Озеро Ак-Гёль – болевая точка Махачкалы по многим причинам. Водоём то спасают от обмельчания всем городом (пока безуспешно), то пытаются отстоять от застройки коммерцией и другими объектами, без обсуждения с жителями… С таким бэкграундом мэрия Махачкалы подошла к общественным слушаниям по благоустройству территории озера в 2023 году. То, что слушания проводят, – уже неплохо и, как минимум, даст иллюзию выбора, а как максимум — и возможность на что-то повлиять.
Созрев до крупных общественных слушаний по благоустройству городского пространства, мэрия, кажется, позвала на это мероприятие всех, кого смогла. В обсуждении благоустройства территории озера Ак-Гёль приняли участие мэр, несколько министров, архитекторы, общественники, журналисты, местные жители…
По иронии судьбы мероприятие проходило в концерт-холле Ramina на ул. Булача (отношения к «Просто Булачу» — не имеет) на берегу озера Ак-Гёль. Зато вид открывался очень красивый и присутствующие могли видеть: судьбу какой территории они будут обсуждать.
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов задал тон, объяснил значение озера Ак-Гёль для города и привлечения туристов и буквально вручил перспективу благоустройства этой территории в руки присутствующих, надеясь, что совокупность их энергетик и человеческого опыта сделает свое дело.
«Мы позвали вас, чтобы вы дали идеи того, что хотели бы здесь видеть. Место великолепное! Нам нужно разработать единую концепцию проекта по благоустройству территории вокруг озера Ак-Гёль для того, чтобы максимально привлечь к себе внимание и чтобы в итоге частный инвестор пришел к нам. Турист едет в республику, в Махачкалу, мы должны создать условия, чтобы не отпустить его далеко. Может быть, это тот переход из кризисного, застойного периода к инициативным прорывным проектам. Давайте включимся и дадим хороший толчок»,
— мотивировал присутствующих Умавов.
Министр туризма и народных художественных промыслов Дагестана Эмин Мерданов также отметил, что Махачкала является узловым центром для туристов. «Сейчас у нас недостаточно мест притяжения для того, чтобы задержать туриста в Махачкале. Наша задача как можно больше таких мест создать. Те локации, которые есть в городе, сейчас перегружены», — отметил он и пожелал, чтобы от прожекта до реализации концепции благоустройства озера Ак-Гёль прошло как можно меньше времени.
Визуальный код места
«Каждое существо безмолвно взывает к тому, что его прочли по-иному», — говорила философ Симона Вейль. Так и Махачкала хочет, чтобы ее прочли иначе. Увидели ее за бетонными коробками, отключениями света, пробками, коммунальными проблемами и другими бедствиями, систематически происходящими в столице Дагестана. Метатекст о Махачкале пишется самим городом и его жителями. Код города, ключ к которому есть у каждого махачкалинца, применим при чтении этого метатекста. И если красота в глазах смотрящего, то понимание города – в вовлеченности в его жизнь.
Присутствующие на общественных слушаниях эксперты, сопереживающие махачкалинцы, попытались сформировать для себя визуальный код места. Для этого организаторы слушаний разделили их на 5 команд, каждая из которых предложила свое видение благоустройства территории вокруг озера Ак-Гёль. Вот что из этого получилось.
История про зонирование и прогулки на воде
Первая команда, в которую входили архитекторы, а представлял директор проектной организации «Инвест-Проект» Шамиль Аскаров, разделила свои предложения на две зоны: проблем и предложений.
В качестве проблем были определены следующие пункты:
— въезд на территорию парка на 90 градусов расположен с пр. Петра Первого; это влечет к стихийной парковке и, соответственно, к пробкам на дорогах;
— парк должен развиваться с учетом прилегающих территорий;
— самой большой проблемой является то, что протяженность парка – 5 км, и из них 70% находится в глухой зоне. Следовательно, через каждые 500 метров нужно создать проходы, потому что люди, попадая в отдаленную часть парка, должны иметь возможность легко из него выйти.
