Кямран Алахкулиев родился в Каспийске, чуть не стал военным, но мечтал о полетах. Он работал бортпроводником, отслужил в инженерных войсках и окончил Бугурусланское летное училище, а с 2017 года стал вторым пилотом гражданской авиации одной из авиакомпаний. Ему всего 26, но останавливаться на достигнутом он не хочет и теперь получает высшее летное в знаменитом ГУГА (Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).
«Откуда вы, молодой человек?»
У меня папа и мама — рабочие. В авиации даже близко не были. Я учился в музыкально-хореографической гимназии, играл на фортепиано и на таре (струнный щипковый инструмент. — Прим. авт.), танцевал в ансамбле. Но отец хотел, чтобы я стал военным. Не мог ему перечить, потому что сам не знал, куда пойти. Два года поступал в Голицынский пограничный институт. Сначала очень старался и все прошел, но мое личное дело куда-то исчезло, и мне никто не отвечал. Я даже не расстроился. А на второй год уже специально делал ошибки, лишь бы не пройти. Вместо этого поступил в махачкалинский филиал Российского госуниверситета туризма и сервиса. И понял, что хочу летать. Я видел, что люди путешествуют, ездят в командировки, живут в отелях. Мне захотелось узнать все это. А я никуда, кроме родного села родителей, и не выезжал. Учился на «финансах и кредите», но стал активно интересоваться туризмом, изучал все и решил идти дальше. Пришел к своему декану и сказал, что поеду в Москву на курсы бортпроводников.
Первые две недели на курсах нас учили английскому. Мой уровень языка на тот момент был: «My name is Kyamran». Я сидел за задней партой и просто слушал. Преподавали также медицину: как принимать роды, как привести человека в чувство, что делать при клинической смерти. Еще была авиационная безопасность, сервис, психология. Все по верхам, но для устройства на работу нужна была «корочка».
Школа бортпроводников не привязана к авиакомпаниям, и с сертификатом ты идешь в свободное плавание. Помню, к нам на курсы пришли представители одной компании. Я все им рассказал, а они спросили: «Откуда вы, молодой человек?» Я ответил, что из Дагестана. В итоге всех взяли, кроме меня и еще одного дагестанца.
Когда я получал свидетельство бортпроводника, директор нашей школы рассказала мне, что есть маленькая авиакомпания «Когалымавиа», у которой идет ребрендинг. Я решил попробовать. На собеседовании в шутку сказал, что пришел к ним от безысходности и вообще услышал о них буквально вчера. И меня приняли. С тех пор был любимчиком в их службе, мне часто говорили: какие же дагестанцы общительные и харизматичные. А через семь месяцев я стал лучшим бортпроводником и получил награду — сертификат на поездку в любую точку мира. Подарил его сестре. Она тоже бортпроводница, именно она уговорила отца отпустить меня в Москву.
Мне понадобилось мало времени, чтобы влиться в профессию. Я постоянно улыбался, общался, разговаривал со всеми только на «вы». Скоро стал самым молодым старшим бортпроводником: мне был всего 21 год. На этой должности больше обязанностей — ты не выходишь в салон, кормишь пилотов, решаешь проблемы недовольных пассажиров. Мне говорили, что я толковый парень, что мне надо учиться на пилота. В итоге отработал год и подал документы в Бугурусланское летное училище. Сдал ВЛЭК (врачебно-летную экспертную комиссию. — Прим. авт.), физподготовку. Все дагестанцы, которые поступают туда, ждут физподготовку, чтобы козырнуть. Но в училище на это не обращают внимания. Галочку ставят, и все. А еще прошел профотбор. Это беседа с психологом, тесты и авиационные задачи. Меня рекомендовали к поступлению во вторую очередь, и я уехал. Как сейчас помню: сижу со своим экипажем в Анталии за ужином. И тут звонок: «Вы поступили!» Это был праздник. У нас была небольшая авиакомпания, все друг друга знали и ждали, что я поступлю. Мы очень тепло попрощались, и я поехал в летное училище — на новый жизненный этап.
«Ты готов, Кямран, лети!»
Первые полгода были адскими. Сопромат, техническая механика, а я гуманитарий. Среди студентов у нас был полный интернационал: дагестанцы, казахи, татары, русские, латыш, украинец. Все молодые, и у всех одна цель — учиться. Один из одногруппников «шарил» в аэродинамике и все нам объяснял.
Я учился два года, а потом встал вопрос службы в армии. Дело в том, что без военного билета очень сложно устроиться на работу. Ты выходишь из училища простым пилотом и не можешь сразу сесть на «боинг» — для этого нужно дополнительное обучение. Ты заключаешь контракт с авиакомпанией, что будешь в течение пяти лет на нее работать, а они, в свою очередь, обучают тебя. Представляете, я прихожу без военного билета, подписываю контракт – и меня забирают в армию. Поэтому решил отслужить.
