Заур Алиев, ведущий специалист минприроды Дагестана, морж с семилетним стажем, добрался до Байкала автостопом, чтобы окунуться в него и совершить 80-километровый заплыв в ледяную Ангару вместе с другими одиннадцатью спортсменами.
#АвтостопНаш
Выехал из Дагестана Заур заранее, чтобы успеть до Байкала за десять дней, а приехал за девять. Еще успел побывать в городе-герое Волгограде два дня и увидеть Мамаев курган.
– Автостопом поехал по двум причинам: до Байкала маршрут дорогой – билет на самолет 60000 рублей. Можно получить какие-то акции, но это надо ждать, ловить. Вторая причина – интересно, смогу или не смогу.
Смог. И всем советует. Но никогда больше не повторит. Потому что понял, как скучает по своей семье.
– Человек после такого путешествия меняется полностью, узнает лучше людей, становится независимым от своих предрассудков. Первый шаг во всем всегда труден. Если готов идти, ты пойдешь, и все получится. Но это был мой первый и последний раз. Жена и дети сильно скучают, и я без семьи не могу. По-новому начал смотреть на привычные вещи. Когда видишь каждый день, можешь прикрикнуть, поругать, а сейчас тяжело, не хватает. Я, знаете, что решил? Взять фургон и ездить с семьей, как получу отпуск.
А пока у него с собой рюкзак и водители, которые доверяют и берут в попутчики. В основном это дальнобойщики, легковых всего было три за все время. Боятся подвозить незнакомых людей. И на дороге никто не останавливает, надо «брать» на стоянке.
– Местный пацан Мухаммад — он от Махачкалы до Кочубея довез. Второй – от Волгограда ехал и остановил на стоянке грузовиков, третья легковушка – до Красноярска. Дальнобойщики тоже опасаются, говорят, нападения опять на них начались, душат, убивают. Вот недавно в Чите убили. Надо ехать туда, где они спят. Говоришь им: «Салам, вечер добрый». Потом спрашиваешь, куда едут, и в ответ: «О, мне как раз тоже туда». Кто-то говорит, подброшу, кто-то нет, кому-то фирма не позволяет, на некоторых машинах, например, камеры стоят.
Водители разные. И все хорошие. Если взяли тебя, то обязательно довезут до удобной точки и еще подождут, пока ты не поймаешь следующего попутчика, или расскажут легенды о реках, пещерах, которые толком сами не знают, зато интересно, угостят чем-нибудь крепким и вкусным.
– Люди к тебе с теплотой относятся, и ты можешь взамен угостить кофе. Интересные попадаются. Выпил пару раз, если честно, потому что дальнобойщики не могут по-другому расслабляться. Выпивают и отключаются.
Дагестанец с большим рюкзаком у всех вызывает удивление. И у самих дагестанцев.
– Наши пацаны, «камазисты», спрашивали у меня: «Почему на поезде не поехал?» Я говорю: «Прикол такой». Они мне: «Странно». Даже не взяли подвезти. Снял рюкзаки, чтоб размять плечи, вижу, смотрит на меня один взрослый человек, Хизри зовут, служил на Байкале, кстати, и спрашивает: «А вы откуда, парень?» — «Из Махачкалы». – «Вот вижу, что дагестанец, но впервые вижу дага-путешественника!»
А путешествует «даг» всю сознательную жизнь и в одиночку. Пешком или на велосипеде.
– Я по Дагестану пешком хожу в основном. И на работу пешком – по возможности. Я ходил раньше, пока велик не приобрел. Специально подошел к гаишнику и спросил, не нарушаю ли по дорожной части, он сказал, можно ездить, но аккуратно. Надо так ездить, чтобы и вас видели, и вы видели. Я еду с краю, ближе к бордюру.
Путешествовать рекомендует всем, сначала по Дагестану, где много красивых мест, а потом всюду. Но есть в каждом путешествии минусы. Не все умеют путешествовать.
– Наш дагестанец поднимался на Эверест. И что он там увидел? Красивое место, засранное с ног до головы. Приезжают туристы из категории «Я хочу побывать там». Едут, не подготовившись, оставляют за собой мусор. А никто и убирать не будет. Не получается, нет техники такой. Там даже трупы оставляют и по ним, как по ориентирам, скачут. Я бывал в Сулакском каньоне, люди туда идут и оставляют грязь, топчут цветы и срывают, окурки от сигарет оставляют. А если человек один, он бережет природу, потому что в одиночестве особенно чувствуешь, что ты мелкий и слабый.
#АнгараНаш #БайкалНаш
Кажется, что Заур не боится ничего. Первый автостоп, первое погружение под воду с поврежденной ногой (ее он повредил на Байкале), заплывы в жутко холодной Ангаре. Здесь можно пойти на страх и риск, но перед походом в Байкальский заповедник надо обязательно сделать страховку от клещей.
– Столько лет прожил, и не хочется из-за какого-то клеща умирать, получив клещевой энцефалит или инвалидность в жизни. Береженого бог бережет.
В заповедник он еще не попал, зато проплыл по Ангаре вместе с другими смелыми и взрослыми людьми 80 километров. В марафонском заплыве наш Заур участвовал тоже впервые и не верил, что продержится долго.
– В Ангаре вода ледяная. Приехал сюда, нырнул в первый раз, даже засомневался в силах, смогу ли по 40 минут держаться в ней. Но зашел, поплавал, получил адреналин, и река очень понравилась – ты плывешь и пьешь воду.
Заур всегда все делает с опережением. Интересуюсь заранее, разрешил ли инструктор спускаться под воду с больной ногой. Он отвечает: «Уже погрузился на 7 метров. Почти на полчаса». И тут я поняла, это тот самый человек, с которым приятно просто помолчать.
– Курить бросил, не пью, и со мной был инструктор Валера – опасностей не предвиделось. Он мне разрешил с моей ногой. «Можно, — говорит, — болеть будет, потерпишь» (добрый Валера). Там как в космосе. Якоря, зеркала, улитки, рыбы, бутылка разбитая, веревки ориентирные. Когда на глубину идешь, там свои ориентиры должны быть. Особенно тяжело погружаться в открытой воде. Там вообще ориентиров нет и ты подвешен в толще воды. Из-за давления сразу не поймешь даже, где верх-низ и стороны света. Но дышать легко.
Живет Заур в офисе у байкальских моржей в поселке Листвянка, там они собираются и тренируются. Предложили остаться, он и остался. Но без дела не сидит, готовит в ответ на гостеприимство плов в казане на открытом огне.
– Понравился всем очень. Да и я неплохо готовлю. Здесь баранину тяжело найти, свинина в основном. Бараны худые, жилистые, не кормят их, что ли. Рис тоже тяжело найти хороший. Мне сказали, где искать, но это далеко.
В офисе есть баня. Ее Заур очень любит. После нее сразу в холодную воду. Он так просыпается. Во время нашего разговора кто-то в офисе шумит. Спортсмен выходит на улицу. Слышу волнение в голосе человека, который мечтает снять рассвет, но погода здесь меняется чаще, чем ты успеваешь о чем-то подумать.
– Ох, какое звездное небо сейчас! Завтра, наверное, удастся снять красивый рассвет. Только погода меняется пять-шесть раз за день: от солнца – до урагана, шторма, из-за чего и не получается снять.
Снял.
#МоржНаш
С собой у Заура всегда рюкзак и плавки. Если встречает воду, то обязательно в нее ныряет. И по возможности (единственное исключение – это работа) не пропускает. И у него только одна болезнь – и то морская.
– А на катере, буйке покататься не могу, штормит, я падаю в воду оттуда, не переношу качки, но в воде люблю находиться. Как начал заниматься моржеванием, вообще перестал болеть, один раз только заболел, но проблема была с ногой. Грипп цепляется, конечно, а так не болею больше. Чувствую, что гриппом болею, ныряю один-два раза, и проходит. В организме открываются резервы. Организм – удивительная штука, запаса прочности на лет 300 хватит. Мы просто нерационально используем это, не знаем своих возможностей, живем, изобретая собственные протезы. На скутерах катаемся, чтоб лишний раз не двигаться. А движение – жизнь.
До того как начал заниматься зимним плаванием, он часто болел ангиной. После – вылечил.
