Махачкалинка Карина Ашурбекова стала победительницей международного чемпионата по квантованию International Quant Champion 2018. В составе сборной Франции. Которую представляли три россиянки – выпускницы Московского физико-технического института. Вот такой Французский иностранный легион в научной сфере.
— Карина, расскажи, что это за конкурс такой? Кванты – это же что-то связанное с физикой?
— Это международный конкурс по финансовой математике, который проходил в Сингапуре в сентябре. Суть соревнования — построение моделей по управлению активами, другими словами — разработка и применение стратегий на финансовом рынке для максимизации прибыли.
Пять месяцев мы разрабатывали финансовые стратегии, писали коды — программы для «умной» торговли на фондовом рынке. В конкурсе участвовали команды разных университетов со всего мира. Он проходил в три этапа, финальный тур — в Сингапуре. В первом туре участвовало более 10,5 тысячи команд, на второй отобрали 500, затем 15 лучших пригласили в финал.
В финале нам дали задание, на выполнение которого было отведено 3,5 часа. Нам предстояло собрать лучший портфель из наших стратегий и презентовать всю проделанную за пять месяцев работу.
До финального этапа мы были в турнирной таблице третьими, команда из Вьетнама — второй. Лидировали китайцы. Интрига сохранялась до последнего момента. В итоге все члены жюри — семь человек, все очень крутые, — проголосовали за нас.
— Как получилось так, что вы, три россиянки, — и представляли Францию?
— Сначала я, Таня Шпакова и Лена Твердохлебова хотели представлять Россию. Мы все закончили физтех в Москве, знакомы с тех пор, но так как все учимся сейчас во Франции, это было невозможно. Россию представляли студенты МГУ. Команда дошла до финала, но в тройку лидеров не попала.
— Как тебя, девочку из Дагестана, вообще занесло на физтех? Все-таки у нас принято считать, что точные науки — это больше мужские профессии.
— Хм, почему математика? Уже в начальной школе я участвовала во многих олимпиадах, по самым разным предметам, и даже в конкурсах чтецов. Но очень быстро поняла: то, что я действительно люблю и с чем хочу связать жизнь, — это математика. Тогда и выбрала физико-математическую группу (в нашем Республиканском многопрофильном лицее все классы профильные) и стала участвовать в математических олимпиадах. Оглядываясь назад, понимаю, что это было моей настоящей страстью. Старалась быстрее сделать уроки, чтобы сесть за олимпиадные задачки, так сильно меня это увлекало. Была настоящим ботаном.
И тут, наверное, сложились две вещи — моя любовь к математике и желание побеждать. Сыграла свою роль и среда, в которой я росла: мои родители — замечательные и мудрые люди, привившие мне любовь к чтению с раннего детства. Папа — математик, так вышло, что он преподавал мне в старших классах, и я считаю, что это были лучшие уроки в моей жизни. Старший брат всегда был самым лучшим по всем дисциплинам, конечно, мне хотелось походить на него, можно сказать, что выбора не оставалось.
— А в других командах были девушки?
— Да. Например, в командах, занявших два третьих места, — Англии и Вьетнама — было несколько девочек. Могу сказать, что во Франции в меньшей степени существует такое условное деление на мужские и женские специальности и работы, чем в России. Но при этом, конечно, в точных науках и здесь больше мужчин, чем женщин, хотя их очень много в научной сфере. Оба моих научных руководителя — женщины. Я бы сказала, что девушки здесь утверждаются во всех сферах. И феминизм цветет и пахнет. Гораздо сильнее, чем в России.
— А как ты оказалась во Франции?
— Внезапно. Получив степень бакалавра, на первом году магистратуры физтеха я спонтанно решила попробовать податься на магистерскую программу во Франции, когда узнала о такой возможности. Собрала все необходимые документы за неделю, а еще через две узнала, что меня приняли и что я выиграла стипендию на обучение. Учиться предстояло по программе прикладной и индустриальной математики в университете Гренобля – это красивый, небольшой, но известный своими университетами город в самом сердце французских Альп. Уезжать на год (как я тогда думала) было очень страшно, но ведь это и чертовски интересно, правда? Я безумно благодарна своим родным и друзьям, которые поддержали меня тогда, был момент, когда мне хотелось отказаться от стипендии и никуда не ехать, так пугала меня новая страна. Для меня это невероятный опыт, большой вызов себе: я уезжала в страну, язык которой не просто не знала, но первое время не могла даже различить конец одного и начало другого слова во французской речи. Обучение предполагалось на английском, а до этого в МФТИ вторым языком я учила испанский. Законы, менталитет, нормы поведения, еда, быт – все в новинку. Мне был 21 год, и рассчитывать приходилось только на себя. С учебой проблем не возникло, особенно с физтеховской подготовкой, но вот система оценивания и подход к студентам тут совершенно другой, пришлось привыкать.
— Чем отличается учеба в России от учебы во Франции?
— На физтехе дается очень хорошее образование, особенно на бакалавриате. Очень сильное и сопоставимое с другими университетами в мире. Думаю, победить мне помогла именно физтеховская закалка, умение за короткие сроки разобраться в новом материале. Но отличие в том, что во Франции упор делается больше на прикладные практические задачи, когда ты понимаешь, для чего нужно то, что учишь. Например, я обучалась прикладной математике и очень много было интересных проектов, много командной работы. Мне кажется, это хороший подход и его можно было бы перенять.
