В Махачкале проходит выставка «Театральный портрет. Барият Мурадова»
Город был погружен в осенний моросящий мрак, так не свойственный октябрю, обычно дарящему горожанам чудесные золотые пряные дни. Блестел асфальт, плескались лужи на тротуаре под ногами прохожих. Серая унылость легла на их плечи. Колючие капельки дождя упрямо утверждали свое превосходство: «Сегодня наш день!»
А был день Барият Мурадовой! Первой актрисы Дагестана – любимицы театралов.
День предвещал встречу, открытия, чудо! И он был долгожданным и неожиданным. «Неужели месяцы волнений, переживаний, отчаяний уже позади? Неужели поиски, решения, споры и примирения сегодня окажутся в прошедшем времени и о них уже будешь вспоминать с легкой грустью? Неужели в семь часов утра Таня не позвонит и не скажет: «Ты представляешь, нашлась еще одна картина, уже 12-я – портрет Б. Мурадовой в музее ИЗО, Августовича», и мы с восторгом на персональной выставке будем благодарить Всевышнего за этот удивительный портрет, обращенный к нам, современникам, – в глазах благодарение. Она как живая. Потом, как девчонки, устремимся к Бамматову (сыну), не откладывая на завтра. Нужно сегодня успеть посмотреть его портрет.
Неужели Зарема с упорством золотоискателя не будет добывать «руду» в музеях, на чердаках и кладовых крупицы наследия нашей Барият? Неужели она скажет: «Всё, мои силы иссякли. Мы достигли финиша»?
Неужели Белла скажет: «Ну наконец-то выставка состоялась»? Ведь каждый день звонки: «Белла, а в каком году …?», «Найди, пожалуйста, в домашнем архиве такой-то документ», «Есть ли у вас такая-то фотография?» С каким терпением и желанием она это делала, не уставая трудиться, систематизировала обширный материал, складывая в папки с файлами, в коробки.
Иногда сердилась, ворчала, опасалась: «Не потеряйте! Верните после сканирования!»
Белла была центром Вселенной… Все нити тянулись к ней, строгой, взыскательной, справедливой, но удивительно нежной, чуткой наследнице домашнего архива (такое древнее затертое слово), сокровенной охранной грамоты. Она давно мечтала о том, чтобы как можно больше людей в XXI в. узнали о её маме. Она мечтала о книге, о фильме…
Неужели это хмурое ненастье может испортить праздник, который мы так ждали, так неистово приближали в своих желаниях?
И день настал. Неприветливый, хмурый. Ветер оборвал электрические провода. Случилась банальная авария.
Русская учительница на куполе музея встречала промокших растерянных гостей, словно уговаривала не отчаиваться: «Впереди встреча с великой Барият».
Переступив порог Музея истории города Махачкалы, ты оказываешься в царстве театра Барият Мурадовой. Она встречает гостей. Словно поднялся занавес-маркиза, и она вышла на поклон. Её восхищенные глаза полны любви к людям.
Справа сельская арба из «Моллы Насретдина», синий занавес с золотыми аппликациями из спектакля «Если сердце захочет…», а есть и другой перевод: «Если сердце полюбит…» Сердце Барият полюбило театр, искусство, зрителей. Её сердце распахнуто для всех, и почитатели её таланта – навсегда в плену её незабываемых образов, театрального царства.
Костюмы на манекенах подлинные, второй половины ХХ века, из спектакля «Айгази».
Удивительная экспозиция портретов Барият Мурадовой: Муэтдин-Араби Джемал, Николай Лаков и Юсуф Моллаев, Дмитрий Беспалов, Галина Конопацкая и Алексей Августович, Муратчаев и Омельченко, Анвар Саидов, Белла Мурадова и др. Пожалуй, ни один деятель искусств не удостаивался такого любовного внимания. «Художников привлекала Барият Мурадова не только ярким талантом, прекрасным голосом, поразительной красотой и женственностью, но и цельностью личности, силой духа, душевным теплом, которого хватало на всех, кто был рядом, а еще удивительным лиризмом, тончайшим романтизмом, которым овеяны практически все её роли», — отмечает искусствовед Татьяна Петенина.
Концертное платье Барият Мурадовой из собрания Республиканской школы им. М. Кажлаева для особо одаренных детей, сценический костюм – зеленое с перцем платье и бордовый гульмелли (из Кумыкского театра); сценический костюм – кабалай и тастар, серебряный пояс кубачинской работы; костюм из спектакля – роскошный бежевый кабалай из бархата с меховой оторочкой, гульмелли.
Все это, несомненно, впечатляет и дает ощущение присутствия великой соотечественницы: ко всему этому она прикасалась, в этом она выходила на сцену, это было частью её жизни.
Афишки, программки, эскизы – составляющие представление о театре. Нет, театр не начинается с вешалки! Он начинается с эскизов, афиш, программок. Никто не поспорит со мной! Именно с этого!
Какие это милые, трогательные предметы, над которыми дотошно, кропотливо работали театральные художники.
Программки и афиши к спектаклю Г. Рустамова «Айгази» в исполнении художника В. Горского (1966 г.); эскиз суперзанавеса «Виноградная лоза» к спектаклю Х. Авшалумова «Шими Дербенди» Эдуарда Путерброта.