– Семь лет занимаюсь. Вроде всегда активный образ жизни вел, но каждый год ангина, решил закаляться, горло хотел особенно вылечить, но ленивый я человек немного (он ленивый человек. Немного. – Авт.). Решил прыгнуть в воду и постепенно заплывал. Начал с лета, ходил каждый день на море и так до зимы. Хотя в первый раз рекомендуют до ноября. Я сразу начал. Температура воды меняется быстро, вот ныряешь накануне, вода приемлемой температуры, а потом резко холодная. Один наш старейшина (старший морж) говорил: зимой каждый день не ходи, раза два в неделю можно. А я не могу, это же постоянный адреналин.
Хорошая новость для не моржей. Вы не морж, только потому, что еще не нырнули.
– На Байкале пообщался с мужиками, они говорят: «Здесь к врачам придешь, они найдут тысячу болезней. Для людей рекомендация такая – попробовать нырнуть, если это твое, то зацепит сразу». Если бы всем подходил бег, все бы бегали, но есть другие виды спорта, каждый ищет свое. Организм почувствует, если не бунтует, то нормально. До моржевания проверьте обязательно почки и сердце, если в порядке, то можно нырять.
Но лучше попробовать, как оказалось, это эффективней и, наверное, приятней бега.
– Вода – это средство для восстановления, мы все вышли из воды, на 80% из нее состоим. Когда ныряешь в ледяную воду, плывешь 3-5 минут, оттуда выходишь и дышишь так, как будто пробежал кросс три километра. Бег – это нагрузки на суставы, ходьба суставы не нагружает, поэтому ходьба даже лучше. После 40 вообще бежать не рекомендуется. И смотрим биологические часы, для этого недельку сидим без телефона и компьютера, слышим себя. А мы же не спим нормально, перестаем слышать свой организм. Утром надо делать зарядку, и делать ее лучше лежа. Поспали, потянулись, пришли в себя и встали.
Путевые заметки
– Ну всё, друзья, поход начался! Планировал выйти на день раньше, но обстоятельства так сложились, что пришлось задержаться. Но что ни случается – все к лучшему. Первый мой автостоп — это Мухаммад из Шамильского района. Веселый парень, собирается подвезти до Кочубея. По пути решили освежиться в канале и выпить по чашке кофе, так как парень не спит вторые сутки после встречи одноклассников. В общем, всем здоровья и немного авантюризма, чтобы его хватило на первый шаг… а дальше – все будет хорошо!
Стоп номер 2: «камазисты» Магомед и Паша. Собираются подвезти до Артезиана. В салоне аромат арбузов и дынь… еще и доча звонит и говорит, что зря я уехал, ибо они там бахчевые уминают. Съел с ними мысленно и дальше покатил. КамАЗ – вещь. Всем здоровья и соскучиться по дому.
«Родина-мать»… не скажу, какие чувства человека охватывают, когда приближаешься к монументу… у каждого они свои. Единственное, что немного объединяет — это тревога. Ведь не шутка, что при битве за «высоту 102» только наших солдат полегло около 50000… Андрей много интересного рассказал про сражения, подвиги солдат и генералов. Еще также сказал, что, пока я бегал с фотоаппаратом, мимо проходили двое ребят и один из них другому сказал: «Не знаю, друг, смог бы я так, как эти солдаты, здесь умереть, с подвигом или без»… Тяжелый вопрос. Наверное, для такого героизма нужна слепая любовь к Отчизне. И еще один вопрос — люблю ли я сейчас вот так слепо свою Родину? Однозначно люблю — свою семью, горы, моря, реки, озера, леса… иначе, наверное, не пустился бы в это путешествие… Одна ремарка: Родина и государственный управленческий аппарат — совершенно не одно и то же. Более того, считаю, что Родину надо спасать от некоторых упырей у власти. Не пишу пока все матерные слова, какие слышал в адрес наших управленцев, пока нахожусь в пути, это вообще отдельная тема. Да, и еще ругаю себя за то, что раньше здесь никогда не был. Что мешает взять семью, сесть на автобус, приехать сюда, послушать гидов и таких же туристов (немцев тоже встретили), побродить по набережной Волги и вернуться домой? Ничего не мешает, в принципе, кроме выдуманных для себя самих рамок… Мое мнение — Сталинград должны увидеть все! Всем здоровья, и ломайте рамки!
Физкультпривет! В первых строках своего маленького письма хочу сообщить, что движение к Иркутску продолжается! Однако подзастрял в пути немного… часов эдак на 8. Долго не было попутки от точки, именуемой «У озера». Много проезжало 05-х (больше домой, чем в гости). Идти на ночь глядя уже никуда не стал…
Что я понял, путешествуя автостопом, так это что грузовики берут пассажиров чаще легковушек. И поэтому останавливать (вернее — искать их, ибо они уже итак стоят) их лучше на стоянках, где водители могут отдохнуть и перекусить. Ну, или с персонажами из любимых мультфильмов сфотографироваться.
Познакомился с Михаилом, который едет домой в Красноярск. Бинго! Подумаете вы, ведь от Красноярска до Байкала рукой подать. Но все не совсем так. Михаил — одиночка (без напарника ездит), и на такое большое расстояние компанию иметь не хочет. В общем, порешили так: на стоянках грузовиков по пути буду спрашивать попутки до Иркутска, и если подфартит, то это уже точно будет — бинго!
Уже опережаю московское время на час. Только проехали Саратов, впереди Сызрань, Самара, Уфа… По пути разговариваем мало, но душевно и по теме). Всем здоровья и интересных попутчиков! Продолжение следует…
В дороге всякое, товарищи, случается… повезло, что среднее колесо, иначе собирали бы мелкие узлы по всей трассе)). А вообще, подобное происходит не очень часто, просто скат был худой больно. На замену колеса ушло много времени, ибо грузовик есть грузовик)). Всем здоровья, и пусть ни колеса, ни ноги вас не подводят!)
Из личного архива.
Вчерашнее затмение затмило даже и так на ладан дышащий мобильный Интернет)). Не знаю, как в родных краях, но с этой широты зрелище было суперское. Сделал массу фотографий, выложить которые сейчас не представляется возможным. Оказывается, дома тоже наблюдали за близким спутником нашей планеты, сын даже на крышу полез. И подумалось мне тогда, что лучшие и самые массовые флешмобы создает все-таки мать-природа… Подумать только, миллионы людей смотрят в одну точку и думают/мечтают/наслаждаются. А если бы и мысли людей вошли в когерент, то на Земле бы сразу климат поменялся… психологический. Как бы то ни было, затмение повлияло на нас и изменило, пусть даже перемены эти станут заметны некоторое время спустя. Ну а утром, выпив кружку кофе, я прозрел и увидел сокрытую темнотой красоту… Всем здоровья, и чаще глядите в небо. Продолжение следует…
Съездил сегодня в Иркутск, закупился продуктами для плова. Тяжело очень найти здесь качественную баранину и рис. Хотел сделать на хлопковом масле, но стоит оно тут почти 500 за маленькую бутылку (у нас, для сравнения, около 140 та же бутыль «Масляный король»), в общем, обошелся обычным. С рисом такая же проблема. Не нашел ни индийского, ни иранского (места надо знать), купил вьетнамский вроде. По приезде народ из числа прибайкальских моржей @pbaikal уже начал собираться. Казан взяли у дяди Коли, накололи дров, разожгли костер… за беседами о моржевании и погружениями в Байкал, между подготовкой зирвака и засыпкой риса время пролетело быстро. Даже баню затопили, кстати, у моржей отменная баня, попарился — и сразу нырок в Байкал. Съели плов в офисе, водрузив казан на стол (в ведре, чтоб сажей не выпачкал ничего). Среди моржей были и детки, рад, что они добавки попросили, значит, блюдо удалось)). Услышал много теплых слов по поводу стряпни. Было приятно. Всем здоровья, и радуйте окружающих просто так)).
Патимат Амирбекова
Читайте также:
Герой. История со спасением и гибелью
«Таксичное» производство. Махачкалинский таксист о странных клиентах и жадных коллегах
20 лет в небе. Дагестанский парапланерист — об экстремальных полетах
Неплохо, если ЧЕ. Эксперты – о настоящем и будущем туризма в Дагестане
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta