Раз уж мы начали развенчивать мифы о дагестанской молодежи, не будем останавливаться. Ко Дню российской науки «Молодежка» решила рассказать своим читателям о молодых ученых и аспирантах, занимающихся научными исследованиями в Дагестане. Они только начинают свой путь, но уже доказывают, что наше место – не только в спорте.
«Сюда не идут ради денег»
Арсен Гаджиев учился на физическом факультете ДГУ. Сначала на бакалавриате, потом – в магистратуре, которую окончил с отличием в 2017 году. После университета Арсен полтора года работал в частной компании и уже после решил поступать в аспирантуру.
Сначала хотелось получить какой-то опыт, поэтому пошел работать, рассказывает молодой аспирант. Потом, имея помимо знаний уже и какой-то опыт, решил попробовать себя в науке.
В аспирантуру пошел не по чьему-то настоянию, это было его личным желанием и осознанным шагом – поступать с какой-то другой мотивацией было бы даже странно, считает Арсен.
«Помимо того, что аспирант, я еще и инженер-исследователь лаборатории математического моделирования конденсированных сред (ММКС) ДФИЦ РАН. Занимаюсь исследованием физики фазовых переходов и конденсированных сред.
На практике эти знания применяются для построения математических моделей конденсированных сред и поиска подходящего материала в качестве хладагента для охлаждающих установок.
На сегодняшний день в качестве хладагента в холодильных машинах (холодильниках) в основном используют газ фреон. Наша цель – заменить в современных холодильных установках фреон на магнитный материал, который будет дешевле, надежнее и, что самое главное, экологичнее фреона, который ядовит. Занимаемся поиском материала, который может его заменить», – рассказывает собеседник «Молодежки».
В планах у Арсена – окончить аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию и дальше двигаться по научной линии, продолжив изучать выбранное направление.
Условия для научных сотрудников в республике постоянно улучшаются, руководство ДФИЦ РАН и Института физики поддерживает молодых ученых, оплачивает командировки, закупает оборудование и т. д., но если ты по-настоящему не увлечен, в науке делать нечего, уверен Арсен.
«Если говорить о физике, то молодежь в первую очередь отпугивает сложность данного направления. Поэтому его нельзя назвать популярным. Физика – наука не из простых. К тому же, только придя в науку, поначалу ты имеешь небольшой стартовый заработок. Но чем дальше ты двигаешься в науке, тем больше вовлекаешься. Чем больше человек работает, тем больше получает отдачи и по научной части, и по финансовой. Просто сюда не идут ради денег. Сюда идут заниматься наукой. А если человек наукой не интересуется, пройдет год, два, три… – и дальше что? Какая-то цель, принципы должны быть», – говорит молодой ученый.
Уезжать из республики он не планирует, но рабочие командировки считает необходимыми для профессионального роста.
«Есть определенный предел, к которому любой аспирант, кандидат наук приходит. Как бы ни хотелось сказать, что безвыездно проработаешь всю жизнь в одной лаборатории, для научного и личностного роста необходимо пробовать себя и в других условиях. Для этого ученых направляют в рамках различных конкурсов и контрактов на полгода и больше поработать в других лабораториях. Поэтому я допускаю для себя возможность таких командировок, но речь не идет о полном переезде, ученым он не нужен», – поделился своими планами Арсен.
Научные споры, физика и метод Монте-Карло
Еще один молодой дагестанский физик, подающий надежды, – Курбан Муртазаев. Курбан считает, что физика – это про все. Еще в школьные годы естественнонаучные предметы давались ему легче, чем гуманитарные, поэтому после окончания Мугинской гимназии он решил поступить на физический факультет ДГУ.
«Во время обучения на физическом факультете мои преподаватели, научные руководители своим примером и профессионализмом мотивировали меня заняться наукой, и наверняка эти научные споры, беседы, семинары с одногруппниками и единомышленниками благоприятствовали этому», – вспоминает молодой физик.
Тема научной работы Курбана носит фундаментальный характер и связана с изучением (сейчас немного запаситесь терпением и выдержкой!) фазовых переходов фрустрированных модельных систем методами вычислительной физики.
«С помощью разных алгоритмов метода Монте-Карло исследую фазовые переходы и магнитные свойства спиновых моделей. Говоря простыми словами – на компьютере создается модель некой системы, похожей на реальный материал, и исследуются ее некоторые свойства. Процесс превращения воды в лед в науке называется фазовым переходом. Я изучаю такие фазовые переходы, но только в моделях. Это фундаментальные исследования, они не носят прикладной характер, их результаты могут применяться в науке для других исследований и работ», – уточняет наш собеседник.
Метод Монте-Карло используется для решения различных задач, где результат зависит от случайных процессов. Это численное изучение случайных процессов, носящее вероятностный характер. Суть метода состоит в том, что процесс описывается математической моделью с использованием генератора случайных величин. На основе полученных данных вычисляются вероятностные характеристики рассматриваемого процесса. Метод Монте-Карло широко используется не только в физике, но и в разных областях науки — от решения математических задач до инвестиционного прогноза и финансового планирования в экономике.
Научные проекты Курбана поддержаны Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Фондом развития теоретической физики и математики «БАЗИС». Сегодня он ставит перед собой цель успешно их завершить, а еще сдать кандидатский минимум и защитить диссертацию.
«Я занимаюсь изучением экологии волка и шакала»
«У меня родители – оба в науке: мама – преподаватель ботаники на биофаке ДГУ, папа – старший научный сотрудник лаборатории экологии животных в Прикаспийском институте биологических ресурсов РАН, – объясняет выбор своего научного направления Александр Яровенко. – Я с детства ездил с ними по экспедициям, биологическим практикам, и просто часто бывали на природе, что, естественно, с детства привило мне любовь к ней».
