Махачкалинский школьник знает, как побеждать на крутых олимпиадах
Школьник из Дагестана победил на Всероссийской олимпиаде, которую ежегодно проводит Финансовый университет при правительстве России. Олимпиада называется «Миссия выполнима. Твое призвание – финансист». Победители получают льготы при поступлении в вузы.
В этом году в ней приняли участие более 65 тысяч школьников из 87 регионов России. Ученик 11 класса махачкалинского лицея №52 Муслим Магомедов занял первое место. Но это не единственная его олимпиада и победа. «Молодежка» познакомилась с этим талантливым молодым человеком.
– Муслим, финансист – твое призвание?
– Вообще, мне нравится ресторанное дело. И анализ данных, что связано уже с программированием. Я участвовал в олимпиаде по анализу данных от «Вышки» (Высшая школа экономики. – «МД») и «Тинькофф» и вышел в финал, хотя поехать туда не смог.
Еще смотрю блоги про инвестиции, сам планирую стать инвестором.
– Как ты увлекся олимпиадной экономикой? Что вообще это такое? В школе ее преподают?
– Серьезно заниматься олимпиадной экономикой я начал в десятом классе. После окончания девятого понял, что нужно определяться в жизни и поступать в вуз. Стал изучать разные способы поступления. Олимпиада показалась самым доступным способом: без ЕГЭ, без нервов. Начал готовиться. Экономика – это математические модели. А сама математика – это сухие задачи, особо не связанные с реальностью. Доказывая в экономике эти модели, ты осознаешь, как работает мир, как он устроен и почему все именно так. Возможность применить эти знания в реальной жизни и привлекла меня.
Отдельного такого предмета – олимпиадная экономика – в школе, конечно, нет. Есть раздел в обществознании, но он больше гуманитарный. Олимпиадная экономика – это, повторю еще раз, математика. Могу сказать, что я учился самостоятельно, через онлайн-курсы. В 11 классе узнал про хороший центр развития талантов «Альтаир». Меня туда взяли. Там я получил очень мощный толчок в развитии. Несколько раз меня отправляли в выездные школы, в которых специализировались на подготовке к олимпиаде. Я получил очень ценные знания.
– В жизни они уже как-то пригодились помимо участия в олимпиадах?
– У меня появилась некоторая финансовая грамотность. Я понял, как работает государство, центральный банк, как взаимосвязаны финансы и министерство финансов, от чего зависит цена на нефть, как колеблется валютный курс и почему.
– А монетизировать свои познания уже получается?
– На «Авито» разместил объявление по решению олимпиадных задач. Получается зарабатывать, есть спрос на это. Но мне больше хочется стать репетитором по олимпиадной подготовке и обучать, когда буду студентом. Я сам прошел этот путь и прекрасно знаю, как правильно выстроить план и эффективно подготовиться. Могу «поставить» базу по олимпиадной экономике уровня городских и республиканских олимпиад. А дальше, если уже выходить на Россию, нужно, чтобы человек сам над собой работал. На олимпиаде оценивают гибкость мышления и логику, а это вырабатывается, я думаю, чисто за счет решения задач – когда ты сам сидишь над ними. Но основу, базу уже могу преподавать. Только сейчас на это времени нет.
– Расскажи, как ты попал на учебу в «Альтаир».
– Я зашел на сайт министерства образования, чтобы посмотреть даты всероссийских олимпиад. Там была вкладка «Альтаир, центр развития талантов». Зашел, стал читать. У них учебный год начинался с сентября, занятия шли по воскресеньям. Туда принимали за достижения в олимпиадах. Если ты был призером городской олимпиады, этого достаточно, чтобы попасть туда. Но у меня были такие знакомые, кто и без олимпиад смог попасть туда: они проявляли себя в чем-то другом, очень хотели учиться. У меня уже за плечами была городская олимпиада. В десятом классе я выиграл ее.
– Олимпиады – это трудно?
– Труднее было объяснить родителям, для чего я это все делаю, зачем мне эти олимпиады. Они не понимали их престиж, какие льготы они дают. Но они меня поддержали, помогли финансово – купить всякие курсы.
– Ты в школе проводишь шесть дней в неделю. По воскресеньям «Альтаир». Как успеваешь все? Ты вообще спишь?
– Хороший вопрос про сон. Я всегда за поспать. У меня даже перед олимпиадой был календарный план сна. Спал по девять часов в сутки: к ночному отдыху добавлял пару часов сна после обеда. Хотя обычно днем не сплю. И думаю, что это действительно помогло мне достичь успеха. Иногда даже во сне видел, как решаю задачи, было такое.
– Еще какие-то секреты успеха есть?
– Сон и стабильность занятий. В десятом классе в среднем по 5-6 часов занимался перед олимпиадой. В 11 классе на это уходило просто все мое время. Уроки? «Альтаир» отправлял меня на выездные школы, всю третью четверть меня в школе не было, мне дали освобождение, школа поддержала меня, учителя пошли навстречу. Вообще они очень лояльно относятся к выпускникам.
– Спрашивать про какие-то увлечения нет смысла, потому что на них у тебя нет времени?
– Я занимался баскетболом и становился даже лучшим игроком республики. В десятом классе, когда стал заниматься олимпиадами, понял, что этому надо посвятить больше времени, и оставил баскетбол. Жалко было. На тренировки не ходил, но в соревнованиях участвовал. Но я об этом решении не пожалел, хотя и занимался баскетболом уже четыре года. До этого ходил в разные спортивные секции: дзюдо, бокс, футбол. Тогда учеба меня не так занимала.
– Ты уже выбрал вуз? Кстати, какие льготы дают участие и призовые места в олимпиадах при поступлении?
– Поступать планирую в Высшую школу экономики. Недавно смотрел рейтинг вузов от Forbes – ВШЭ находится на первом месте. Приятно осознавать, что поступаешь в топовый вуз России. «Высшая проба» от «Вышки» считается олимпиадой первого уровня, она самая престижная из перечня соревнований и дает максимальные льготы. Если ты становишься победителем или призером, то можешь поступать в вуз без вступительных испытаний. То есть ЕГЭ нужно сдать только для получения школьного аттестата. Я буду сдавать русский и математику. Математику нужно на 75 и выше баллов. Это считается подтверждением того, что ты олимпиаду не списал, не купил, действительно у тебя есть знания. Ты подтверждаешь математикой диплом олимпиады, приносишь потом диплом в университет, говоришь: «Вот, я по математике получил 88 баллов», – и они просто тебя автоматически зачисляют.
– Твои одноклассники так же активно участвуют в интеллектуальных соревнованиях?
– В десятом классе я был единственным, кто куда-то ездил, на какие-то олимпиады. Сейчас у меня один одноклассник участвует в олимпиадах по истории, другой – по физике. Участвовать нужно больше всего ради атмосферы, новых знакомств, не ставить главной целью получение диплома. Мне кажется, это неправильная мотивация.
Анастасия Расулова
Читайте также Слушайте и не говорите, что не говорите
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»