Бумажные кораблики, кирпичики с долларовыми купюрами, колонна из бумаг, камня и веревок, бесконечная книга, брод из песка – эти и другие работы представлены на выставке «Камень, ножницы, бумага» в Центре этнической культуры. Это часть ежегодного международного проекта We are only on the side of peace («Мы только за мир»). Открылась она 20 декабря, продлится до конца февраля.
Восемнадцать дагестанских художников в четвертый раз участвуют в самом масштабном в истории международном мультипроекте. Под единым слоганом о мире художники из 121 страны выставляют свои работы.
Идея дагестанского проекта – показать, как изменилась игра «Камень, ножницы, бумага» в современной реальности. Как поменялись правила игры и свойства предметов. Ножницы кромсают камень, но не режут бумагу, бумага режет сталь, но бессильна против камня.
«Камень символизирует архитектуру или силу и мужество, а бумага – документ или гибкость и мягкость. Что хорошо читается в работе Мусы Гайворонского «Мужское и женское» (в его работе используется камень и бумага. – «МД»). Иногда с помощью бумаги можно поменять судьбу в лучшую или худшую сторону», – говорит куратор выставки Патимат Гусейнова.
По мнению директора Музея истории города Махачкалы Заремы Дадаевой, многое зависит от того, в чьих руках предмет.
«Бумага — это бесценные книги, и в то же время — «бумага все стерпит». Так и камень — складывается в жилище, которое защищает от непогоды, но может нести угрозу, родившись в человеческом организме. Ножницы в руках портного играют в танце по лекалам, но могут причинить вред и боль. Подобная диалектика лежит в основе философии жизни. Здесь важен Человек — какой он, каким образом станет взаимодействовать с миром и людьми. Меня потрясла работа Ибрагимхалила Супьянова «Бесконечная книга» — это космос, она сделана нарочито грубо, но идея и смыслы глубинные», — комментирует Дадаева.
С помощью этих трех элементов художники создают разную реальность. И каждый, кто пришел на выставку, находит свою. Моя – бумажные кораблики на огромных по сравнению с ними валунах. По краям – шелестящая бумага, напоминающая волны. В этой интерактивной инсталляции Магомеда Моллакаева могут принять участие посетители – построить свой бумажный кораблик.
Меня научила кораблестроению логопед-дефектолог Юлия Ярайкина. Я недолго сопротивлялась. Как у Флоки, конечно, не получилось, но построила.
«Бумажные кораблики – это наши детские мечты и надежды, которые мы запускали в наше будущее, представляя его огромным, прекрасным и светлым океаном, где мы открывали новые земли с прекрасными городами, парками, где человек живет в гармонии с природой и самим собой, где нет зависти, ненависти, войн и где господствует любовь, – читаю экспликацию автора арт-объекта «Корабли надежды» Моллакаева. — Но жизнь расставляет на этом пути свои преграды (камни), и мы сами порой являемся причиной этому. Наши страхи, нерешительность, лень, трусость, равнодушие, зависимость от мнения окружающих, боязнь выйти за рамки правил останавливают и разрушают наши мечты и надежды. Надо приложить усилие и работать над собой, чтобы эти камни не останавливали нас и мы могли свободно плыть к своей мечте!»
Но не все делали кораблики. Мадина Расулова, психолог, «слепила» из бумаги цветок. А мужчина, спросив: «Обязательно кораблик?» – сделал самолет, который улетел в неизвестную сторону.
На большом экране транслируется видеоарт «Белое озеро»: автор работы Мурад Халилов из раза в раз набирает воду в белое блюдо и идет наполнять озеро Ак-Гёль.
«Кто-то безжалостно осушает озеро и наживается на этом, а кто-то его спасает, – объясняет Зарема Дадаева. – Несколько лет назад, на День защиты детей, мы делали коллективный перфоманс «Кораблик желаний». Дети писали на разноцветных листах бумаги свои желания, складывали из них кораблики и запускали в озеро Ак-Гёль. Мы делаем искусство вместе, нам небезразлично все, что связано с городом. Потому что город, в котором ты живешь, должен быть любимым».
#ФилармонияНаша
А город – это жители. Активисты движения «Город наш» пришли на выставку с письмом, адресованным главе республики с просьбой спасти историю города – здание Дагестанской филармонии, которое построено в 1904 году.
«Сегодня здесь один из представителей движения Марат Исмаилов, у него есть письмо, которое будет в ближайшее время направлено руководству республики. Письмо касается здания филармонии. Любой желающий, кому небезразлична судьба здания, может его подписать. Чем больше подписей, тем лучше», – сообщает всем гид-экскурсовод Яна Мартиросова.
В письме жители обращаются к главе Дагестана Владимиру Васильеву с просьбой выделить часть гранта от правительства России в размере более одного миллиарда рублей на реставрацию и ремонт здания Дагестанской филармонии. С 2004 года из-за аварийного состояния здания все филармонические мероприятия проходят в залах Кумыкского, Аварского и Русского театров. Призыв главы к жителям Дагестана выдвигать проекты по использованию гранта опубликован на сайте газеты «АиФ в Дагестане» 17 декабря.
Одни подходят, читают и подписывают. Другие разглядывают работы художников. Третьи едят мандарины. Запах свежих фруктов буквально притягивает всех к столу – и дети, и взрослые создают праздничное настроение, поедая их. Потом кто-то с блюдом, наполненным шкурками мандаринов, гуляет по залу, собирая вокруг себя фотографов. А стол с корабликами белеет, напоминая айсберг. И камни кажутся не такими огромными.
Патимат Амирбекова
Читайте также:
В Дагестане выйдет энциклопедия изобразительного искусства
«Первая галерея» пригласила самодеятельных авторов к участию в «Наивном фестивале»
«Чувствовал не только металл, но и людей»
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta