Специалист – о том, почему эта работа не для чистоплюев
Дизайнер интерьера – это «нашел красивые картинки в интернете, покрасил стены, поставил красивый диван» или все же кропотливая работа? О тонкостях модной профессии и о том, сколько можно на этом заработать, «Молодежке» рассказала дизайнер Маржана Темирханова.
– Маржана, как вы решили заняться дизайном интерьера?
– С подросткового возраста я ждала каждые выходные, чтобы посмотреть телепередачи «Квартирный вопрос», «Школа ремонта», позже появилась «Фазенда».
Спустя много лет и после получения двух дипломов о высшем образовании (экономиста и переводчика) я не оставила свое юношеское увлечение, и случилось так, что ноги сами привели меня в школу дизайна. Я часто проезжала мимо нее и однажды решила зайти… С тех пор, можно сказать, дизайн и я неразлучны. Мне безумно нравилась учеба, меня это захватило с головой. После работы я ездила на пары, делала домашки по ночам. Дома мое увлечение не воспринимали всерьез.
Уже на второй год обучения я взяла свой первый заказ. Это был салон свадебных платьев. Признаюсь, вначале было очень страшно, но надо было с чего-то начинать. Я во многом благодарна и своей школе, и преподавателям за хорошие знания. Я справилась с тем проектом, и самое главное – заказчик остался доволен.
Потом было еще одно коммерческое помещение – кафе «Паприка» в Избербаше. С тех пор так и пошло, что в основном я проектирую общественные и коммерческие интерьеры. Мне это интереснее. Там есть свои плюсы и также много нюансов и сложностей. Плюс в том, что коммерческие проекты, как правило, не затягиваются и после проектной части мы быстро переходим к реализации. Я думаю, что любому дизайнеру важно и приятно видеть результаты своих усилий. Никому не хочется делать проекты «в стол» или растягивать их на долгое время. Также большой плюс коммерческого дизайна в том, что в нем больше возможностей воплощать смелые идеи, какие-то нетривиальные решения – заказчики чаще идут на эксперименты со стилем.
Цель любого коммерческого помещения, в первую очередь, извлечение прибыли из каждого квадратного метра. В этом и кроется сложность. Там нужно продумывать максимальную посадку, если мы говорим о ресторане, или каждый метр площади и торговых систем, витрины, если это магазин. Работа идет над каждой стеной. И концепция должна быть максимально цепляющей, чтобы привлекать людей. Каждый уголочек должен привлекать внимание, быть уютным, организованным и «продающим». И чтобы это все было в тренде и работало на несколько лет вперед.
– Вы в дизайне уже восемь лет. Люди стали чаще обращаться к услугам специалистов вашего профиля?
– Однозначно да. У нас очень много заведений открывается. Развивается сфера дизайна, развиваемся мы, и в целом у людей развивается насмотренность. Они стали более избалованными в хорошем смысле в плане дизайна, и клиентов надо постоянно удивлять. Скажу со своей стороны: мои заказчики, владельцы кафе и ресторанов, тоже хотят идти в ногу со временем и понимают, что каждые 4-5 лет дизайн надо обновлять. Некоторым мы полностью обновляем интерьер, с другими работаем в формате декор-проекта (это когда надо поменять настроение с помощью приемов декорирования). Мы можем обновить освещение, текстиль и т.д.
В последнее время стали обращаться и за дизайном квартир и домов. Опять же это в основном мои заказчики, которые перешли от бизнеса к дизайну своих домов. Ну и сарафанное радио тоже делает свое дело.
В целом дизайнер стал более востребованным специалистом. Это уже не роскошь, а больше необходимость. Потому что самостоятельно организовать в доме системы хранения, максимально использовать квадратные метры, и чтобы это еще было эстетично – не всем по силам. Дизайн – это больше, чем просто поставить в гостиной диван напротив телевизора и, если останется место, вместить стол. Дизайн – это про удобство, комфорт, индивидуальность и красоту интерьера. Это про дом, в который хочется бежать после работы.
– Сколько обычно уходит времени на создание и реализацию проекта?
– От первой встречи до завершения самого проекта примерно на сто квадратных метров обычно уходит 45 рабочих дней. За это время мы делаем всю чертежную документацию, визуализации, подбираем мебель, отделочные материалы.
Сроки реализации проекта чаще всего зависят и от самого заказчика. В процессе мы можем что-то корректировать, переигрывать какие-то моменты, вносим правки, согласовываем.
– Часто люди просят что-то изменить в проекте уже в процессе его воплощения?