Что касается предложений, то команда выделила следующие:
— создание пирса для лодочной станции, так как катамараны прочно ассоциируются с озером. Отдых должен быть не только на берегу, но и на воде. Проект благоустройства должен решать вопросы охраны водной зоны;
— зонирование территорий, увеличение площади застройки парка созданием на воде мостов, прогулочных зон. Идея в том, чтобы на всей этой территории создавать своего рода острова, на которых можно размещать тематические зоны. В парке должны гулять и проводить досуг разные компании в зависимости от увлечений, интересов, пола или возраста, и чтобы при этом они не мешали друг другу;
— наличие на ранних стадиях проектирования бюджета благоустройства;
— формирование и соблюдение дизайн-кода не только самой набережной, но и прилегающей территории. Здания или сооружения, которые будут там появляться в будущем, не должны выбиваться из общего вида (архитектурного стиля) и концепции.
История про зелень (не деньги) и заботу о природе
В вишлисте второй команды, в которую входил мэр Махачкалы Юсуп Умавов, его заместитель Эмилия Раджабова, журналисты (в том числе и автор публикации), а презентовал юрист и общественник Арсен Магомедов, были предложения следующего характера:
— строительство общеобразовательной школы, так как район испытывает дефицит подобного рода учреждений. Сейчас в Редукторном поселке расположены четыре трехсменные школы;
— размещение пирсов (несколько, расположенных напротив друг друга);
— предусмотреть катамараны и специализированные места для рыбаков;
— набережная и прогулочная зона вокруг озера должны быть сквозными. Окраина территории по периметру должна быть отдана под беговые и велодорожки;
— в заболоченных местах, расположенных в глухой части парка, рассмотреть размещение парковой и зеленой зоны. Для этого нужно осушить заболоченную территорию, высадив деревья, поглощающие воду. Позже в этой зоне нужно будет предусмотреть зоны отдыха;
— воркаут-площадки и зеленые локации разместить по периметру территории, сменяя друг друга;
— предусмотреть локальные очистные сооружения для очистки озера и его дна от мусора;
— размещение концертной зоны, фудзоны, спортзоны и, возможно, смотровой вышки с панорамой на озеро и город;
— минимизировать количество парковок, а также коммерческого сектора на территории.
История про бизнес и его волшебные возможности
По идее третьей команды, которую представлял министр экономики и территориального развития РД Гаджи Султанов, бизнес может благоустроить территории, которые примыкают к их земельным участкам, и даже выходить за их рамки при благоустройстве общественных пространств.
Есть и другая концепция: создать фонд, в котором будут аккумулироваться средства бизнеса, и развивать территорию с учетом требования законодательства о закупках.
Если переходить к конкретике, то предлагается:
— вблизи памятника «Русской учительнице» создать детский яхт-клуб и лодочную станцию, защитив эту территорию волноломом;
— сконцентрировать в северо-западной части парка как можно больше зеленых зон, сделать тропинки (в естественном стиле);
— сократить число торговых точек;
— строительство гостиниц;
— создать зоны активности, теннисный корт, футбольные и волейбольные площадки, скейт-парк, амфитеатр, фонтанчики с водой, аттракционы, рестораны на воде и т. д.;
— подготовить предложение по размещению точки для электрокаров, т. к. территория парка большая, нужна возможность оперативно по нему перемещаться;
— создать в центре озера точку для притяжения туристов. Например, музей наций либо услуги общественного питания. Это должен быть такой объект, аналогов которого нет ни в городе, ни в республике;
— обеспечить соблюдение всех требований по доступной среде и создать рабочую группу по контролю за единым дизайном.
История про туризм и немного про бег
Министр туризма и народных художественных промыслов Дагестана Эмин Мерданов, представляя пожелания своей команды, акцентировал внимание на том, что, в первую очередь, нужно ответить на вопрос: что и как мы хотим на данной территории реализовать?
«Мы предлагаем в первую очередь определить территорию для проектирования. Потом, собственно, её спроектировать и разделить на лоты. Образно: тут ресторан, тут гостиница, еще что-то. При этом нагрузка благоустройства территории будет ложиться на инвестора, победителя в реализации того или иного лота (в результате, к примеру, проведения торгов), который будет проводить эту работу в соответствии с утвержденным архитектурным кодом. Что мы хотим? Есть удачные заграничные примеры. Возьмем ту же Испанию. Вся территория прибрежная – отведена для бега и прогулок.
