20 вопросов победителю конкурса по ИИ
11-классник Саид Азизов вместе со своей командой победил на международном конкурсе по искусственному интеллекту «Al Journey». Демоверсия их программы может упростить общение между глухонемыми людьми и теми, кто не понимает язык жестов. Она работает по принципу «Гугл-переводчика». Только вместо слова в нее нужно загрузить видео с жестом, и программа его «переведет». В будущем она начнет работать и в обратном направлении: вы вводите слово, она показывает соответствующий жест.
В качестве награды команда разработчиков, состоящая из трех человек (вместе с Саидом над программой трудились Дмитрий Куценко из Челябинска и Рамазан Мансур из Казахстана) получила 1 миллион рублей. Сам конкурс проходил в Москве, а его финал посетил президент России Владимир Путин.
Корреспондент «Молодежки» крепко почесал в затылке и помучил Саида вопросами, касающимися искусственного интеллекта и высоких технологий. Зато теперь мы знаем, когда произойдет восстание машин, что делать, если выяснится, что мы живем в симуляции, и кто же все-таки круче – Марк Цукерберг или Илон Маск.
– Когда нам ждать восстания машин?
– Никогда. Можно обучить машину делать салат, летать к другим планетам или спускаться в жерло вулкана. Но не самостоятельно мыслить. Появление сложного искусственного интеллекта, типа того, который был показан в серии фильмов «Терминатор», не предвидится. Вряд ли он кому-то нужен.
– Почему искусственный интеллект вызывает страх у людей?
– Люди боятся всего, что потенциально несет угрозу. Даже на уровне: машины отнимут у нас работу. Во многих областях нейросети действительно могут точнее принимать решения, чем человек. И с дальнейшим развитием ИИ некоторые профессии определенно потеряют актуальность.
– Искусственный интеллект может создать произведение искусства?
– Нейросеть уже дописала одну из неоконченных композиций то ли Баха, то ли Бетховена, и, по оценкам экспертов, сделала это довольно неплохо.
– А ты можешь?
– Я в третьем классе, как и многие дети, пытался писать какие-то стишки. Но это сложно назвать высоким искусством.
– Какова вероятность, что мы живем в симуляции?
– Сложный вопрос. Не очень люблю думать о таких глубоких вещах, которые мало затрагивают мою жизнь в данный момент. Можно запутаться.
– А если выяснится, что мы все-таки живем в симуляции, что ты сделаешь?
– Еще один сложный вопрос. Я бы постарался выяснить, как работает эта симуляция, кто ее создал и с какой целью.
– В какие сферы стоит внедрять ИИ в первую очередь?
– Нейросети и так везде, не знаю, где их нет. Но было бы хорошо усилить присутствие в сфере транспорта – чтобы искусственный интеллект, скажем, регулировал трафик. Особенно это было бы полезно для Дагестана, если учесть специфику вождения в Махачкале, да и в других городах нашей республики.
– Насколько оправданна обеспокоенность людей, что ИИ начнет лишать нас работы?
– Есть аналогии с прошлым веком, временами Генри Форда, когда произошла вторая промышленная революция и многие люди потеряли свои рабочие места. Но при этом были созданы новые рабочие места, и их оказалось даже больше. Люди, у которых шаблонная работа, будут заменены машинами. Я бы посоветовал этим людям обучаться чему-то новому, осваивать профессии, связанные с общением с людьми, искусством, творчеством – где нужно создавать что-то новое.
– Есть популярное мнение: у человечества так много проблем, потому что мы гораздо сильнее развились в технологическом плане, чем в духовно-нравственном. Согласен?
– Мы и вправду многого добились в сфере развития технологий. Но я не думаю, что у человечества какие-то серьезные проблемы в плане духовно-нравственного развития. Я верю в людей.
– А веришь ли ты в популярную теорию, что еще много веков назад на планете существовала высокоразвитая цивилизация, но по каким-то причинам она исчезла?
– Я не поклонник подобных теорий. Не нахожу достоверных фактов, которые свидетельствовали бы о существовании подобных цивилизаций.
– Самое полезное приложение в твоем телефоне?
– Telegram. Если у тебя есть какая-то цель, ты хочешь запустить некий проект, то через Telegram ты обязательно найдешь единомышленников, людей, которые смогут тебе помочь.
– Самое бесполезное приложение в твоем телефоне?
– TikTok. Оно просто присутствует, но я редко им пользуюсь.
– За нами следят через наши гаджеты?
– Обычные люди не настолько важны для спецслужб, чтобы за нами прямо пристально следили. Но сбор данных ведется, это стопроцентно. Каждый замечал, что, если он заговорит про кофеварку, у него в телефоне появится реклама кофеварки. Я не против такой «слежки». Это улучшает качество рекомендации контента. Любителю научной литературы будут предлагать книги по научной литературе, а не условную Донцову.
– Почему акты агрессии в реальной жизни так часто списывают на насилие в компьютерных играх?
– Сложно сказать. Но это глупо. Мы все в детстве играли в «войнушку». Тогда же никто не списывал на эти игры какие-то акты агрессии. Главное, не перегибать палку с зависанием в компьютерных играх. Не играть в них круглые сутки, забывая о реальной жизни – тогда может произойти какая-то деформация сознания.
– Самый любимый фильм об искусственном интеллекте или программистах?
– Самый любимый фильм, который вообще вдохновил меня начать программировать, – это «Социальная сеть» Дэвида Финчера, который рассказывает о том, как Цукерберг создавал «Фейсбук».
– Кто круче – Марк Цукерберг или Илон Маск?
– Илон Маск. Он очень классные вещи делает. SpaceX – компания, которую он основал, – в следующем году планирует выпустить ракеты, способные поднимать в космос 100 тонн веса. Сейчас максимальный показатель – 20 тонн. Это большой прорыв. К тому же, доставив груз на орбиту, ракета будет возвращаться обратно (обычные ракеты-носители распадаются на фрагменты и сгорают в атмосфере или становятся космическим мусором.– «МД»).
– Искусственный интеллект хорошо, но свой – еще лучше. Как его прокачивать?
– Лучший способ – читать книги. Я читаю технологическую литературу, чтобы постоянно оставаться в теме.
– Куда потратишь деньги, полученные от победы на конкурсе?
– Пока никуда. Образно говоря, положу в банку.
– Это самое странное интервью, которое тебе приходилось давать за последние дни?
– Определенно. Большинство других журналистов интересовало только одно: как я встретился с Путиным.
– Почувствую себя Дудем: что ты спросил у Путина?
– Планируется ли строительство образовательного центра «Сириус» в небольших городах типа Каспийска. Путин ответил, что для этого в маленьких городах пока нет соответствующей инфраструктуры. Но ее планируют развивать («Сириус» – крутецкий образовательный центр для одаренных детей, где всякий желающий при условии, что он одаренный ребенок, может бесплатно обучаться всяким полезным вещам. К примеру, разработке все того же искусственного интеллекта, который, скорее всего, будет отнимать работу у неодаренных детей, ставших неодаренными взрослыми и устроившихся на шаблонную работу. – Прим. автора).
Руслан Бакидов
Читайте также «Это был свиной желудок в коробке…»