Отмена концерта российского певца Егора Крида в Дагестане из-за угроз в соцсетях, срыв аниме-фестиваля «АниДаг» по аналогичным причинам, оскорбления в адрес дагестанки Лайлы, которая в федеральной программе «Давай поженимся» рассказала о сексуальных домогательствах со стороны отца в детстве, – яркие примеры современного феномена кибербуллинга. Этот феномен тесно связан с проблемой анонимности в Интернете – одной из главных ценностей виртуального пространства, а еще представляет собой самый простой способ самоутвердиться в обществе.
ЧТО ТЫ ТАКОЕ, КИБЕРБУЛЛИНГ?
Кибербуллинг – это травля, оскорбления, угрозы, клевета посредством личных сообщений, постов и видео в интернет-пространстве. Это онлайн-атака на какого-либо человека в Сети по совершенно разным мотивам — от «чисто поприкалываться» до нанесения серьезного вреда репутации.
Существует несколько видов кибертравли: речевая агрессия — флейминг (спор ради спора) и троллинг (речевая провокация), клевета (заведомо ложные сведения), гриферство (кибервандализм в онлайн-играх), раскрытие секретов, выдача себя за другого, остракизм (удаление из группы или сообщества), мошенничество, киберсталкинг (преследования и домогательства в Интернете) и секстинг (обмен интимными сообщениями или фотографиями в Сети). Часто кибератаки могут включать в себя несколько видов травли одновременно.
ПРАВО ИМЕЮ
В России пока ведутся обсуждения об усилении мер ответственности за травлю в Интернете. Соответствующая статья может появиться в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП).
«Не вижу большого смысла во введении новой статьи, так как, исходя из содержания конкретного сообщения либо записи, действие может быть квалифицировано по существующим уже нормам. Есть уже давно отдельные статьи в различных правовых актах – в Уголовном и Гражданском кодексах, а также Кодексе об административных правонарушениях, которые устанавливают ответственность за конкретное действие», – рассказывает юрист Тагир Гаджиэменов.
По его словам, конкретного понятия кибербуллинга или травли российское законодательство не содержит, но при этом действия, которые к ним относятся, охватываются другими составами преступлений или правонарушений. «Кибербуллингом признается оскорбление личности в социальных сетях, оскорбление представителя власти, клевета, угроза причинения тяжкого вреда здоровью или смерти, распространение сведений, порочащих честь и достоинство человека, и вымогательство, – говорит Тагир Гаджиэменов. – Нанесение оскорблений регулируется статьей Кодекса об административных правонарушениях. А такие действия, как клевета и угроза причинения смерти, влекут за собой уже уголовную ответственность. Если человек столкнулся с клеветой в отношении себя, он вправе потребовать опровержения и удаления информации, а также компенсации морального вреда. Ответственность за вымогательство также предусмотрена Уголовным кодексом РФ. Сюда относится и 282 статья УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды», которая считается экстремистской и затрагивает проявления феномена кибертравли. Сейчас эта статья частично декриминализирована. В современных реалиях по этой статье человек, совершивший подобные действия, привлекается сначала к административной ответственности, а при рецидиве – грозит уже уголовная ответственность», – разъяснил юрист.
Рассмотрим подробнее. «Оскорбление трактуется как унижение чести и достоинства человека, выраженное в неприличной форме, и квалифицируется по ст. 5.61 КоАП РФ. Это могут быть либо отдельные слова, либо текст неприличного содержания. Данное нарушение наказывается штрафом. Пострадавший подает заявление в прокуратуру, поскольку полномочиями по возбуждению административных производств по статье 5.61. КоАП РФ наделен только прокурор. Понятие «неприличная форма» четко не определяется и допускает некий «коридор» толкований. Оценка данных действий является зоной ответственности судьи. Если требуется, суд может постановить проведение лингвистической экспертизы. Привлечение человека к ответственности за оскорбление становится основанием для возмещения морального вреда.
Клевета – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека. Это нарушение уже предусматривает уголовную ответственность. Если клевета распространена в социальной сети, пострадавшему следует обращаться в отдел полиции.
Действия, определяемые как угроза причинения тяжкого вреда здоровью и смерти, регулируются 119 статьей УК РФ. При возникновении каких-либо сомнений также может быть произведена лингвистическая экспертиза. По ее результатам полиция принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе.