Год служил в инженерной бригаде в Подмосковье и ушел в запас командиром отделения, заместителем командира взвода, сержантом. Когда вернулся на третий курс, моя группа в летном училище уже выпустилась. У меня началась депрессия, но мне повезло — я попал к очень хорошему инструктору Максиму Викторовичу Максимову. Он начал хвалить меня с первого дня, и у меня буквально выросли крылья. Он мне доверял — я летал. По сей день звоню ему и рассказываю про свои достижения. У него в кабинете висит портрет, где я с ним в первом самостоятельном полете, который он доверил мне выполнить.
Сначала я просто сидел с ним вторым пилотом. Это был Diamond — австрийский четырехместный самолет. Летное поле было в самом училище, мы сажали самолеты на специальный грунт. Меня это не особо тронуло: я все это видел, а хотелось управлять. И инструктор начал меня учить. Восемнадцать часов я отлетал «справа», рядом с ним, а потом Максим Викторович сказал: «Ты готов, Кямран, лети!»
Первый самостоятельный полет — это незабываемо вообще! Аэродром Баймаково. Взлетаешь. Делаешь один полет по кругу. Потом рулишь на предварительный, и инструктор оценивает. Он дает отмашку, я взлетаю повторно и делаю заход на посадку по прямоугольному маршруту «коробочка». Я понял по приземлении: «Это все! Я добился!»
Я гордился, родителям звонил. Но даже не представлял, сколько испытаний ждет меня впереди. И каждый раз, когда прохожу определенный этап, понимаю: ни фига я еще не дошел до того, что надо.
За лето я налетал 100 часов для первой лицензии, чтобы перейти на третий курс. А там нужно было налетать 25 часов на двухдвигательном самолете. Это уже аэропорт Бегишево, Набережные Челны.
Еще один важный момент в моей жизни — английский язык. До второго курса он у меня был нулевой. Я откладывал его на потом, пока не прихватило, и стал заниматься с репетитором — учителем в третьем поколении. Она была очень жесткой и дисциплинированной, но в то же время очень доброй и понимающей. Я за год сдал авиационный английский на 4 уровень ICAO LEVEL. Летное училище окончил с красным дипломом.
«Боинг» мечты и много стресса
Когда встал вопрос трудоустройства, мне нужно было пройти курсы на допуск к международным воздушным линиям и сдать уровень английского языка. С работой было тяжко, никуда не брали. Мы же в этой сфере вращаемся и знаем, где что. Я встретился со своим другом по училищу. Он рассказал, что подавался в одну из авиакомпаний и его вызвали на собеседование. Взял у него контакты и резюме — у нас оно было одинаковое — поменял фото и послал им. На следующий день меня пригласили на собеседование, а еще через две недели утром звонит телефон: «Вы нам подходите, приезжайте!»
Следующие полгода были очень стрессовыми. Я полностью перешел на английский. Книги на английском, все в самолете на английском, изучал теорию, потом проходил на тренажере. Сдал лофт (навыки полета) и чек (действия в чрезвычайных ситуациях). Столько информации за полгода я в свою голову еще не засовывал. Заключил с компанией контракт, что буду летать на Boeing 737-800 NG.
Мой первый рейс был наблюдательным, я сидел посередине. Это был полет в Ираклион (Греция), я просто смотрел. На четвертый рейс сел справа, а за мной сидел второй пилот и наблюдал. А 1 августа я совершил свой первый полет без наблюдателя в Варну (Болгария) и уже знал, что все позади. С этого момента я начал зарабатывать. Сейчас летаю в основном в Европу. У нас есть специальное приложение с расписанием полетов на месяц и информацией на каждый рейс.
Чтобы стать командиром судна, надо налетать 3000+ часов и знать все документы, руководство по производству полетов наизусть. У меня уже 300+.
Ситуационная осознанность и пилотаж у красной зоны
Взлет и посадка — самые сложные этапы полета, потому что в горизонтальном положении самолет идет на автопилоте. До взлета мы забиваем все параметры, считаем центровку (положение центра тяжести. — Прим. авт.) судна, чтобы не перевернуться во время отрыва. Взлет разрешают, идет команда, начинаем разгоняться. Самолет взлетает с разбега, чтобы создать подъемную силу, ведь мы идем против воздушного потока.
