Развенчиваем миф устами сельских трудяг
Для того чтобы урожай был богатым и погода не капризничала, нашим предкам приходилось прибегать к магии, ну или обрядам. К переговорам с параллельным миром готовились тщательно, чтобы наверняка задобрить духов. И то, о чем сегодня рассказывают старожилы, кажется забавным, наивным, но в горах говорят, что лучше — не смеяться. Хотя мало кто сегодня прибегает к методикам предков, но инструкцию все же хранят. На всякий случай.
Мы идем в поле через весь аул Гонода, что в Гунибском районе. Идем ранним утром. Мы – это я, Салтанат и Патимат Юсуповы. И рассказываем друг другу давнишние истории. Про то, что считалось, что урожай зависит от того, насколько удачлив пахарь. Дети ради этого закидывали пахаря и его быков комками земли.
Чаще всего обряды были связаны с вызыванием дождя. Например, кумыкские девочки напевали специальные заклинания, обращаясь к изображению женщины, слепленной из белой глины или нарисованной углем на деревянной лопате. И, держа эту самую лопату высоко над головой, ребята обходили каждый дом и пели обрядовые песни, за что их обливали водой и угощали сладостями.
Я же иду, держа над головой зонт против солнечного удара. И ко всем этим рассказам прилагаются люди, улочки, дома, коровы, козы, мимо которых мы идем.
Было и такое, что пекли хлеб в форме куклы и обливали ее речной водой. Тоже, говорят, помогало. Методов общения с потусторонними силами было множество. Конечно, ведь от урожая зависел достаток, и с тех пор в семье, занимающейся сельским хозяйством, ничего не изменилось, разве что стали больше уповать на погоду, нежели на сверхъестественное.
А между тем в ауле в разгаре сельхозработы. По дороге к полю моих знакомых встречаем их знакомых с косами, мешками, ослами и перевязанными для защиты от солнца лицами.
Про то, как мы с Патимат и Салтанат собирали зимние припасы для коровы, уже рассказывалось в одном из прошлых номеров «Молодежки». На этот раз нас ждала кукурузная история. И зря все думают, что кукурузу охраняют только бездельники. Сохранить кукурузный урожай – самое сложное. Главные враги – кабаны, и стеречь приходится всю ночь и прибегать ко всяким уловкам против пожирателей добра: ставят капканы, огораживают сеткой, сжигают машинные шины.
По соседству еще одно поле, здесь хозяйничает Асият Абакарова. Она так ловко справляется с косой, что все кажется легко и просто, но на деле такое мастерство – результат многолетней работы в поле, и, судя по всему, один в поле тоже воин, когда коса сделана местными умельцами, а в руках столько опыта, что не пересчитать даже перекошенных гектаров.
– Одна коса может выходить в поле 5-6 лет. С каждым годом все сложнее нагибаться, старость уже близко, видимо, – улыбается женщина.
Сегодня мы собираем августовскую кукурузу, посаженную в мае. Переработаем ее на местной мельнице в муку и продадим в Махачкале. Но это все уже будет без меня.
Цена напрямую зависит от урожая: чем меньше кукурузы, тем дороже мука. А пока снимаем урожай, Асият вспоминает, что впервые начала работать в огороде в шесть лет и последние двадцать лет жизнь ее связана с этим участком на окраине села.
– Что сложнее всего вырастить?
– Даже не знаю, что легко, а что тяжело, главное – чтобы семена взялись. Урожай картофеля в этом году не плохой и не хороший, дождей не было, картошка мелкая.
В ее поле вода не поступает, одна надежда на Всевышнего и на молитвы. Говорят, что кукуруза, политая только дождем, гораздо вкуснее.
– Мы поднимаемся вон на ту гору и читаем зикру, дуа, – говорит она, разгибая спину, и указывает косой на место. – Все туда идут – и мужчины, и женщины. И я тоже хожу.
– А бывает так, что вы здесь почитали молитвы, а дождь пошел в соседнем селе, а не у вас?
– И такое тоже бывает. Хорошо, что в соседних селах тоже читают дуа, и их дождь доходит до нас. Главное, чтобы пошел, – говорит она, и мы вновь беремся за дело, вытирая со лба очередной поток пота.
А в это самое время в низменной части Дагестана кумыки устраивают старинный обряд с кукурузой — «булкъа». Какашуринский музей – в роли импровизированной сакли. Сельчане собрались вместе для общего дела. Женщины отделяют зерна кукурузы от початков, а чтобы работа шла веселее, поют песни. Это на первый взгляд все ясно и понятно, а на самом деле обряд нес тайный, ну или не совсем тайный, смысл: здесь выбирали невест. И по тому, как быстро и ловко девушка справится с задачей, определялась самая хозяйственная, по мнению будущей свекрови, невеста.
История с обрядом длилась недолго. Местные мужчины проявили изобретательность, ручной труд заменили почти механизированным. В семидесятые годы прошлого века, чтобы облегчить труд женщины, придумали и собрали станок для чистки кукурузы. И тот самый станок сегодня, спустя годы, можно не просто увидеть в музее, но и попробовать в деле.
Ясмина Абдулова. Фото автора
Читайте также Хлебное место
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте».