Сказать, что у нас в Дагестане люди не умеют читать, было бы слишком смело. Умеют, читают, но, похоже, не спешат воспринимать прочитанное всерьез. Повесив на двери гастронома или кафе бумагу с надписью «Закрыто. Инвентаризация», будьте готовы, что восемь из десяти пришедших к вам как ни в чем не бывало зайдут внутрь и, проскользнув под заградительной лентой, недоуменно спросят: «А что, вы не работаете?»
В сознании дагестанца табличка с надписью «Закрыто» или объявление на дверях подъезда о необходимости оплаты за электричество — это просто слова. К написанному слову у нас относятся с недоверием, до тех пор, пока лично не встретятся с автором послания и не услышат то же самое из его уст. Помнится, как водители маршруток сначала писали на своих машинах «Дверь автоматическая», но потом, увидев, что это не работает, просто заклепали ручки, чтобы за них не дергали.
Такая невнимательность людей отчасти объясняется тем, что представители торговли и сферы обслуживания сами не всегда отвечают за написанное. На рынке продавец может поставить на товаре одну цену, а потом в результате торга скинуть ее до более низкой. Но когда это «скидочное» мышление выходит за пределы рынка, выглядит оно совсем неуместно.
На афише написано, что концерт дагестанской эстрады начнется в семь часов, а он начинается в восемь. Вы приходите в новый ресторан, и официант заявляет, что половина блюд из меню вообще не готовится. На дверях супермаркета висит табличка о том, что он открывается в десять часов утра, а на деле вас впустят только в половине одиннадцатого. Я понимаю, что десять часов утра — рано, что многие люди еще спят в это время, но зачем писать то, за что вы не можете ответить? Особенно выглядит интересно, когда владельцы такого бизнеса говорят о высоком уровне сервиса и громко заверяют, что «им не все равно».
Да, у нас часто хвалятся тем, что отвечают за слова, но, уточним, за слова — сказанные, а не написанные. Неудивительно, если после этого люди перестают реагировать на любые объявления.
Выход из сложившейся ситуации уже нашли некоторые горожане, но он своеобразный. Вместо привычного щита «Не ставьте машину возле ворот» они пишут «Места для ослов» и для наглядности рисуют голову животного. Вместо таблички «Не мусорить» в одном махачкалинском подъезде написали «Кидая мусор, не забывайте хрюкать». Возможно, пока только так, переходя где-то на юмор, а где-то на уличный сленг, можно быть услышанным.
Такой вот маленький урок эффективного общения. Желаю успехов.
Дамир Саидгазин