Смотреть свысока не то же самое, что сверху вниз.
Г-н M после посещения
художественной выставки
Наконец-то в столице появился свой «блошиный рынок», и народ переключился с обсуждения «плохой» и «хорошей» Махачкалы Варламова на любование диковинными яйцами.
Закарья Закарьяев продолжает экспериментировать, не забывая про иронию и подтекст. На открытии его выставки в Музее изобразительных искусств не было места яблоку упасть. Другие плоды и механизмы умудрялись не затеряться среди пёстрого люда. Сказано – рынок, вот и толкаются, торгуются. Народ наплывал, закрывая телами экспонаты. Но орехи и мандарины Закарьи в карман не спрячешь — слишком весомы. И деревянный «Харлей» – так просто не заведёшь. Предлагаю сделать к нему коляску — желающих прокатиться найдётся уйма. Экспериментальный образец, не серийная модель. А вот странная помесь коняшки и самоката «дада», видимо, детская мечта самого автора. Нос птичий, внизу колёсико, а у седока в руках ремень-уздечка.
О фактурах и формообразовании. Да, яйца Фаберже будоражили воображение Закарьи, притягательная форма и столько анекдотов. Форма дала толчок, и автор нашёл огромное поле для своей фантазии. Он неизменен в материалах. Скорлупа, или лучше сказать панцирь, трещит от количества металлических пластин, гвоздиков, саморезов. Красное яйцо, белые иглы – фантастично, а рядом белое с чёрными, как у берёзы, линиями. Очень похоже на морское дно.
Интересно, что на этом рынке при желании можно увидеть весь мир. Вот японская загадка: «Нарезка на доске. Три дольки арбуза и одна дыни в ряд». Придите в музей — ответ найдёте рядом на стене.
Художник наблюдателен и простые житейские истории схватывает чётко, но почему из этого получается праздник? Собачку с качающейся головой из маршрутного такси Закарья выносит на пьедестал. Большая, белая и бестолковая. Что кивать всем подряд? Мишка с красным сердечком в руках тоже тут рядом. Что за детский мир?
Забыть о назначении предметов, названиях очень трудно, они разбросаны и разложены так, как их прототипы в жизни. Но дальше, рассматривая товар на «прилавке», тебя одолевает желание принимать форму, цвет и фактуру материала.
О графике Закарьи Закарьяева стоит написать отдельно. Она занимала большое пространство стен, но, к большому сожалению, стала фоном в тесном зале. Люди кидались на инсталляции, и не было возможности вникнуть в сюжеты. Это несправедливо по отношению к жанру и таланту.
В сотый раз убедился, что смотреть картины надо до или после открытия. Но по количеству фотографий с выставки, выложенных в соцсетях, предполагаю, что и в другие дни на «блошином» не протолкнёшься.
Глядя на картину Закарьи «Торчащий из толпы», вспомнил фотографию покойного Наби Анкаева, снятую в момент открытия бюста Петру I возле моста. Над толпой людей возвышается бритая голова боксёра Валуева. Можно сказать, на три головы выше всех. Глядит он на собравшихся, знаете, так — сверху вниз, но не свысока.
Марат Гаджиев,
фоторепродукция
Рабадана Магомедова