До чего журналистика доводит юнкоров
Иногда (но не чаще, чем раз в жизни) можно написать текст о мероприятии, на которое так и не попал (сделав вид, будто ты там все-таки побывал). Основное условие: тебе должно быть так стыдно, что еще чуть-чуть — и воспламенишься. Об этом корреспондент «Молодежки» узнал, пообщавшись с юнкорами «Орленка Дагестана» Раисой Тагировой и Алиной Муртузовой. Однажды они будут брать интервью у людей, которые забивают на «Сантьяго Бернабеу», высаживаются на Марс и придумывают искусственный сверхинтеллект (а потом пытаются его отрубить, чтобы он не переработал человечество в компост). Ну а пока они сами с охотой отвечают на вопросы.
– Тема, о которой чаще всего пишут юнкоры?
Раиса: Образование. Это прям топовая тема. В Дагестане создается множество площадок, на которых встречаются школьники, чтобы находить сообщников по интересам. Они объединяются, что-то придумывают, в общем, всячески активничают. И об этом можно и нужно писать.
Что еще очень важно – психологические темы. В каждом номере «Орленка Дагестана» несколько полос посвящено проблемам, с которыми сталкиваются школьники. К примеру, у нас выходила статья про то, как «не утонуть» во время подготовки к экзаменам. Я сама в этом году сдаю ЕГЭ и воспользовалась несколькими лайфхаками из этого текста.
– Поделитесь хоть одним из этих лайфхаков.
Раиса: Нужно структурировать подготовку: в один день изучать только гуманитарные науки, в другой – технологические. Таким образом можно достичь большей эффективности.
– А если говорить о ваших личных предпочтениях в выборе тем?
Алина: Я люблю культуру. Ходить в театры, музеи. Надо очень аккуратно писать текст, чтобы не проспойлерить самые интересные моменты спектакля. Заинтересовать читателя своей загадочной рецензией.
Раиса: Я люблю молодежные движи, где что-то энергичное происходит. Форумы, ярмарки, все в таком духе.
– Ваши лучшие тексты за последнее время? Есть чем похвастаться?
Раиса: А то! Недавно проходили республиканские соревнования по ушу-саньда. Я была на этом турнире все два дня. Так заинтересовалась спортом, так глубоко ушла в тему, что к моменту написания текста мне казалось: ну все, я эксперт в восточных единоборствах, хоть завтра могу выйти на татами и с кем угодно сразиться (смеется).
– Короче, на следующий турнир вы отправитесь в качестве бойца, а не журналиста?
Раиса: Конечно. В теории я уже получила черный пояс. В общем, мне самой текст очень понравился. Да что это я все о себе да о себе?! Другим текст тоже понравился (смеется). Люди, которым я показывала статью, говорили: будто сами побывали на этом турнире. Даже запахи почувствовали.
– А пахло там?
Раиса: Потом и кровью. И это было круто!
– Алина, а ваш лучший текст? Тоже что-то кровожадное?
Алина: Никакой крови, сплошной позитив.
– Кажется, Раиса считает, что брызжущая во все стороны кровь – это вполне себе позитивно.
Раиса: Ну а что, я люблю хорошее зрелище.
Алина: В декабре «Орленок Дагестана» проводит слеты, на которых подводятся итоги года. Особенно хорошо у меня получаются репортажи с этих мероприятий. Наверное, это связано с тем, что я в этот момент среди своих. Пишу о том, что мне дорого.
– Самый неудачный ваш текст и что в нем было не так?
Алина: Какой-то конкретный назвать не могу. Но бывает так – возьмешься перечитывать что-то давно написанное и думаешь: так, где бы спрятаться, чтобы незаметно сгореть от стыда.
Раиса: А мне нужно было написать текст про одно мероприятие… на которое я не попала. Но сдавать-то материал нужно. Я прочитала в инете пару строчек, как там все прошло, посмотрела пару видосиков и на основании этой информации написала текст, будто я там была. Мне очень стыдно, правда.
– Седовласым журналистам простительно, если они не разбираются в соцсетях. Но юнкоры-то наверняка распространяют свои тексты через всякие нельзяграмы?