– Такое бывает даже у дизайнера. Реализация проекта – процесс небыстрый. Бывает, я могу чем-то вдохновиться, что-то новое придумать. Иногда предлагаю заказчику: «А давайте здесь сделаем так». Бывает, и сам заказчик привезет из путешествия какую-то идею или вещь, и всё – мы понимаем, что надо что-то менять. Не всё, конечно. Цвет стен, например, или изголовье кровати.
Женщины бывают более эмоциональными и чаще меняют свои решения, например: «Я хочу вот эту люстру» или «Нет, уже не хочу». Иногда я поддаюсь порывам и иду им навстречу, если это не сильно нарушает нашу концепцию. Бывает, приходится сдерживать пыл своих клиенток.
– Как выходите из ситуации? Если, например, заказчица хочет во что бы то ни стало именно этот диван?
– Мы смотрим, насколько он возможен в нашем интерьере. Если совсем никак, то в ход идут попытки убедить, что он нам не подходит. Или ищем компромисс. Если клиент не сдается: «Вот этот диван, и ничего больше!» – тогда стараемся обыграть интерьер под этот диван.
– Почему дагестанцы так любят золото в интерьере и стиль «цыганское барокко»: вензеля, завитушки?
– У меня несколько версий. Может быть, люди устали от того времени, когда у всех была одинаковая мебель – горки, шкафы, антресоли, ковер на стене. Раньше, в основном, вся мебель была темная, строгих форм, и захотелось чего-то красивого, роскошного.
Другая версия – у дагестанцев в крови чувство соперничества. Даже заказывая дизайн, люди часто говорят: «Мне понравился этот интерьер, но я хочу лучше, чем у него».
Наверное, роскошная мебель – из этой серии. Но люди уже отходят от этого.
Например, огромные кухни сейчас в основном не заказывают: стараются правильно ее наполнить, чтобы было, в первую очередь, удобно.
Недавно у меня был заказ именно на кухню. Помещение под нее – длинное, и заказчица жаловалась, что устает бегать от холодильника до раковины, которые расположены в разных концах кухни. Не соблюден рабочий треугольник: холодильник – мойка – плита. Достал – помыл – приготовил.
Если говорить о жилых интерьерах, по-прежнему есть спрос на светлые, но не яркие цвета и оттенки дерева. Приходя домой, люди хотят легкости, возможности расслабиться.
А вот в коммерческом интерьере все наоборот – там можно поиграть цветами.
– Вы сразу можете отличить, работал в конкретном помещении дизайнер или это у хозяина хороший вкус?
– По расположению мебели могу понять, но чаще думаю: надеюсь, это не работа дизайнера. Иногда бывает, что работал не дизайнер, а декоратор: всё попытался налепить, и нет общей концепции. Много не значит лучше.
– Можно ли воспитать в себе хороший вкус?
– Думаю, можно. Но над этим надо работать. Нужна насмотренность, необходимо следить за трендами и интересными дизайнерами, посещать интересные заведения, лекции, выставки.
– Сколько стоит работа дизайнера интерьеров? Разбогатеть получится?
– У каждого дизайнера свой ценник. Есть разные пакетные предложения: декор-проекты, дизайн-проекты. Вилка цен разная, но в среднем это 2500–3000 рублей за квадратный метр.
– Быть дизайнером сейчас – это модно? Кажется, многие пошли в эту профессию.
– Да, многие. Когда я обучала дизайну, сразу понимала, кто будет работать профессионально, а кто пришел для того, чтобы узнать что-то новое для себя.
Сейчас есть соцсети, люди видят картинку: дизайнерские тусовки, встречи, презентации, посиделки в кафе. «Вот и вся жизнь дизайнера», – думают они. На самом деле все намного сложнее. Очень много работы, не все справляются с нагрузкой. Многие выгорают и, не успев начать, уходят из профессии.
Нужно быть для своего заказчика и психологом, и прорабом. Нередко супруги, делая ремонт дома, разводятся. В моей практике такого, слава Богу, не было. Дизайнер иногда должен заказчика успокаивать, где-то что-то правильно до него донести. Клиенты часто задают технические вопросы, за которые отвечают строители и прорабы. Так что приходится разбираться во всем. Профессия непростая. Нужно все время учиться, этот процесс бесконечен.
– Значит, профессия дизайнера – это не только кофе распивать да в Pinterest залипать?
– Да я по стройкам хожу постоянно! Как раз недавно жаловалась подружке, что уже устала покупать обувь – очень быстро изнашивается.
Анастасия Расулова
Читайте также Сувениры с дагестанским характером
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»