Эскизы декораций Наби Бамматова (68 — 70 гг.) к спектаклям по пьесе М.-С. Яхьяева «Ирчи Казак»; «Сквозь бурю», «Ложная свадьба», эскизы костюмов к спектаклю А. Курбанова «Молла Насретдин»; Нушича «Госпожа министерша», извлеченные невесть откуда.
Почти как у Цветаевой — «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Заброшенные по пыльным чердакам, кладовкам, эти старые, ветхие афиши – свидетели эпохи Барият Мурадовой, Г. Рустамова, К. Горского, А. Курумова – сегодня обрели мощное звучание, благодаря семье Барият Мурадовой, Алима Курумова, благодаря очень скромному подвижнику, интеллигентному человеку Наби Бамматову, добывающему «полезные ископаемые» – театральное наследие Кумыкского театра на чердаках.
Блистательна фотография – визитная карточка Кумыкского театра – яркого творческого коллектива, составившего славу дагестанскому театральному искусству, – Г. Рустамов, Б. Мурадова, Т. Гаджиев, А. Курумов и др.
Музыкальная витрина просто уникальна – гармонь, агачкомуз; ноты, пластинки – все из домашнего архива семьи. Самые любимые вещи Барият Мурадовой. Сохранились аудиозаписи, на которых она играет незамысловато на разных инструментах – пианино, гармони, агачкомузе, приговаривая по-детски, искренно, будто извиняясь: «Что-то не так получилось, не тот тон взяла», — и сама тихо напевает то кумыкскую песню, то татскую, то лакскую, то азербайджанскую, то аварскую. Она очень любила песни на языках Дагестана.
Мне как-то довелось слышать исполнение этих песен, записанных в домашней обстановке. Белла задает вопросы, а Барият отвечает: «Это импровизация. Я не так хорошо пою, меня подхватывал хор», — как бы оправдываясь, говорит она.
Барият потом рассказывает: «Мне было 12 лет, когда я начала сочинять песни. Например: «Къарадым, гёрдюм сени» («Я увидела тебя»), «Терек башта олтуруп» («Сижу на верхушке дерева»). У меня много мелодий». Напевает «Колхозную лезгинку». «Тебе нравится? — вспоминает мелодию. — «Эй, кулак, шайтан, кулак», никто не знает, что это моя мелодия, а слова написал Наби Ханмурзаев. Никто никогда не объявлял меня автором мелодии. Наша «Лезгинка» с блеском исполняла танец под эту мелодию».
Вспоминая эту песню, говорит, что великолепно получается на 3 голоса.
Она очень любила слушать мелодии, исполняемые внучкой Заремой на фортепиано: романс «Гори, гори, моя звезда», «Не искушай меня без нужды». Ей очень нравилась песня Аллы Пугачевой «Я перестану ждать тебя».
Сохранилась аудиозапись из пьесы «Яшар» («Будет жить», «Если в горы выйду я»). Ей примерно лет 80, но голос чистый, нежный, ноты высокие. Играет мелодию из «Айгази» на фортепиано, потом на агачкомузе исполняет народную кумыкскую мелодию «Ай булутгъа гиргенде» («Когда луна спрячется за тучами»).
Музыкальное наследие Барият Мурадовой – одна из ярчайших страниц её дарования.
Совершенно уникальна фотохроника, кинохроника. Посетители выставки имели возможность посмотреть «Комедии Барият», отрывки из художественных фильмов «Тучи покидают небо», «Адам и Хева», «Горянка» и т. д.
Калейдоскоп чудных фотографий из ранних спектаклей Л. Раскина, Шоломовича, Я. Берменера, А. Чутуева и др. буквально завораживает. Искусство перевоплощения потрясает: «И это все она – Барият Мурадова!»
О выставке можно говорить бесконечно, потому что она – событие Года культуры в Дагестане.
Об этом говорила на открытии выставки руководитель проекта Зарема Дадаева: «Это не просто выставка, это колоссальный труд людей, участников проекта, которые вложили в её содержание любовь и заботу: Белла Алимовна Мурадова, Гулизар Ахмедовна Султанова, Татьяна Павловна Петенина, Лилия Гасановна Джамалутдинова, научные сотрудники Музея истории г. Махачкалы.
Это частичка того, что мы можем сделать в память о великой актрисе».
В планах Музея истории г. Махачкалы Ночь искусств, посвященная Б. Мурадовой, городские чтения с участием Кумыкского театра, театрального факультета ДГУ, учащихся колледжа культуры им. Б. Мурадовой. И еще издание каталога выставки в ближайшее время.
Несмотря на непогоду, отсутствие электричества, музей был переполнен почитателями таланта Барият Мурадовой.
И свет бился в маленькие оконца панорамного музея, с купола струился яркий луч, чудом прорвавшийся сквозь тучи, во всем была печать сокровенного таинства, божественной загадки, этого бесконечного дарования под именем Барият Мурадовой.
Дождь стучал за окном…
А люди все шли и шли…
Они причащались к образу великой актрисы, блестяще сыгравшей роли Лауры и Джульетты, Ларисы Огудаловой и Агафьи Тихоновны, Сувсар и Джаминат, Солтанат и Гюлькъыз, Толгонай и Танкабике.
Лилия Джамалутдинова