В период ОГЭ и ЕГЭ поводов для волнения у детей и их родителей достаточно. О том, как сдавать экзамены и не поддаваться панике и тревоге, «МД» поговорила с психологом. Спойлер: родители, возьмите себя в руки и успокойтесь.
Сначала в контексте темы расскажем об ученице махачкалинской школы №61 Анне Рагимовой. Она стала призеркой Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы – 2022». Соревнование проходило в несколько этапов, до финала дошли около двух тысяч школьников из 80 регионов России. Анна заявила на конкурс свой проект «Выявление взаимосвязи между физиологическими проявлениями стресса и оценкой учащихся 9-х классов на ОГЭ».
«Это проект о том, как стресс влияет на наш организм, какие у стресса есть проявления и как это может быть связано с оценкой на основном госэкзамене. Я в прошлом году сама сдавала ОГЭ. Я склонна к переживаниям, и экзамен стал для меня стрессовой ситуацией. Так что эта тема для меня лично была актуальной и нужной», – рассказала школьница.
Во время работы над проектом для конкурса Анна изучила, какие проявления стресса бывают и как с этим можно справляться.
«Методов борьбы со стрессом очень много. Все они подбираются индивидуально для каждого человека. Из универсальных можно предложить, например, правильный режим сна, дня, правильное питание. Все это уменьшает уровень стресса. Есть люди, которым помогает бороться со стрессом юмор. Они могут представить себе экзамен как какую-то комичную и неглобальную ситуацию. Мне самой помогал такой метод, как самовнушение. Я отлично занималась, трудилась. И сама говорила себе, что у меня все получится и я все сдам. Эта уверенность помогала мне».
***
«В первую очередь важно состояние родителей, их настрой, – убеждена Саида Ахмедова, педагог-психолог Республиканского многопрофильного лицея-интерната для одаренных детей. – Дети все равно перенимают реакцию, эмоциональное состояние значимых взрослых людей, даже по невербальной информации, по микродвижениям мимики, дыханию, интонациям. Поэтому родителям важно соотносить свои ожидания с возможностями ребенка, с его эмоциональным состоянием. А еще родителям важно обращаться к собственным ресурсам, не пренебрегать помощью психологов, неврологов. Нередко я наблюдала такие картины на пунктах сдачи ЕГЭ и ОГЭ, когда родитель мог агрессивно отреагировать или в слезы пуститься, и ребенок, соответственно, тоже реагировал на его эмоции. Взрослый человек все-таки имеет какой-то опыт, как справляться со стрессом, у него больше возможностей».
Как именно привести свои нервы в порядок – тут уже каждый решает сам, методом проб и ошибок. Специалисты советуют не копить переживания в себе.
«У каждого свои способы. Но очень рекомендую работать с телом, наш организм очень реагирует на наше эмоциональное состояние. Взаимосвязь психики и физики безусловная. Через дыхание, через упражнения на заземление. Через элементарную подпитку такими ресурсами, как – почитать книгу, погулять на свежем воздухе, отвлечься, посмотреть фильмы, просто поговорить даже. Можно и на эту тему. Потому что для некоторых бывает важно проговорить свои эмоции, услышать взгляд со стороны: когда ты наедине с собой все это перевариваешь, одна мысль тянет за собой другую, нагнетаешь, погружаешься в это состояние. А когда ты с кем-то делишься, проговариваешь, уже немного дистанцируешься от этой тревоги. Ну и плюс есть возможность со стороны услышать другое мнение и, может быть, по-другому посмотреть на эту ситуацию», – говорит Ахмедова.
Кто-то пьет успокоительные препараты и дает их ребенку перед экзаменом. Но у такого способа есть недостатки.
«Ребенку на экзамене важно состояние включенности, мобильности. Седативные средства вызывают эффект сонливости, вялости, и это нежелательно для ребенка, идущего на экзамен. С другой стороны, есть эффект плацебо: когда выпил таблетку валерьянки и тебе кажется, что ты должен успокоиться. Как самовнушение может подействовать. Но не стоит злоупотреблять, очень низкие дозы».
Перед сдачей экзаменов со школьниками должны работать психологи. Они проводят тестирование на выявление детей, более подверженных стрессу. И дальше работа с такими школьниками строится индивидуально.
«Сначала проводится диагностика для того, чтобы выявить детей из группы риска. Психолог знакомит школьников и их родителей с результатами тестирования, приходит на родительские собрания. Всегда предоставляется возможность обращения к психологу за консультацией, помощью. Проводятся коррекционные занятия с детьми из группы риска, занятия по психологической подготовке к экзаменам. Во время них психолог обучает детей навыкам саморегуляции, повышению стрессоустойчивости, обращению к каким-то ресурсам, которые помогли бы детям с минимальными потерями для своего здоровья пройти этот этап. Полностью исключить волнение и тревогу на экзамене невозможно. Какой-то процент тревоги будет, но нужно сделать так, чтобы это волнение не имело разрушительный характер для ребенка. Чтобы оно не парализовало его в период подготовки к экзаменам и в период сдачи».
По словам Саиды Ахмедовой, сложно выявить какую-то тенденцию: становится ли детей из группы риска больше или меньше. В среднем тестирование выявляет в каждом классе от пяти до десяти наиболее тревожных учеников.
«Какой-то динамики не наблюдается, что в какой-то период детей из группы риска стало больше. Но сейчас школьники лучше информированы. Лет десять назад ЕГЭ и ОГЭ были еще чем-то новым, многие не знали, что и как, сейчас дети более подготовлены, структура, схема экзаменов более понятна. Учителя их готовят, пробные экзамены в течение года бывают, тестовые контрольные работы. Дети больше владеют информацией, и это помогает им лучше справляться с тревогой», – поясняет педагог-психолог.
Анастасия Расулова
Читайте также «У нас классные дети! Они другие, и это хорошо»