«Молодежка» продолжает публикации в рамках рубрики «Дагестанцы – Герои Советского Союза». Сегодня рассказываем об Александре Ситковском.
Александр Ситковский родился в 1914 году в селе Урожайное Ставропольского края, но еще до Октябрьской революции его семья переехала в Хасавюрт, а затем и в Махачкалу.
Здесь, в столице республики, Александр окончил семь классов школы №1, затем получил специальность шофера-механика в индустриальном техникуме и работал водителем в службе скорой помощи.
В ряды Красной армии он был призван в 1937 году, служил на Северном Кавказе в звене авиационной связи горно-стрелковой дивизии. Позже был переведен в Качинскую военно-авиационную школу. Уже в звании офицера Александр Ситковский отправился служить на Дальний Восток.
Летом 1941 года началась Великая Отечественная война, но часть советских войск оставалась на востоке: соседняя Япония тогда входила в военный блок с гитлеровской Германией.
Только в 1943 году Александр Ситковский принял участие в первых воздушных боях против немецких самолетов. Одним из них стала схватка над Малой землей – плацдармом южнее Новороссийска. Шесть советских истребителей были атакованы четырьмя десятками немецких «мессершмиттов».
Здесь лейтенант Ситковский открыл свой боевой счет, сбив первый немецкий самолет. Но и снаряд противника угодил в водяную систему советского ЯКа-76, горячая вода и пар обожгли лицо летчика. Боевая машина сорвалась в штопор, лишь на высоте километра пилот смог вернуть над ней управление. Горючее заканчивалось, внизу штормило Черное море…
Александр Ситковский заметил аэродром Геленджика и повел самолет на посадку. Так он смог сохранить от разрушения подбитую машину, а техники занялись ее ремонтом.
В другом воздушном бою лейтенант Ситковский сбил сразу три немецких самолета. Двумя из них стали бомбардировщики «Юнкерс», в составе групп противника уже отбомбившиеся по советским позициям и возвращавшиеся на свой аэродром.
Но вторую группу сопровождали истребители – «мессершмитты». Один из них стал преследовать машину Ситковского, однако советский летчик ловким маневром превратил оборону в атаку – и поразил цель.
При возвращении на аэродром его атаковали еще два немецких самолета. Пули, выпущенные одним из них, угодили в приборную доску ЯКа, Александр получил ранение в голову. Он сохранил сознание и постарался спасти машину, посадив ее на лесную просеку. Немцы попробовали расстрелять с воздуха приземлившийся самолет, но тут по ним открыл огонь советский пулеметчик – здесь проходила линия фронта. Один из «мессершмиттов» загорелся, второй предпочел быстро скрыться.
Запомнилась Александру Ситковскому и дерзкая операция по атаке на крупный немецкий аэродром в Анапе, где базировалось около 100 самолетов противника. Группе Ситковского при этом было поручено подавить зенитные батареи немцев. Операция в итоге оказалась эффективной: советские летчики уничтожили множество самолетов прямо на поле аэродрома и подожгли склады с горючим.
Вермахт отступал на запад, Красная армия продолжала гнать его дальше. Осенью 43-го бои шли уже в южной Украине. Здесь в двух воздушных схватках Ситковский сбил еще четыре «Юнкерса» и один «Хейнкель-111».
В феврале 1944 года Александру Ситковскому было присвоено звание капитана. А на следующий день он получил тяжелое ранение ноги. Теряя кровь, он довел самолет до своего аэродрома, в который раз не допустив падения и потери боевой машины.
Вердикт медиков был тревожным: осколок перебил малоберцовый нерв, нога потеряла подвижность. Александр долго лечился в госпиталях Украины и Москвы. Он очень хотел вернуться в небо, но врачи склонялись к тому, что война для него закончилась.
Тем временем пришла весть о том, что указом президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года старшему лейтенанту Ситковскому присвоено звание Героя Советского Союза. В наградном документе говорилось, в частности, о 40 воздушных боях, о 15 сбитых немецких самолетах, об уничтоженных автомашинах, паровозах, вагонах противника.
Александр Ситковский был выдвинут на должность командира эскадрильи. Но ранение по-прежнему давало о себе знать. В тяжелых переживаниях (мол, «отлетался», как выражался сам летчик) он прибыл поздней осенью в отпуск в Дагестан. И тут нейрохирург местного эвакогоспиталя Дмитрий Коваленко взялся восстановить поврежденный нерв.
По завершении лечения выздоровевший Александр Ситковский немедленно бросился догонять свой полк, тот воевал уже в Польше. Далее его эскадрилья во главе с новым командиром дошла от Вислы до Берлина и приняла участие во взятии столицы рейха. Число воздушных боев самого Ситковского возросло до 50, а количество сбитых им самолетов – до 31.
После окончания войны и демобилизации из рядов Вооруженных сил Александр Ситковский вернулся в Махачкалу и возглавил Дагестанский ДОСААФ (общественная оборонно-спортивная организация «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту»). В 1990 году была издана его книга «В небе «Соколы».
Умер Александр Ситковский в 2000 году, он был похоронен в Махачкале. Имя военного летчика носит улица в Хасавюрте.
При работе над материалом использованы фрагменты книги «Боевая слава Дагестана» Александры Путерброт.
Альберт Мехтиханов
Читайте также Дагестанцы – Герои Советского Союза. Шетиель Абрамов