Если некие лица требуют передать им имущество (в том числе деньги), угрожая распространением сведений, позорящих потерпевшего (например, эротического характера), — это вымогательство. За него предусмотрена ответственность вплоть до лишения свободы.
Распространение сведений, порочащих честь и достоинство, подпадает под действие статьи ГК РФ (ст. 152 ГК РФ). В этом случае пострадавший может обратиться в суд с исковым заявлением и потребовать опровержения, удаления информации и взыскания морального вреда», – подытожил Тагир Гаджиэменов.
А ЧТО НА ПРАКТИКЕ?
Примером кибербуллинга является случай с отменой концерта популярного российского певца Егора Крида в Махачкале. Выступление было запланировано на 9 сентября 2018 г. Незадолго до этой даты Егор Крид стал получать сообщения в свой «Инстаграм» с угрозами. В начале сентября в аккаунте Крида стали появляться комментарии с обещанием «навредить здоровью» певца, если он выступит в Дагестане.
Представители правоохранительных органов Дагестана отреагировали на ситуацию и назвали случившееся экстремизмом и разжиганием межнациональной розни. Они заявили, что предпримут меры по охране порядка и обеспечению безопасности во время концерта, однако он не состоялся.
Другим проявлением феномена кибербуллинга явился срыв фестиваля «АниДаг-2018» в Махачкале. Фестиваль, организованный дагестанскими художниками и музыкантами, посвящен азиатской культуре. В соцсетях стали появляться агрессивные комментарии и протесты. Некоторые пользователи соцсетей назвали фестиваль «неформальным» и потребовали «не молчать против разврата». Организаторам угрожали физической расправой. Несколько участников планируемого фестиваля написали заявления в прокуратуру о привлечении к ответственности виновных за срыв мероприятия в соответствии со ст. 282 УК РФ. По этому делу уже выявлен организатор травли — администратор паблика «Имамат Дагестана» в сети «Инстаграм» Ахмад Исрапилов.
«Исрапилов А. М. являлся организатором интернет-травли на организаторов концертов и иных культурно-массовых мероприятий, проходящих в республике. Исрапилов координировал действия инстаграм-пабликов по осыпанию угрозами как организаторов, так и граждан, пришедших на мероприятия. Люди в футболках с эмблемами его паблика встречали выходящих из театра («АниДаг») подростков и осыпали угрозами», – сообщается на странице ЦПЭ МВД по Дагестану в «Инстаграме».
В отношении него возбуждено уголовное дело по статье 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Суд избрал в качестве меры пресечения подписку о невыезде и надлежащем поведении.
ПРАВОВАЯ ОТВЕТКА
Поскольку практически никто не застрахован от столкновения с кибербуллингом, важно понимать алгоритм действий:
1. Фиксировать факт оскорбления или угрозы. В нем должно отображаться оскорбление от соответствующего лица. При этом не должно возникнуть сомнения, что оскорбление адресовано именно вам.
2. Заверить данный факт у нотариуса, предоставив ему переписку либо запись в Интернете. Он проверяет страницы в социальной сети и составляет протокол осмотра доказательств, подтверждающий наличие этой информации. Цена за услугу может начинаться от 3000 рублей.
3. Далее с протоколом осмотра доказательств, в зависимости от вида травли (оскорбление, угроза, клевета, иная порочащая информация), нужно подавать заявление в правоохранительные органы или суд.
Если же оскорбляющая информация из соцсетей была удалена лицом, ее разместившим, доказать факт травли будет проблематично. Здесь как минимум нужны будут свидетели этого поста (лучше со скринами), а также можно поискать сохраненную информацию в кэше (резервная копия веб-страницы) или обратиться в дирекцию той или иной соцсети, чтобы подтвердить факт опубликования. Если удастся доказать факт публикации, то уже возрастает возможность привлечь человека к ответственности.
И самые простые советы тем, кто не хочет судиться: жаловаться администраторам соцсетей на публикацию. Эта практика действует в сетях «Инстаграм», «Фейсбук» и «ВКонтакте». А можно просто заблокировать оппонента.
Мария Малова
Читайте также:
Все о сорванном фестивале аниме в Махачкале
Задержан инициатор кибертравли организаторов фестиваля «АниДаг»
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»:https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta