Казалось бы, такая махина, как приближающийся к переезду железнодорожный состав, сама по себе должна отпугивать от попыток «рискнуть». Это же поезд! Обычно столкновение с ним заканчивается невесело… К сожалению, отпугивает это не всех. И проехать пытаются под самым носом у поезда, и пешком пробежать, и даже стадо скота быстро перевести!
Подробностями, а также своими рекомендациями с «МД» поделился начальник дирекции инфраструктуры Махачкалинского отделения Северокавказской железной дороги Сиражутдин Магидов.
— Дорожно-транспортные происшествия на территории Махачкалинского управления СКЖД происходят регулярно. Расскажу о нескольких наиболее свежих.
На переезде «Кизляр – Разъезд 17» произошло столкновение пассажирского поезда «Тюмень – Махачкала» с легковым автомобилем «ВАЗ 2112». Поезд приближался к переезду, автоматическая светофорная переездная система (так называемая АПС) работала исправно. При этом водитель «Лады» И. К. попытался проследовать через переезд до приближения состава. Машинист поезда (он шел со скоростью 90 км/ч) увидел автомобиль прямо на переезде, применил экстренное торможение, но расстояние было небольшим – произошло столкновение.
Водитель «Лады» погиб, три пассажирки автомобиля, в том числе 3-летняя девочка, получили травмы различной степени тяжести и были доставлены в центральную городскую больницу Кизляра. Состав при участии вспомогательного локомотива был отправлен до станции Кизляр. Движение на железной дороге восстановлено через 2,5 часа.
Другое ДТП произошло на участке «Тарки – Манас». Случай в целом похожий: АПС исправно действует, поезд приближается к переезду (на сей раз его скорость составляла 54 км/ч), и тут на рельсы выезжает «Лексус RX 350». Произошло столкновение, получившие травмы водитель и пассажир автомобиля доставлены в центральную больницу Каспийска.
И это не единичные случаи, они происходят регулярно.
— С чем вы их связываете?
— Я бы обратился к водителям с требованием строго соблюдать правила дорожного движения. И исключить эти попытки быстро пересечь переезд при горящем красном сигнале светофора. Двигайтесь через переезд только после проследования поезда. Машина может заглохнуть и застрять прямо на железнодорожных путях (это происходит множество раз!), а состав приближается на немалой скорости. И даже при экстренном торможении поезд не останавливается мгновенно.
Перестаньте это делать, уважаемые автомобилисты! Вот эти вот попытки «Поезд длинный, ждать неохота, давай-ка попробую проскочить»…
Также мы рекомендуем: еще при приближении к переезду продумать дальнейшие действия с точки зрения обеспечения безопасности; определите условия видимости поездов; попросите пассажиров прекратить разговоры в салоне и не отвлекать вас от управления; при запрещающем сигнале светофора настройтесь на остановку и ожидание. И еще: после проследования поезда, перед возобновлением своего движения убедитесь, что по параллельным путям не приближается состав с противоположной стороны. Будьте внимательны и осторожны!
— А как переезд через железнодорожные пути описывается в Правилах дорожного движения?
— Раздел 15 гласит, что запрещено выезжать на железнодорожный переезд в следующих случаях:
при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращён к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарём или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).
— Если случилось так, что автомобиль застрял прямо на рельсах?
— Водитель может попытаться вытолкнуть его оттуда (например, с помощью стартёра). Если это не получается, то Правила дорожного движения требуют:
при вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.
Одновременно водитель должен:
при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днём с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарём). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трёх коротких звуковых сигналов.
Также хотел бы обратиться и к пешеходам. Железная дорога является зоной повышенной опасности, это не страшилка, а реальность. Тут необходимо быть предельно бдительным самому, внимательным к окружающим и не допускать необдуманных поступков.
— К сожалению, отношение порой бывает прямо противоположным. Вплоть до того, что железная дорога избирается объектом для игр.
— Ну, тут вообще впору за голову хвататься. Действительно, дети, оставленные без присмотра, из любопытства поднимаются на вагоны, из озорства и шалости бросают камни (а зимой и снежки) в проходящие поезда. Есть еще такая забава, как подкладывание камней и посторонних предметов на рельсы. Ребенку интересно, насколько «всмятку» превратится этот кирпич или кусок бревна, и он даже не задумывается об опасности для себя и пассажиров поезда. А его родители – о том, что их ребенок в это время разгуливает по железнодорожным путям!
Взрослые порой сами гуляют по железнодорожным путям, как по парку. Видимо, считают, что всегда увидят или услышат звук приближающегося сзади поезда. В тишине – обычно да, а если дело происходит в оживленной части города, где полно иных звуков – автомобильных двигателей, сигналов, строительный шум и т.д. А сам гуляющий при этом задумался и ушел в свои мысли…
— Может быть, и пешеходам предложить ряд ясных правил и принципов безопасности?
— Да, конечно. Прежде всего напомню. Именно из соображений безопасности на железной дороге сооружают путепроводы, пешеходные мосты, пешеходные переходы, тоннели, а также устанавливают предупреждающую сигнализацию и ограждают опасные места.
А правила, установленные на железнодорожном транспорте, гласят. Категорически запрещено:
— находиться на путях и объектах железнодорожной инфраструктуры, не предназначенных для пассажиров и посторонних лиц;
— подлезать под платформами и вагонами;
— перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
— устраивать подвижные игры на пассажирских платформах;
— оставлять детей без присмотра;
— прыгать с платформ на пути;
— проходить по железнодорожному переезду при запрещающих сигналах светофора, независимо от положения шлагбаума;
— подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети;
— приближаться к оборванным проводам;
— повреждать устройства и конструкции на объектах железнодорожной инфраструктуры;
— загораживать и устанавливать указатели и иные носители информации.
Будьте осторожны!
Беседовал Альберт МЕХТИХАНОВ