Слово о настоящих дагестанцах
Когда говорят, что главное богатство Дагестана – молодежь, это звучит очень пафосно, но кто с этим поспорит? Наши герои – не извиняющиеся фигуранты скандалов из интернет-роликов, не дебоширы из метро и не кидальщики таксистов. Наши герои – простые дагестанские ребята, студенты, которых вы не увидите обсуждаемыми в соцсетях и в студиях федеральных телеканалов. Корреспонденту «Молодежки» они рассказали, кем видят себя в жизни, о чем мечтают, какие цели перед собой ставят и связывают ли свое будущее с Дагестаном.
«Еще я планирую выучить семитские языки»
Если вы увидите молодого человека, прогуливающегося по Махачкале в образе аристократа, с тростью и в соответствующем костюме, знайте – это Серажутдин Дарбишев. Он учится (не удивляйтесь!) на электроснабженца в Техническом колледже им. Ашуралиева. Это учебное заведение в свое время оканчивали и его родители, тем не менее колледж он выбирал по собственному желанию.
Несмотря на то, что профессия, которую Серажутдин сейчас осваивает, далека от гуманитарных наук, он умудрился заработать в колледже репутацию не только экстравагантного аристократа (ему нравится мода начала XX века), но и человека, увлеченного историей и иностранными языками. Поэтому неудивительно, что дальше он планирует поступить на исторический факультет ДГУ и заняться наукой.
Серажутдин владеет немецким – изучал сначала в школе, а потом самостоятельно. Отвечая на вопрос, почему именно немецкий, признается, что языком увлекся из-за истории Германии, к которой проявляет большой интерес.
«Немецкий язык мне нравился по звучанию, впрочем, как и другие западногерманские языки. Он несложный, поэтому у меня по нему были хорошие оценки. Еще я планирую выучить семитские языки (к ним, в частности, относятся арабский, амхарский, иврит. – «МД») и несколько местных, например, кумыкский и лезгинский, ну и свои родные лакский и даргинский.
Насколько я знаю, на историческом факультете изучают древнегреческий и латынь. Насчет старославянского не уверен. Вообще, историкам нужны эти языки, особенно немецкий, потому что это язык большинства дворянских родов Средневековья», – рассказывает собеседник «Молодежки».
Об истории Серажутдин может говорить бесконечно. Мы имели возможность убедиться в этом, прослушав практически полноценную лекцию о немецком происхождении Виндзоров, принца Филиппа, ныне покойного мужа британской королевы Елизаветы II, перед женитьбой принявшего британское подданство и материнскую фамилию Маунтбеттен, по отцу принадлежа к царствовавшему в Греции дому Глюксбургов, и других ныне правящих королевских домов Европы.
Но на этом наш экскурс в историю не ограничился. О членах Антанты, начале Первой мировой и политике Третьего рейха мы тоже с ним поговорили.
Несмотря на глубокую увлеченность историей немцев, Серажутдину есть что сказать и о своих земляках дагестанцах.
«Мне в Дагестане нравится то, что мы довольно светские люди. У нас большой потенциал для развития — нашей культуры в первую очередь. У нас много стихов на родных языках. Наша самобытность в том, что у нас очень много народов и все мы говорим на разных языках. Несмотря на все это, мы дружно и мирно живем. Когда выхожу на улицу, я не ожидаю, что меня убьет какой-нибудь человек другой национальности или ударит меня просто потому, что ему не нравится, на каком языке я говорю или, допустим, в какую мечеть, церковь или синагогу я хожу. Мы – приветливые и дружелюбные люди. Вот это мне в нас нравится», – говорит Серажутдин.
Сейчас он учится на четвертом курсе колледжа. Пока не работает, но иногда подрабатывает, когда есть возможность. В материальном плане студенты сегодня обделены, считает он, — стипендии многим не хватает.
Свою мечту Серажутдин связывает с историей: «Пожалуй, это и есть моя мечта – стать историком. Когда я стану историком, у меня будет уже другая мечта – стать математиком, если, конечно, на тот момент у меня получится это сделать. Математика и история – это два моих любимых предмета».
«Мне нравится Зощенко, Шукшин и Чехов»
Милана Меджидова изучает отечественную филологию на филфаке ДГУ. Считает себя гуманитарием по духу, к тому же она из семьи педагогов, поэтому выбор профессии для нее был очевиден. Всегда любила читать и интересовалась лингвистикой. Была победителем и призером олимпиад по русскому языку и литературе. С десяти лет писала стихи, даже мечтала выпустить книгу. В старших классах увлеклась журналистикой, забросила стихи, но иногда пишет прозу.
«Мне нравится Зощенко, Шукшин и Чехов. Кратко и красиво. Сама пишу редко, но обычно от лица лирического героя. К примеру, воспоминания маленького мальчика, что-то типа дневниковых записей. Люблю писать сатиру от лица неодушевленных или вымышленных персонажей, но оцениваю ее качество невысоко. Поэтому хочу развиваться в журналистике», – говорит Милана.
Поступая на филфак, она так и планировала – совмещать работу учителя и журналиста. Но при этом хочет заниматься и наукой. Сейчас параллельно учится в Институте дополнительного образования ДГУ на учителя английского языка. Считает, что в аспирантуре ей это пригодится:
«Область моих научных интересов – сравнительно-историческое языкознание. Я знаю родной язык (даргинский), изучаю английский. Хочу сравнивать их в своих научных работах. Мне интересно исследовать, как в разных языках обозначаются предметы, с какими историческими и культурными особенностями это связано».
Милана учится на четвертом курсе и свое будущее видит в Дагестане: тут учеба, работа, семья и друзья, и, кроме классического «мир во всем мире» и «здоровье родителей и близких», другой мечты у нее нет.
«Почти в каждой дагестанской семье родители хотят, чтобы их ребенок стал врачом»
Даниял Шабанов – студент первого курса ДГМУ, судя по его общественной активности, он легко мог бы стать политиком, депутатом, адвокатом или журналистом. Данияла мы запомнили еще с прошлогодней встречи главы Дагестана Сергея Меликова с выпускниками-стобалльниками, на которой он присутствовал в качестве победителя Всероссийского конкурса «Большая перемена».
За прошедший семестр первокурсник не только преуспел в учебе, получив четыре зачета автоматом, но еще и помог в организации и проведении межвузовской конференции по правоведению, стал помощником депутата Народного собрания Дагестана Зульгимар Тагибовой-Ричинской и даже побывал на операции, на что может решиться далеко не каждый первокурсник.
У Данияла амбициозные планы. В будущем он планирует поступить и параллельно учиться на юридическом факультете или по специальности «государственное и муниципальное управление», а в дальнейшем попробовать себя и в организации здравоохранения. При этом главную свою миссию он видит в том, чтобы стать практикующим врачом.
«На мой выбор профессии повлияла в первую очередь пандемия. Во вторую очередь – болезнь папы, который попал в больницу за несколько дней до карантина. Ему делали операцию на желудок, и у меня что-то екнуло в сердце. Я просто видел, как мучился отец.
К тому же в разгар первой волны пандемии по телевизору постоянно говорили о медиках: врачи – герои, врачи – ангелы… Самому захотелось помогать людям.
Ну и никто не отменял тот факт, что почти в каждой дагестанской семье родители хотят, чтобы их ребенок был врачом. Мои родители с первого класса мне постоянно говорили: в мед, в мед, в мед!» – смеется Даниял.
Но специализацию он выбрал не ту, что хотели родители. Даниял хочет стать педиатром и своим кумиром в профессии считает Леонида Рошаля.
«Я хочу стать именно детским врачом. Родители хотели, чтобы поступил на стоматологический, но я сразу сказал категорически: нет, я не хочу всю жизнь проработать в стоматологической клинике. Эта работа мне кажется однотипной. К тому же стоматологи – они, как певцы: их слишком много, конкуренция очень большая.
Моя сестра тоже врач-педиатр, работает в московской поликлинике, собирается поступать в ординатуру. Бабушка работает в новолакской больнице, тетя – медсестра.
После третьего курса хочу устроиться медбратом в одну из махачкалинских больниц или поликлинику, если пандемия ковида закончится (очень хотелось бы). Если нет – обязательно пойду в красную зону. После шестого курса хочу поработать участковым педиатром, а над выбором ординатуры еще думаю. Буду выбирать между неонатологией, хирургией и кардиологией», – увлеченно рассказывает наш собеседник. В будущем он планирует набираться опыта и за пределами республики, но после – обязательно вернуться в Дагестан.
Одной из главных положительных черт дагестанского характера Даниял считает уважительное отношение к старшим. Кстати, и свою активность он считает дагестанской чертой.
«Я видел, как ведут себя некоторые мои сверстники. Я бы так не хотел. Вежливость и уважение к старшим ценятся везде. Это всегда поможет тебе в жизни. Если ты выберешь другую модель поведения, ты просто будешь деградировать», – делится своими соображениями молодой дагестанец.
Еще Даниял признается, что любит Махачкалу и искренне не понимает недовольных городом.
«Я бывал во многих российских регионах, в Крыму, в соседних республиках. В плане условий жизни и инфраструктуры наша республика намного лучше. Я не знаю, почему наши махачкалинцы так ругают Махачкалу. Наш город намного лучше и красивее.
Я недавно был в Гурзуфе. Это маленький городок в Крыму, где снимают фильмы и сериалы. Там очень скучно! Там вообще ничего нет, даже нормального транспорта. Я приехал в Махачкалу и просто начал кайфовать здесь. Здесь есть места, куда можно пойти. Да, это не Москва, соглашусь, но Москва у нас должна быть одна. И Махачкала — одна!» (Смеется.)
На стипендию Даниял не жалуется, говорит, что живет в Махачкале с родителями, поэтому ему пока хватает. К тому же студентов-активистов вузы сейчас поддерживают, премируют и даже платят за общественную активность специальные стипендии:
«Я и еще несколько человек из ДГМУ стали победителями в городском конкурсе «Золотая осень», который проводил Комитет по спорту, туризму и делам молодежи Махачкалы. За это распоряжением ректора нам перед Новым годом выплатили премии. Представляете? Было очень приятно.
Стипендии мне хватает. Не знаю, как моим одногруппникам, которые из других городов. Но, думаю, их поддерживают родители».
Несмотря на любовь к Дагестану, наш герой признается, что у него были мысли поступить учиться в другом городе, но потом передумал.
«Я хотел в московский университет им. Пирогова. А потом подумал, что лучше пока останусь здесь, наберусь опыта. Тут родной край, родные стены, университет в пяти минутах ходьбы. А там я не представляю, что сейчас со мной было бы. И голодал бы, и денег не хватало бы. Поэтому здесь намного лучше.
Сначала нужно развить все свои качества здесь, а потом уже показывать их на большой арене», – уверен Даниял.
Булгаков, Набоков, бабочки и кодекс хирурга
Еще один студент-медик, с которым пообщалась «Молодежка», – Арслан Татамов. У Арслана в статусе в WhatsApp цитата Набокова, а на аватаре – фото с муляжом черепа на столе. Сейчас он учится на пятом курсе лечебного факультета ДГМУ. Говорит, что больше всего его вдохновляет хирургия. Работа, сделанная своими руками, результаты которой сразу видны, не может не приносить внутреннего удовлетворения, считает он.
Мама Арслана – фельдшер, поэтому с детства его окружали книги по биологии и анатомии человека.
«Мы вместе разбирали буквально каждую тему. Мама рассуждала о медицине и твердила, что помощь больным людям есть высшее проявление лучших человеческих качеств. И я к этому сейчас стремлюсь», – рассказывает будущий хирург.
Арслан не разделяет стереотипов о том, что в Дагестане плохие врачи, плохая медицина и плохое медицинское образование. Сейчас многое меняется в лучшую сторону, врачи постоянно повышают свою квалификацию, стажируются в крупных больницах и научно-исследовательских институтах страны и за рубежом. В лучшую сторону меняется и психология студентов, отчасти это произошло из-за пандемии коронавируса, считает он.
При этом он считает неправильным, когда пациент воспринимает визит к врачу панацеей от всех бед, забывая о том, что здоровье – это еще и образ жизни, генетика, экология и другие факторы. Медицина, даже самая современная, – это не полная гарантия здоровья, напоминает он.
У него есть желание пройти ординатуру в Москве, но говорит — все будет зависеть от жизненных обстоятельств.
«Каким должен быть хирург? Мой наставник говорит, что, помимо наличия твердого фундамента практических и теоретических знаний, компетентности, нужны стойкость характера, физическая выносливость, отличная координация, самоконтроль и аккуратность, а самое главное – врачебная эмпатия и профессиональная ответственность», – делится Арслан.
Главное увлечение будущего медика, кроме медицины, конечно, – изучение флоры и фауны республики совместно с авторами Красной книги Дагестана и заповедником «Дагестанский»:
«Я занимаюсь коллекционированием насекомых, а именно бабочек и жуков. Также люблю охоту во время сезона. Нравится путешествовать по Кавказу. На досуге читаю художественную литературу, люблю Булгакова и Набокова. Особенно нравится цитата последнего: «И умру я не в летней беседке От обжорства и от жары, А с небесной бабочкой в сетке На вершине дикой горы».
Арслан Татамов – именной стипендиат главы республики Сергея Меликова, а в прошлом году выиграл грант на полмиллиона рублей в конкурсе «Умник» с проектом «Разработка технологии обеззараживания воды с использованием диоксида титана». Его цель – создание нанопокрытия для биологической очистки воды под влиянием видимой области света.
«Я искренне верю, что вместе с моим научным руководителем профессором Ильмутдином Абдулагатовым совместными усилиями мы добьемся положительных результатов», – говорит Арслан.
Бэла Боярова
Читайте также «Люди, у которых шаблонная работа, будут заменены машинами»