Раиса: Я распространяю материалы, которые у меня самой вызвали наибольший отклик. Если мне нравится мероприятие, я сразу снимаю видео и говорю: «Ребята, приходите сюда, тут пушка, бомба, круто!» И тут же выкладываю в сеть. И люди приходят. У меня довольно активная аудитория.
Алина: Я распространяю тексты только среди близких мне людей.
– Как считаете, насколько важно сопровождать текст видеоматериалом?
Алина: Видео помогает передать атмосферу. Отличное дополнение к тексту. Через видео многое становится понятнее.
Раиса: Видео – это лучшее, чем можно сопроводить свой материал. Чуть-чуть поменьше текста, чуть-чуть побольше видео. Все-таки сейчас люди не любят читать слишком объемные тексты.
– Конкурсы для юнкоров. Вы принимаете в них участие? И вообще, нужны ли они?
Алина: Точно нужны. Они помогают заявить о себе. И я не особо-то верю фразе: «Главное не победа, а участие». Хотя, если не выиграл, в этом ничего страшного нет. Я вот принимала участие в республиканском конкурсе «Деткам о монетках». И победила в номинации «Уникальный материал». Забавно, что эту номинацию придумали специально для меня. Изначально ее не было.
Раиса: Когда я узнаю о конкурсе с хорошим вознаграждением, меня это мотивирует, даже если сама тема мне не близкая. Например, в 2019-м году я узнала на сайте муфтията о конкурсе, где за первое место давали 25 тысяч рублей. Это был вызов. Ведь религиозная тема мне не очень близка. Но я написала, победила и получила красивый белый конвертик.
Но самый главный конкурс для меня был от Лиги юных журналистов. Цель этого конкурса – выявить самых активных юнкоров из каждого региона.
– Сколько выявили в Дагестане?
Раиса: Пятерых.
– И вы, конечно же, оказались в их числе?
Раиса: Разумеется (улыбается). В качестве вознаграждения нас отправили в «Артек». А «Артек» — это место, где жизнь меняется кардинально. На 360 градусов.
– Тогда, может, все-таки на 180?
Алина: Если на 360, ты бы просто круг описала.
Раиса: Блин, точно. Ну меня там знатно покружило. Это было даже лучше, чем 25 тысяч от муфтията.
– Продолжите фразу: журналист журналисту…
Алина: Наставник.
Раиса: Соперник. Журналистика – это борьба за аудиторию, за контент. Если я узнаю, что кто-то из моих знакомых есть на мероприятии, я подхожу к нему и интересуюсь: «Так, ты пишешь про это? Ну давай посмотрим, у кого лучше получится».
Алина: А я готова учиться у своих коллег. Всегда можно узнать новые фишки.
– «Ютуб» или телевидение?
Раиса: Кто-то еще смотрит телевизор? «Ютуб», «Ютуб» и еще раз «Ютуб». На «Ютубе» контент создается людьми, близкими молодежи. Те, кто работает на телевидении, о молодежи, кажется, ничего не знают.
– Ну и напоследок я хочу задать вопрос, который можно было бы озвучить еще в самом начале. Но, как мне кажется, ваш ответ на этот вопрос подведет итог всему вышесказанному. Что вас привело в журналистику и надолго ли вы в ней?
Алина: То, что надолго, – однозначно. Я собираюсь поступать на журналиста. Ну а оказалась здесь случайно. Мою сестру заметили на конкурсе чтецов и предложили ей посетить медиашколу. Мы пришли вместе. И с первых же занятий я поняла – я на своем месте. А вот сестру не зацепило.
Раиса: А я буквально родилась в «Орленке Дагестана». Здесь работают мои родители, и я воспитывалась в этой креативной журналистской атмосфере. При этом родители на меня не давили: «Связывай свою судьбу с журналистикой – и точка». Я сама проявила интерес. При этом поступать я собираюсь на медицинский. Но в будущем хочу объединить эту специальность с журналистикой. Запустить собственный проект, связанный со здоровьем и медициной. В общем, от журналистики невозможно уйти. Это стиль жизни.
Руслан Бакидов
Читайте также Не по ресторанам, а по музеям…
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»