Еще один момент – во Франции преподаватели готовят презентации, мало кто пишет на доске, они очень хорошо готовятся к своим лекциям, семинарам. Другое отличие – здесь более простые отношения между преподавателем и студентом. Ты действительно можешь подойти к любому из них и спросить то, что не понял. В России все-таки есть стена между преподавателем и студентом, когда ты боишься подойти. А тут все просто, можно спокойно общаться на равных. Еще важное отличие – здесь нет устных экзаменов. Только письменные. Не знаю, хорошо это или плохо. Мне все же кажется, что устный экзамен должен быть. И еще у нас разная система оценивания. Во Франции она сложная, 20-балльная. К тому же, что мне бросилось в глаза, – студенты очень самостоятельные, ни у кого не возникает желания списать. Это немножко идет вразрез с российской системой сдачи экзамена.
— Давай еще об экзаменах. Ты ведь сдавала ЕГЭ. Как считаешь, в таком экзамене больше плюсов или минусов? Во Франции есть что-то подобное?
— Думаю, есть и плюсы, и минусы. Все-таки самый главный плюс ЕГЭ – возможность совместить выпускные экзамены со вступительными. Не сдавать их дважды, не нужно никуда ездить. Бывает так, что вступительные экзамены в разных вузах совпадают по времени. Я сдавала ЕГЭ девять лет назад, сдала документы в МГУ, МФТИ, МИФИ и МГТУ им. Н. Э. Баумана, и везде прошла. Выбрала физтех.
Но все же, думаю, должна быть какая-то альтернатива ЕГЭ. Допустим, если ты провалил единый экзамен, то должна быть какая-то возможность поступить в университет. Может быть, сдавать экзамены при университете. Правда, я не знаю, как проводится ЕГЭ сейчас, но процедура должна быть улучшена. И хотелось бы, чтобы сами задания были более креативны. Вот эта тестовая система мне не кажется самой лучшей. В школе происходит натаскивание на ЕГЭ. В старших классах вместо того, чтобы обучать, как это было раньше, последние два года дети решают очень много вариантов тестов к ЕГЭ, заняты только этим. На мой взгляд, это не очень хорошо.
Я думала, что во Франции есть что-то, подобное нашему ЕГЭ. Оказывается, нет. Поговорила специально с ребятами-французами, которые учатся со мной в аспирантуре. Они мне объяснили, что сдают экзамены после окончания школы, которые просто подтверждают твое обучение. А чтобы поступить в университет — заполняют специальные анкеты, где-то за полгода до окончания школы. В вуз ты поступаешь на основе своих оценок за последние два года учебы. Это никак не связано с экзаменами, которые ты сдавал по окончании школы. Если ты провалишь эти экзамены, то остаешься на второй год учебы.
— Ты отучилась в магистратуре во Франции. А дальше?
— После окончания французской магистратуры мне предложили место в аспирантуре и стипендию в лаборатории в Гренобле. Было немного сложно совмещать последний курс магистратуры в МФТИ, учась на первом году в аспирантуре во Франции, но в итоге я окончила МФТИ с красным дипломом. И вуаля… сейчас живу в Гренобле уже третий год, учусь в аспирантуре, занимаюсь прикладной математикой — анализом сигналов мозга с применением статистических методов. И я очень рада, что наконец-то могу говорить на одном из самых красивых языков мира, покупать круассаны по утрам, обсуждать погоду с продавцами на рынке и посещать лекции на французском.
— Вернемся к чемпионату. Стратегии, предложенные вами, применимы на деле?
— Модели, разработанные во время участия в чемпионате, используются компанией, которая и проводила соревнование, – World Quant. Попасть в эту фирму довольно сложно, нужно пройти много интервью. Но так как мы победили, для нас этот процесс облегчается. Они, конечно, заинтересованы в том, чтобы нанять нас на работу. У меня довольно определенные планы на ближайший год, поэтому я не могу согласиться на это предложение. Но мои коллеги по команде практически на финальной стадии приема на работу. У них есть возможность работать в офисах в Нью-Йорке и Лондоне. Я сразу предупредила, что в течение года не могу сотрудничать с ними. Возможно, через год я сама им напишу и потом буду думать.
— А как же Россия? Не планируешь вернуться, чтобы заниматься наукой здесь?
— Мне очень тяжело планировать сильно заранее, многое в моей жизни происходило быстро, спонтанно и не по плану. В краткосрочной перспективе, скорее всего, пока еще нет, но, опять же, кто знает, как все сложится. А в долгосрочной — вполне возможно, зависит от многих факторов, но одно могу сказать точно: как бы комфортно я себя ни чувствовала здесь, всегда тянет на родину.
«МД»-справка
Карина Ашурбекова, 25 лет, родилась в Махачкале. Училась в махачкалинской школе № 8 и Республиканском многопрофильном лицее. Изучала прикладную математику в Московском физико-техническом институте. Сейчас живет и учится в аспирантуре в Гренобле, изучает анализ сигналов мозга с применением статистических методов.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Банк языков. Как дагестанский программист упаковал слова
Архитектор своей жизни. Как махачкалинка стала доктором наук в Германии
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta