. Президент Путин, как мне думается, проявил большую политическую мудрость, когда встретился с Михалковым и обсудил возможность написания писателем нового варианта текста. Это очень верный шаг, подчёркивающий уважение к творческому труду автора.
От прежнего советского, «сталинского» гимна (в 1977 году была произведена коррекция текста – «брежневский» гимн ) Сергей Владимирович оставил одну строку, но она повторяется трижды, в начале каждого припева – «Славься, Отечество наше народное…» Скорее всего, авторство этой строки принадлежит Эль-Регистану, соавтору гимна.
Наш Президент выступил с законодательной инициативой об изменениях в порядке использования гимна и флага. А депутаты, привыкшие всё доводить до абсурда, за ежемесячную зарплату в 450 тысяч рублей готовы петь гимн и днём, и ночью…
И нам опять, как в далёком детстве, придётся «с гимном ложиться и с гимном вставать».
Не знаю, каким образом гимн повлиял на ход войны, но думаю, что солдаты в окопах и у костров пели совсем другие песни, более близкие. Совсем не те, что спускают по указке сверху. Не зовущие на баррикады и майданы, а возвращающие к дому, к своей земле.
Такие, как «Катюша», «Тёмная ночь», стали настоящими гимнами страны. Вот уже 69 лет люди продолжают петь их на праздниках и просто так, в одиночестве, испытывая потребность души. Вот она — МУЗЫКА ДЛЯ МИЛЛИОНОВ.
Марат Гаджиев