Самолеты маленькие, но настоящие. Над асфальтированной площадкой гул моторов и запах касторового масла. Скоростные модели наматывают круги вокруг зрителей. Пилотажные выполняют рискованные фигуры: вертикальную бочку и зависание, мертвую петлю, штопор, восьмерки. Так в выходные у поселка Красноармейск проходили показательные выступления дагестанских авиамоделистов, организованные радиоклубом при региональном отделении ДОСААФа.
У каждого авиамоделиста по одной-две радиоуправляемой модели, многие собраны в кружке при ДОСААФе. Есть скоростные класса Q-500, модели для 3D-пилотажа и пенолеты. Все из легких пород дерева. А вот кордовая модель из пенопласта летает только на проволоке. Это копия МИГа-3 времен Великой Отечественной войны, что сразу понятно по камуфляжной раскраске и надписи «За Сталина» на боку.
— Трогать можно, только винты не откручивайте, — говорят участники школьникам.
Авиамоделисты ежегодно проводят республиканские соревнования, побеждают во всероссийских. В этом году дагестанский экипаж в составе Рустама Абдурахманова и Юрия Желтенко занял первое место на первенстве России по авиамодельному спорту в Йошкар-Оле.
А девятиклассница Лидия Объедкова даже получила там кубок «АвиаЛеди». Начинала собирать модели кораблей в Центре детского технического творчества Каспийска, а потом перешла на самолеты. В кружке она единственная девчонка, но это ее не смущает. И свою будущее Лидия планирует связать с небом – хочет стать пилотом гражданской авиации.
Красная модель Q-500 Рустама Абдурахманова – скоростная, это видно по плоскому фюзеляжу, «зализанному» для обтекаемости. Крыло ровное, чтобы легче делать виражи. Летит так быстро, что фотокамера за ним не успевает. Рустам говорит, что на соревнованиях такие модели могут разогнаться до 360 км/ч.
Как на любом летательном аппарате, самое сложное — это посадка. После десяти обязательных кругов мотор выключают, и самолет планирует на посадку. У некоторых запаса высоты не хватает, и они садятся не на асфальт, а в поле. Один в воздухе перевернулся, упал и разбился вдребезги. Хозяин принес с поля целым только крыло.
— Ты зачем в Кизляре самолет посадил, — подкалывают друг друга авиамоделисты.
— Я хоть посадил, а ты свой просто разбил.
Хобби это недешевое – сборка одного самолета обходится примерно в 50 тысяч рублей. Детали заказывают в специализированных мастерских в России и за границей. Поэтому молодежи среди авиамоделистов мало. Но как считает руководитель радиоклуба Хаким Сотавов, прививать интерес к сборке моделей детям все же нужно: «Ребята в кружках не просто учатся собирать реально работающие модели, но и на практике понимают многие физические процессы, вроде подъемной силы или сопротивления воздуха. Развивается не только моторика рук, но и образное мышление – чего очень не хватает современным детям, привыкшим вместо чтения смотреть видео».
Один из участников выступления представляется в разговоре Павлом. Он единственный «вертолетчик». В воздухе его модель T-Rex 600 ведет себя как настоящая «вертушка». А еще может выполнять 3D-пилотаж – петли, восьмерки, наклоны, которые физически не способен исполнить реальный геликоптер. И даже летать вверх тормашками. Заправлен специальным топливом – нитрометаном.
При этом управлять им не легче, а то и сложнее, чем настоящей вертушкой. Как говорит авиамоделист, нужно минимум часов 20 налета в симуляторе на компьютере, чтобы можно было просто взять модель и заставить ее повисеть для начала на одном месте.
— Я пробовал сажать в симулятор пилотов настоящего вертолета с огромным опытом — не справлялись. Тут реакция нужна быстрее, — объясняет Павел. – Малейшее неправильное движение ручкой — и все, считай, краш — вертушка разобьется. Как и на настоящем.
Как рассказывает Павел, вертолетный спорт – очень дорогой. Поэтому в Дагестане всего два человека им занимаются. Так что даже соревноваться не с кем. T-Rex 600 – далеко не первая модель в его коллекции. Постоянно бьются, ломаются, приходится чинить. Благо, что сам профессионально занимается радиоэлектроникой.
Юным и взрослым зрителям повезло увидеть на выступлениях не только модели, но и настоящие самолеты. Дело в том, что каждые выходные здесь в летную погоду собираются увлеченные авиатехникой люди. Что-то вроде клуба по интересам. Летают на двухместных самолетах – «Сигме» и «Авиатике»-МАИ-890. Собирали их в ангаре на месте – на заводской корпус сами установили двигатели, крылья. Легкие и маневренные, они подходят для прогулок на небольшие расстояния. В них чувствуешь себя как в двухместном автомобиле, только с пропеллером впереди.
— Кто-то ходит на рыбалку, а мы здесь в своем ангаре – ремонтируем, обслуживаем технику, летаем. Иногда в гости заглядывает Магомед Толбоев. Кстати, недавно подарил нам планер, из него собираем пилотажный самолет, — рассказал Магомед Кадыров, спортсмен-парашютист и пилот одного из аппаратов.
Дамир Саидгазин
Читайте также:
20 лет в небе. Дагестанский парапланерист — об экстремальных полетах
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta