Эксклюзивный репортаж со съёмок Первого канала
«Мария, Добрый вечер! На съемки Первого канала приехал талантливый коллектив канатоходцев из Махачкалы. Хотите встретиться с ними, пообщаться?» — прозвучал в трубке голос Магомеда, члена общественного совета по культуре при Постпредстве Дагестана в Москве. Еще бы, конечно хочу!
Присланное смс содержало номер и гласило:«Асхабали Гасанов». В эту же минуту у меня не осталось сомнений, что это не иначе, как тот самый Асхабали, который всю дорогу играл на пандуре, когда в 2015 году в Год литературы я поехала с Союзом писателей Дагестана в село Хебда Шамильского района. Он рассказывал про свою школу канатоходцев в Махачкале и совершенно не хвастался успехами, просто протянул визитку и пригласил к ним в гости. Заехать к канатоходцам я так и не успела, улетала. Похоже, судьба мне дает еще один шанс.
Поспешила сразу же договориться о встрече с руководителем студии. Разговор я закончила обещанием «поймать» их в гостинице утром. И поймала утром в гостинице. За завтраком.
Войдя в столовую гостиницы, я увидела завтракающих детей.
— Какие у вас дисциплинированные дети! — говорю я, садясь пить кофе с Асхабали Гаджиевичем и его дочерью и помощницей Аминат пятью минутами позже. Они в ответ улыбаются. А вместе с ними улыбается и утро. Кажется, что мы не говорим ни о чем конкретном, а на душе становится уютно и тепло, как при встрече с близкими родственниками. Чуть позже к нам присоединяется Халил — сын Асхабали Гасанова, педагог-страховщик. За завтраком я решила пообщаться и с ним, подсела и буквально забросала вопросами, а он невозмутимо так: «Когда я ем, я не разговариваю обычно, но Вас послушаю».
Солнышко в папахе
Быть и казаться — совершенно разные вещи, и это вновь отчетливо понимаешь, входя в съемочный павильон. Снаружи это забытый Богом заводской цех, а внутри — шикарная телестудия с самым современным оборудованием, оформлением и целым закулисным миром. Осветители, звукорежиссеры, операторы, администраторы, гримеры, костюмеры неустанным роем суетятся за сценой.
— Это пришли ребята из коллектива «Пехлеван», у них в 10 часов съемка, пропустите, — обращается к охране администратор. Мы с Аминат и пятерыми детьми прибыли на место. Было заметно, что цирковая студия за два дня репетиций полюбилась сотрудникам канала. Подошла редактор Олеся и поприветствовала нас лучезарной улыбкой. Однако, расслабляться с ребятами не пришлось, как и попить кофе, которое можно было налить около гримерок. Одна девочка — у гримеров, вторая — в костюмерной, третий играет на диване в какую-то игру на своем смартфоне. «Весело тебе, Аминат, — не соскучишься, — с улыбкой заметила я. — Буду помогать!».
Около раздевалок расположились гримерные места — столы с зеркалами. Девочек пудрят и заплетают косички.
— Взрослые, группа поддержки, вам тоже гримироваться надо, а то лица блестеть в кадре будут! — обращается к нам гример.
После детей сели мы с Халилом. Его быстро попудрили, а мне делали прическу. Гримерши тихо обсуждали:
«Кавказские мужчины ведь такие суровые, а мы их пудрим. Но они стойко переносят, не показывают недовольства…».
Я призываю их не переживать и объясняю, что они абсолютно современные мужчины, и понимают, что это делается «для кадра».
Дальше у деток разминка, они должны поприседать, а мы с Аминат начинаем заполнять документы для дирекции Первого канала. Сотрудница поясняет нам, что в отсутствие родителей все документы должны заполнять руководители группы.
Я задаю резонный вопрос: «Аминат, а как родители отпустили детей, доверили?». «Они нас знают и доверяют. Я отпросилась с работы, чтобы поехать с коллективом, а еще с нами врач. Папа, мы с Халилом и доктор — наша мини-команда», — улыбается Аминат. За разговором мы завершаем все формальности, среди которых и согласие на обработку своего изображения на телевидении — за этим документом сотрудники телеканала следят особенно строго.
Дети в ожидании своего выхода вели себя невероятно скромно и послушно. Магашка, самый младший, сразу всех очаровал своим чуть смущенным взглядом и милой улыбкой из-под своей огромной папахи. «Солнышко в папахе!» — умилялись и вздыхали снующие туда-сюда работницы телестудии. Подобно горцу, Мага вел себя серьезно и сдержанно, разговаривал мало. Девочки же, наоборот, более коммуникабельны — смеялись, что-то обсуждали, охотно шли на контакт с окружающими. Все ждут своего часа. Съемка была назначена на 10 утра, а на часах уже 11. В съемочном процессе невозможно точно предугадать время.
Из студии тем временем слышатся бурные аплодисменты — это репетирует массовка. «Так, три хлопка коротких, это в процессе общения ведущего с детьми, долгими овациями мы встречаем всех участников и сопровождаем начало и окончание их номеров», — разъясняет бригадир. Массовка — это зрители в зале, которые пришли на подработку и будут целую съемочную смену хлопать в ладоши.
— Работа не самая благодарная — не выпускают в туалет, бригадиры часто довольно грубы и платят 700–800 рублей за целый съемочный день, — рассказывает бабушка, сидящая у края сцены. — Почему я хожу? А дома все равно делать нечего, да и пенсия маленькая. К тому же здесь можно посмотреть вживую на любимых артистов. Правда, организаторы всегда ждут молодежь на зрительских трибунах на такие программы, но где же взять столько парней и девчонок? Вот мы, пенсионеры, и выручаем.
Тем временем переоделись Асхабали и Халил. «Смотрите, у них ичиги — настоящие, кожаные», — проносится среди сотрудников. Нашу закулисную готовность определяют нарастающие аплодисменты в студии. Нам пора!
Шаг по канату, как искусство
В студии уже давно ждут зрители. «Вы — в зал, дети — за кулисы!» — командует администратор. Нас, группу поддержки, посадили в зал, для чего предварительно вывели несколько зрителей за сцену.
Выходит ведущий Максим Галкин и записывает первую подводку — приветствие. Затем проверяет микрофон в ухе, который работает с перебоями. После решения технической проблемы он объявляет выход студии канатоходцев «Пехлеван». Весь зал взрывается аплодисментами.
Девочки и Магашка садятся на красный диван к ведущему. Начинается знакомство. Надо отдать должное — у Максима Галкина получается очень забавно общаться с детьми. Они не замыкаются, чувствуют себя спокойно, смеются. Он даже немного поиграл с ребятами в сломанный телефон. Это выглядело забавно — жаль, что не вошло в эфир.
После разговоров — сам номер. Асхабали и Халил Гасановы выходят в зал, у них важная миссия — страховать детей. Первыми проходку по канату делают старшие девочки Джавгарат и Сафият, затем они показывают трюки. У каждой в руках шест — обязательный элемент для поддержания равновесия. Далее на канат шагнули маленькие девочки Марьям и Сабрина, а затем единственный джигит Мага. Кульминацией номера стала проходка девочек, держащих на плечах деревянную лестницу, на которой стоял Магомед.
https://www.youtube.com/watch?v=5u1AcDtJke0
Зал смотрел на это действо, замерев, даже забыв об аплодисментах. Казалось, что невозможно смотреть в глаза этих детей без страховки, которые сочетали в себе как сосредоточенность, так и улыбки, как жесткость характера, так и игривость настроения.
Кто-то сзади меня прошептал на выдохе :«Дааа… Каждый такой шаг- искусство».
Логическим завершением номера стал поклон, где ребята держали в руках два флага — России и Дагестана. Тут я не смогла сдержать слез радости. Асхабали улыбается- верный признак того, что всё прошло гладко.
Максим Галкин возвращается на сцену и вручает медали канатоходцам. «Студия «Пехлеван» лучше всех!» — восклицает он вместе с залом, по которому разносится гул оваций. Дети получили вместе с медалями рюкзаки со сладостями и мягкие игрушки. Я спешу за сцену чтобы встретить детей, но режиссер просит их пройти на съемку дубля их выхода на сцену. С цветами, сладостями и игрушками в руках наблюдаю за ними в монитор за сценой. На этот раз все прошло чудесно, съёмка завершилась, и дети, довольные собой, пошли разбирать подарки в гримерку.
Лучше всех
Помните песню Владимира Высоцкого о канатоходце? «Каждый вечер зачем-то он должен пройти четыре четверти пути…»
У этих детей впереди те самые четыре четверти пути, они только в самом его начале. Взгляните на их достижения. Их знают в каждом уголке Дагестана. Они – постоянные участники самых разных конкурсов и фестивалей. Им уже рукоплескали залы в Махачкале, Москве и Париже.
Сейчас они попали на главный телеканал страны. И это реальность. «Волновались?!» — «Нет!»- бойко отвечают детишки. Ощущение, что их энергии еще на несколько выступлений хватит. Как оказалось, свою энергетику эти дети передали и через эфир,спустя 5 дней, когда вся республика, да что там, вся страна на них смотрела. «Я расплакалась от гордости!»;«Какие милые дети!»;«Спасибо их руководителю Асхабали Гасанову!» и еще много-теплых отзывов от дагестанцев я прочитала в соцсетях. А моя бабушка написала просто:«Смотрели. Здорово.Лучше всех!»
Мария Малова