«Я занимаюсь изучением экологии волка и шакала в Дагестане, их влиянием на дикую фауну, друг на друга и сельское хозяйство. В нынешних условиях увеличения численности хищников это актуальная тема, тем более что последние исследования по данной теме проводились в Дагестане еще в прошлом тысячелетии», – рассказывает молодой ученый.
Александр уверен, что выбранная им тема актуальна и требует изучения. Например, увеличение численности шакала и расширение его ареала, возможно, имеет связь с глобальным потеплением и увеличением свалок на территории Дагестана, предполагает он.
У Александра много планов, но главная цель в текущем году – защита кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.
«Очень хотелось бы, чтобы увеличили финансирование науки и мы могли спокойно выезжать в любые командировки, не выпрашивая там-тут средства, которых нам говорят, что нет», – озвучил свое пожелание наш собеседник.
«Я – специалист по семье»
Если говорить простыми словами, Эльвира Загирова изучает дагестанскую семью. Кандидат социологических наук, окончила социальный факультет ДГУ в 2014-м и в том же году поступила в аспирантуру Регионального центра этнополитических исследований ДФИЦ РАН по специальности «социальная структура, социальные институты и процессы». Кандидатскую на тему «Традиционная семья в Дагестане: специфика и альтернативы институциональной трансформации» защитила в 2019-м в Южном федеральном университете в Ростове-на-Дону.
Ключевую роль в ее выборе сыграли студенческие учебные практики в интернате для детей-инвалидов и Центре по оказанию помощи пожилым людям. Тогда она впервые задумалась: как так получилось, что есть детские дома, есть пожилые люди, которые оказались без внимания своих детей?
«Об этом неприятно и страшно говорить, тем более в таком «традиционном» обществе, как дагестанское, в котором с детства воспитывается уважительное отношение к старшему поколению, родителям, престарелым членам семьи», – говорит социолог.
«Какие векторы развития имеет дагестанское общество? Вот этот вопрос представляется очень важным», – подчеркивает Эльвира. Она считает, что в общественном сознании и поведении за короткий срок произошли кардинальные трансформации, негативные тенденции затронули и институт дагестанской семьи, поэтому темой ее кандидатской диссертации стало исследование специфики и альтернативы институциональной трансформации традиционной семьи в Дагестане.
«Мне было интересно узнавать мнение обычных людей: какие проблемы их беспокоят, какие ценности для них важны, что формирует морально-нравственные принципы в обществе, какова роль государства, семьи, социальных институтов. Этим меня и привлекла социология, – рассказала собеседница «Молодежки». – Я – специалист по семье, поэтому мои научные интересы связаны с социологией семьи, изучением института семьи в целом, специфики семейных отношений, исследованием демографических процессов и демографического поведения.
Дагестанская семья всегда была многодетной, в настоящее же время, вернее, с 90-х годов прошлого века, наблюдаются деструктивные явления – ориентация на «карьерный тип семьи», малодетность, заметное уменьшение ценности семьи, большое количество разводов, соответственно, увеличение числа неполных семей – а это есть почва для появления детской преступности, наркомании, игромании и т. д.», – рассказала социолог.
Помимо всего вышеперечисленного, Эльвира изучает и другие аспекты дагестанской семьи – институт многоженства и домашнее насилие. В частности, согласно ее исследованию, в массовом сознании дагестанских народов сложилось три образа традиционной дагестанской семьи: «мифическая», как отражающая архаические представления о семье, уже практически не находящие реализации в реальных семейных практиках, но продолжающие оказывать влияние на них посредством в основном ритуальных семейных практик; «реальная» – соответствующая реальности и семейным практикам дагестанских народов; и «идеальная», как отражение идеальных представлений народов Дагестана о том, какой должна быть семья, чтобы соответствовать традициям и обычаям дагестанских народов в условиях изменившейся реальности.
«Я очень люблю природу. Она так прекрасна и загадочна»
Судя по количеству физиков, с которыми успела пообщаться «Молодежка», мы можем догадываться, кто в республике выиграл бы в известном споре физиков и лириков. К тому же в эту сложную науку у нас идут не только мужчины, но и женщины.
Марина Мазагаева – тоже выпускница физического факультета ДГУ. После окончания университета в 2008 году она начала работать в Республиканском многопрофильном лицее для одаренных детей, а через десять лет, в 2018-м, решила идти в аспирантуру, чтобы начать детальнее изучать любимую науку.
«Я всегда стремилась к саморазвитию и познанию нового. Мои стремления привели меня к науке. Еще я очень люблю природу. Она так прекрасна и загадочна, что мне всегда хотелось раскрыть все ее таинства. Поэтому я и поступала на физический факультет, а потом еще и стала аспиранткой Института физики.
Я люблю детей, мне нравится быть причастной к становлению личности ребенка. Мне хотелось делиться своими знаниями именно с детьми, прививать им любовь к окружающей нас природе. После десяти лет преподавания я решила продолжить свое развитие, но уже в более детальном изучении своей любимой науки», – рассказала Марина.
Тема ее работы – «Исследование фрустрированых спиновых систем методом Монте-Карло» – нам, дилетантам, конечно, ни о чем не говорит, но Марина попыталась объяснить:
«Я исследую фазовые переходы и термодинамические свойства двумерной модели Поттса на гексагональной решетке методом Монте-Карло».
Вы что-нибудь поняли? Мы тоже – нет.
Несмотря на увлеченность наукой и планы защитить кандидатскую, бросать работу в центре одаренных детей Марина не планирует.
«Буду продолжать работу с детьми и свои исследования в области науки», – говорит она.
Бэла Боярова
Читайте также Золотая молодежь