В нашем парке – 5 км вкруговую, хорошая дистанция для забега или прогулок: это возможность поддерживать интерес к этой локации, в том числе с помощью организации массовых мероприятий такого рода (как, например, недавно в Дербенте). Мы хотим предусмотреть наличие беговой и прогулочной дорожки. Соответственно, будут предусмотрены скамейки, подсветка и другие блага. Не лишним будет предусмотреть и строительство 1-2 гостиниц на территории этого общественного пространства», — считает Эмин Мерданов.
Коснулся он и въезда на территорию парка. Есть, к примеру, парк Горького в Москве – у него несколько входов.
На его взгляд, вход в парк не должен быть со стороны ул. Петра Первого. «Я бы вообще закрыл бы любой доступ к озеру со стороны пр. Петра Первого для того, чтобы его разгрузить. На остальной территории сделал бы несколько входов, один из которых будет центральным», — считает Мерданов.
Из других предложений: единый архитектурный код, навигация внутри парка, причальные сооружения для катамаранов (без моторки) или сапбординга, спортивные площадки, кинотеатр под открытым небом, филармония, арт-объекты под открытым небом и многое другое.
История про ЗАГС, мечеть и церковь
Пятую «концепцию» презентовал советник главы города Махачкалы Имам Рамазанов.
Он также считает, что при подготовке предложений нужно отталкиваться от интересов всех категорий горожан. Кроме того, нужно пытаться планировать развитие территории озера с учетом потенциальной разгрузки локаций в центральной части города.
К примеру, он предложил (довольно неожиданно) разместить на территории озера ЗАГС из легких конструкций. По плану команды Рамазанова, тем самым будет разгружен пр. Расула Гамзатова.
В числе других предложений:
— разделить озеро Ак-Гёль на 4 части. Соответственно, будет 4 входа в парк с парковочными зонами, дорожки, подходящие к центру. В центре озера нужно поместить круговую смотровую площадку и фонтан со светомузыкой;
— беговые дорожки, велозона, зеленая зона (с размещением разного вида деревьев);
— строительство церкви и мечети;
— предусмотреть этнокультурную зону с башней и смотровой площадкой, а также многофункциональный центр образования, где можно вести образовательные мероприятия;
— создание «подростковой» зоны, где будут скейт-парк, воркаут-площадка, а также предусмотреть комнату матери и ребенка, фотозону, пирс для рыбалки, лодочную станцию.
История финальная. Ну, почти
Есть подозрение, что для тех, кто занимается исследованиями города, в аду приготовлен отдельный котел. Он заполнен кипящими метафорами, горящими сроками, кто-то непрерывно подкладывает в огонь стратегические документы городского развития и общественных пространств, а из ниоткуда вырываются публичные обещания и лозунги.
Как бы не попасть в этот котел. Не свариться окончательно. Хочется абстрагироваться, но нельзя. Ведь это наш город.
Частные инвестиции формируют города, но социальные идеи, идеи людей, как раз-таки и формируют частные инвестиции. Те самые, на которые надеется администрация города Махачкалы.
Поэтому чем больше предложений, тем лучше. Среди всех перечисленных выше, как правило, преобладали такие предложения, как акцент на зеленом каркасе (зеленые насаждения), променад на максимальные расстояния, единый стиль (дизайн-код), отсутствие торговых точек, тематическое разделение территорий (по интересам городских сообществ), наличие молельных, вело- и беговые дорожки, использование самого озера как в финансовом, так и визуальном плане.
Ко всему этому можно и нужно относиться по-разному. Мы же хотели напомнить, что в конечном итоге сюжет городских пространств — это не только про инфраструктуру, но и про культуру созерцания.
Администрация города обещала подготовить концепцию, своего рода техзадание, на основе предложений, которые вы видели выше, и вернуться к обсуждению проекта благоустройства Ак-Геля через месяц. Надеемся, что этот документ будет опубликован. А мы его обсудим. Еще раз. А пока у населения есть возможность продолжить оставлять свои пожелания к проекту.
Тимур Магомаев