Имя Наиды Аббас известно в Объединенных Арабских Эмиратах. Ювелир из Дагестана уже 17 лет живет в Эмиратах, создает украшения для королевской семьи, преподает рисунок и дизайн в нескольких вузах ОАЭ. Но на родине она не так известна, ее украшения носят лишь самые близкие люди. Пока.
В конце марта Наида Аббас приехала в Дагестан – навещать близких она старается хотя бы раз в год. В этот раз она представила свои украшения на суд местных модниц. Мастер рассказала «Молодежке» о последних тенденциях ювелирной моды, о том, где брать вдохновение и как проходят свадьбы арабских шейхов.
— С чего началось ваше увлечение ювелирным делом?
— Как таковой ювелиркой у меня в семье никто не занимался. Это заслуга моего папы Аббаса. И поэтому я адаптировала его имя под фамилию. Он был скульптором-художником, рисовал, лепил из глины, у него был огромный дар от природы. Помню, мне было пять, я на такой маленькой кухоньке, где в углу была его мастерская, если ее можно так назвать. И вот он там лепил. Я сидела на полу и наблюдала, и постоянно рисовала. Думаю, что дар мне дан от папы. Я всегда знала, что буду художником. Но не знала, что именно буду делать: писать картины или лепить. Но рисовала во всех школьных тетрадках. В школе были двойки за то, что все тетради были зарисованы. Спасибо моим родителям, которые меня все время водили на разные кружки, я танцевала, ходила в музыкальную школу. Мне было шесть, когда мне родители купили пианино «Ноктюрн», наняли мне частного преподавателя. Но в 12 лет я сообщила родителям, что больше не могу: хочу рисовать. Так я оказалась в художественной школе в Махачкале.
— Чем так привлек металл? И почему именно серебро?
— Помимо рисования и живописи, там было еще одно направление: керамика, металл, стекло. Как-то так получилось, что я попала на металл. Мне понравилось. Тактильные ощущения, из ничего делать что-то – это для меня как для ребенка был приятный шок. Женщине-ювелиру не надо много физических сил, особенно если работаешь с серебром. Закрепление камней и гравировка – это мужская работа. Раньше я и это делала сама. Но несколько лет назад очень сильно поранила руку, с тех пор у меня просто фобия.
Я люблю работать с серебром. Оно мне кажется дружелюбным, благородным металлом. Поскольку не такой дорогой, как золото, с ним можно поиграть, поэкспериментировать. Очень часто бывает, что сначала я создаю бумажную или восковую модель на основе эскизов. Иногда с первого раза получается замечательно. Но иногда приходится переделывать. С золотом так не получится. Оно же «улетает» при переплавке.
— Но все же в Дагестане более традиционным считается золото…
— Любовь дагестанок к золоту совершенно понятна. Я изучаю историю Востока, историю Дагестана, этническую сторону, и прекрасно понимаю, откуда это идет. С золотом я тоже работаю на заказ, но инвестировать в золото – это очень дорого. Оно не должно просто лежать. Золото с древних времен — символ богатства, безопасности. И золото — это единственное, что женщина может с собой унести при разводе. В чем есть — в том ушла. Хорошо, что зубы золотые уже не носят.
— Вы видите разницу между украшениями, сделанными мужчиной-ювелиром и женщиной?
— Украшения, сделанные мужчинами и сделанные женщинами, отличаются характером, энергетикой. В 99 процентах, когда смотрю на работу, я понимаю, это была женщина или мужчина. Они оба красивые, оба хорошие. Но разные. Энергетика другая. Или детали дизайна. Герман Кабирски — один из моих кумиров. Я нахожу в его работах и своих общее, прямо брат, можно сказать.
— Для работы вам нужно вдохновение? Где его брать?
— Моя преподавательница в художественном училище Анна Джетере чуть ли не плеткой меня гоняла. Никогда не забуду, как она мне говорила: «Вдохновения нельзя ждать. Нужно взять карандаш и бумагу и водить карандашом по бумаге. И оно придет». Тогда мне было 16 лет. Я запомнила эти слова. Это очень хорошо работает. У меня всегда с собой скетчбук, арсенал карандашей. Иногда ночью могу вскочить и записать или нарисовать что-то. Утром проснулась и пошла работать. Я не помню, когда у меня не было этого вдохновения. Настолько в себе это выработала. Это можно натренировать. Потом не будете знать, где остановиться.
— Ваши украшения сильно отличаются от привычных дагестанскому глазу изделий тех же кубачинских мастеров. Дагестанская тематика вам не близка?
— Я не из Кубачи, но мне очень дорого наше дагестанское наследие. В последней коллекции у меня есть украшения, где я вставляю элементы дагестанских мотивов, декора. Я вставляю их в современную форму. Мне это все очень близко.
— Наида, расскажите, как носить украшения, чтобы не выглядеть новогодней елкой?
— Есть эстетика – как носить ювелирные изделия. С чем сочетать, кто носит, какого возраста, какого роста, какая шея. Все же в комплексе идет. Если у вас большие сережки, то максимум еще можно кольцо. Не нужно никакого ожерелья или упаковывать все пальцы в кольца. Это безвкусица. Когда одеваетесь, украшения подбирайте по образу. Если длинная шея, то подойдут крупные серьги. Если нет – что-то поменьше. Кстати, визуально удлинить шею можно длинными цепями в стиле Коко Шанель. Они и роста добавят. Выстраивается вертикаль. Если хотите на руки обратить внимание, то какое-нибудь statemеnt кольцо. Одно. Не надо все. И, может быть, на другой руке браслет. Если обязательно нужны серьги – то мелкие, чтобы был акцент на руках. Такие вещи сразу заметны. И сразу дают понять, что у человека есть вкус.
Прежде чем смотрю на лицо, я смотрю на ювелирные изделия, которые носит человек. У меня уже как радар – раз. Иногда что-то красивое увижу, потом одергиваю себя, нельзя же так долго смотреть.
— Знаю, вы делали украшения для членов королевской семьи ОАЭ.
— Да, в 2005 году я работала ювелирным дизайнером в компании, которая была под крылом шейха Тахнуна бин Зайеда. Большинство изделий этой фирмы были сделаны для королевской семьи. Я не напрямую работала с этими клиентами. Но все время получала четкие инструкции, что и как хочет видеть заказчик. В основном это были изделия из золота, белого, розового. Для королев и принцесс делала украшения. А также для мужчин. Они носят либо белое золото, либо платину. И обязательно бриллианты. Но не просто бриллианты. А цвета шампанского, или розовые. И обязательно чтобы пять карат. Или десять. Чтобы все блестело. Если перстень – его должно быть видно издалека. Рубины, сапфиры, изумруды тоже очень популярны.
— А еще вы были на королевской свадьбе.
— Среди моих студенток есть племянница одной из шейхинь. Так я попала на торжество. Оформлено все было в венецианском стиле. По слухам, на свадьбу было потрачено три миллиона дирхамов (чуть больше 800 тысяч долларов. – «МД»). На женщинах — ожерелья, диадемы, это обязательные украшения. У невесты — обувь на огромных каблуках, она очень медленно шла по залу. Села на специальный диванчик, а потом и вовсе ушла. Но сразу говорю, фотографий у меня нет. На входе всем гостям выдавали специальные мешочки для телефонов. Все осталось только в памяти гостей.
Анастасия Расулова. Фото — из личного архива Наиды Аббас
Читайте также:
История парфюмерной маньячки, рассказанная ею самой
Что нужно знать о винах. Советы профессионального винодела
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta