Современное искусство всегда было для меня чем-то неизведанным и далёким, вызывало во мне какие-то противоречия, но, в то же время, как и любое неизведанное, манило и привлекало. Так что при первой возможности прикосновения к «манящему и привлекающему» я пыталась его понять, почувствовать, прочесть. И вот представилась очередная возможность, но не думала, что она будет такой, не побоюсь этого слова — грандиозной и плодотворной. Мастер-класс от самого маэстро в области перфоманса и видеоарта дорогого стоит.
30 августа в школе дизайна RD home состоялся мастер-класс специалиста в области перфоманса и видеоарта Таус Махачевой.
За спиной тридцатилетней художницы учеба в известном Московском гуманитарном университете, в престижном Лондонском колледже искусств и дизайна, в колледже Лондонского университета (диплом бакалавра по программе – Современное искусство). Она выступала с лекциями в МГУ, участвовала в выставках, о которых многие художники даже не мечтают, в Лондоне, Милане, Москве, различные награды в области современного искусства. Sunday Times назвала Таус Махачеву международным открытием. И вот сейчас она в полной доступности для нас, своих земляков. Так как на данный момент проживает здесь, у себя на родине, на родине своего дедушки, всеми нами любимого поэта Расула Гамзатова.
Такая другая, иная, не похожая ни на кого. Непохожесть эта проявилась во всём: в простоте стиля одежды, в отсутствии мейк-апа, в жестах и даже в стиле общения. Несмотря на свои заслуги, достижения и знаменитую родословную, она просто преисполнена простоты и готовности идти на диалог.
Начался мастер-класс с демонстрации фотографии, на которой её сравнивают с Кончитой Вурст.
— Но я стараюсь не плакать по этому поводу, – шутит Таус.
Это был проект для художественного журнала, и вместо того, чтобы сфотографироваться в вечернем платье, неординарная художница была запечатлена в образе молодого джигита с гордой осанкой, с кинжалом в руке, ну и с неотъемлемым атрибутом – усами.
Далее показали 16-минутный фильм «Гамсутль» о древнейшем селе-призраке в горах Дагестана. Гамсутль сегодня в запустении. Селение давно полуразрушено, но пейзажи завораживают. Мы видим некогда неприступную крепость, превратившуюся под воздействием времени в старинные руины. И среди этих полуразрушенных стен, которые повидали на своём веку немало исторических событий, живёт отшельник Абдулжалил. Он вернулся в родное село более двух десятков лет назад. Что скрывают в себе стены разрушенной крепости, что подтолкнуло Абдулджалила стать единственным жителем заброшенного села, и что он ощущает, находясь в полной гармонии с этим удивительным местом? Именно об этом рассказала Таус в фильме.
Таус Махачева рассказала и показала кадры из перфоманса, который снимался в Махачкале и вызвал большой резонанс. Конечно, тюнингованные машины в Дагестане стали уже национальной достопримечательностью и никого не удивляют, но такое…
«Лексус», «одетый» в норковую шубу, не оставил никого равнодушным. Десятки людей подходили к машине, пытаясь ее пощупать и снять на мобильный телефон. На вопрос, где было куплено столько шуб, автор отвечает — на барахолке в Москве за 200 — 300 рублей. Сама она, по признанию, мехов не носит. «Быстрые и неистовые» — так называлась эта работа, ставшая номинантом премии Кандинского в разделе «Медиа-арт».
Интересна и работа про свадьбы в Дагестане. «Пространство торжества», в котором двое людей в безумных костюмах в виде пышных юбок до горла разгуливают по пустым банкетным залам Махачкалы.
Была представлена также её видеоинсталляция «Пуля». Зрители могли наблюдать, как пистолет стреляет в морской песок, а потом Таус Махачева долго откапывает пулю, в итоге оставив глубокую воронку в песке.
Художница затронула наболевшую тему – «лицо кавказской национальности», представив коллекцию деревянных носов. Были и фотографии лица Таус Махачевой, расписанного хной, индийскими, африканскими и ближневосточными узорами. «Размежевание» – так называлась данная работа, посвященная смешению культур через роспись.
Самина Ханова