Мы летаем на высоте 11 тысяч метров. Я обычно подключаю автопилот после трех тысяч, но для этого каждый полет надо запрограммировать вручную. Ведь мы пролетаем над разными странами, и у каждой свои правила. Прежде чем войти в какую-то зону, мы должны связаться с диспетчерами, поздороваться. Они уже смотрят: какой самолет куда летит. Полетный план подавали, значит, все хорошо.
У нас всегда есть ситуационная осознанность: мы точно знаем, где находимся. Трасса в воздухе настолько активная, что летишь и видишь: сверху на расстоянии 300 метров пролетел самолет, потом снизу на расстоянии 300 метров. Это минимальный интервал, поэтому столкновения не страшны. В горизонтальном полете мы контролируем параметры двигателя, направление, ветер, его скорость. Я всегда знаю, какие аэродромы и аэропорты пролетаю, чтобы в случае отказа двигателя смог приземлиться. У нас есть международные карты Jeppesen — схемы аэродромов по всему миру.
Самолет — это самый безопасный вид транспорта. Если пилот грамотный и выполняет все свои функции, с самолетом ничего не случится в 99% случаев.
Один раз я попал в град. Летел из Екатеринбурга в Энфиду (Тунис). Мы прилетели, начали заправляться, и тут пошел град, который не успевал таять, началась пыльная буря. А нам надо улетать. Проверяем ветер — не проходим. И вдруг появляется коридор. Мы начинаем взлетать, нас колбасит очень жестко — зона турбулентности. Погодные радары показывают нам красную зону, мы отворачиваем и пролетаем от нее на расстоянии 25 километров.
А недавно в Перми был очень густой туман, и при посадке полосу было не видно. Но погоду не выбирают — выбирают правильное решение. Эта фраза была у нас написана в летном училище, в кабинете метеорологии. Перед каждым вылетом мы принимаем решение. У нас есть значения ветра, видимости, осадков, мы имеем всю информацию о погоде.
На каждый рейс я прихожу за два часа и готовлюсь досконально. А вообще, каждый полет считается специалистами компании до мелочей. Права на ошибку у нас нет.
За час до полета я должен пройти медкомиссию. За 30 минут — уже быть в воздушном судне. У нас говорят: не бывает последнего рейса, бывает крайний. Я на каждый рейс иду с молитвой. При всем том человек несуеверный. Я знаю, капитаны подходят, гладят самолет по носу. Если что-то произойдет в полете, все спрашивают: «Кто ночью грешил?»
Я не понимаю, зачем люди хлопают при посадке. За границей этого не делают. Мы этого не слышим в кабине, у нас бронированная дверь.
Смену часовых поясов я на себе не чувствую. Все-таки у нас 75 дней в году отпуска. В месяц где-то 17-20 рабочих дней, зимой меньше. Знаю людей, которые и в 60, и в 65 лет летают. Главное, чтобы ты ВЛЭК проходил. И те деньги, которые ты получаешь, нужно и на себя тратить, на восстановление организма. У нас пилоты часто ездят по санаториям.
Самый огромный минус для нас — это стресс. От стресса все может быть – от чесотки до серьезных заболеваний. Плюс — конечно, хорошая зарплата. Это самое главное сейчас.
Эта профессия просто идеально подходит мне, под мой характер. На работе я очень серьезный. Реально крутая работа. Просто обожаю ее! Не знаю, что буду делать на земле. Поэтому и получаю сейчас высшее летное образование. И вообще, если взял высоту, в самом что ни на есть прямом смысле, опускаться уже не хочется.
Блиц-опрос
Первым делом самолеты или девушки: самолеты.
Опиши себя в трех словах: добрый, ответственный и смешной.
Лучший город России: Каспийск.
Любимое блюдо: аварский хинкал и мясо по-французски.
Любимый напиток: тыквенный сок.
Любимая книга: «Гарри Поттер» – все части.
Идеальный выходной: рыбалка.
Главное в девушке: мудрость и хитрость чуть-чуть.
Лучший друг – это: бескорыстный друг.
Что тебя может вывести из себя: когда человек тупит.
Счастье — это: в первую очередь мое здоровье, а также здоровье моей семьи иродителей.
Любовь — это: жена и моя семья.
Хобби: рыбалка.
Любимый цвет: зеленый.
Что бы ты сказал себе — студенту первого курса летного училища: учи английский вовремя и не трать время попусту.
Главная цель этого года: съездить с женой в Нью-Йорк и приобрести автомобиль.
Мария Малова
Читайте также:
Как бросить госслужбу и сделать успешный бизнес
Банк языков. Как дагестанский программист упаковал слова
Архитектор своей жизни. Как махачкалинка стала доктором наук в Германии
Эквилибриум. Дагестанский пехлеван покоряет высоты
Герой. История со спасением и гибелью
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta