Наша собеседница Мерьям Девришова родилась в селении Рутул Рутульского района Дагестана. Почти с рождения живет в Москве. Окончила московскую школу-лицей № 1420. В 2017 году стала студенткой Московского государственного медицинского колледжа, специальность — «лечебное дело». Одновременно учится на юридическом факультете Российской таможенной академии. С 2015 года тренируется в бойцовском клубе «Ахмат». Чемпионка Москвы по грэпплингу, панкратиону, кунг-фу, серебряный призер чемпионата России по панкратиону. Руководитель спортивного проекта «Академия горцев». Член комиссии по делам молодежи Общественного совета постпредства Дагестана при президенте России и член Молодежной палаты района Выхино-Жулебино. Ей всего 19.
Горные бараны и московские вольности
— Мерьям, ты «парниковая» дагестанка или традиционная кавказская девушка?
— Я родилась в Дагестане, и этот «парниковый» термин мне не нравится. Я часть моей республики и горжусь этим. Никогда не отказывалась от родного языка. Во мне, безусловно, уживается и светская жизнь, и горское воспитание. Я живу в большом городе, где соседствует огромное количество национальностей и культур, поэтому мои устои не должны идти вразрез с современным обществом. Но и от своей горской части нельзя отказываться.
— Какие обычаи, традиции вы соблюдаете?
— Мы всегда говорим дома на родном языке. Моих земляков здесь мало, а практиковать язык надо. Не хочется приезжать в родное село и не понимать, о чем говорят люди. Я оттачивала технику, как правильно говорить, произносить слова, общаться без акцента.
Конечно, главная традиция — всегда слушать отца, признавать главенство мужчины. Так у нас принято. Даже если мой брат, который младше меня на три года, говорит что-то, я должна прислушаться. В Дагестане есть такая пословица: «Когда папаха говорит — платок молчит».
У нас в Рутуле существует традиция сватовства. Если к танцующей на свадьбе девушке подходит женщина, у которой есть сын, и накидывает той платок на голову, — значит, официально намекает, что хотят засватать.
Еще у нас принято, когда рождается ребенок, мужчина не должен просто так заходить в дом. Женщина берет ребенка, которого родила, встает у дверей, приподнимает младенца, а мужчина проходит уже под ним. Считается, если мужчина зашел в дом, а малыш лежал, его неблагие деяния переходят на ребенка. Это не распространяется на отца, брата — только на гостей.
Есть обычаи и традиции, которым нужно учиться, например, сватовство, а есть те, что у тебя в крови, просто на генетическом уровне. Допустим, лишний раз мужчине не смотришь в глаза или не грубишь отцу, уважаешь старших. Еще обычай: когда кто-то заходит в дом, сидящие должны привстать и снова сесть. Это такое приветствие. Когда папа входит в комнату, я всегда так делаю.
Самое популярное блюдо для встречи гостей у нас — рутульский хинкал, маленькими кубиками. Раскатываем тесто, делаем тоненькие колбаски, после разрезаем на кубики и продавливаем одним пальцем. Это называется «къинькийбыр». Моя мама также готовит чуду с мясом, сырой картошкой, с крапивой и творогом, тыквой. Из русских блюд я люблю борщ (улыбается).
Иногда делаем чабанский суп. Его в горах обычно готовят мужчины на скорую руку. Они не заморачиваются, чистят лук и кидают в кастрюлю целиком. Морковь тоже крупно нарезают, даже целые картофелины кладут. А из мяса обычно используют баранину или говядину. Этим летом я поднималась на гору Шалбуздаг (4142 м), там впервые в жизни попробовала очень вкусный суп из баранины. И очень удивилась, не почувствовав специфического запаха. Этот суп был приготовлен на костре из мяса горного барана, а не московских «подкачанных».
— Чувствуешь ли ты больше вольности и свободы в Москве?
— Я считаю, здесь нужно отталкиваться от мировоззрения родителей. Есть очень строгие семьи, где девочкам и девушкам не разрешают даже иметь телефон, не позволяют выходить из дома лишний раз.
Мои родители не такие. Они всегда говорят, что уехали из родного села для того, чтобы их дети получили полноценное образование. Именно поэтому я учусь в двух местах. Это разве не вольность?
А еще хожу в спортзал — это ли не вольность? Я постоянно борюсь с мужчинами в зале, что тоже не очень хорошо, по нашим традициям, но для нас это просто спорт, безо всяких задних мыслей.
Можно сказать, какая-то свобода проявляется в прогулках допоздна, но чаще всего я просто поздно возвращаюсь с тренировки. В общем и целом этой свободой не злоупотребляю. Но строгости родителям не занимать.
Про рукопашный бой и директрису
— Спорт, медицина, юриспруденция и экономика – основные профессии в Дагестане? Или это стереотип?
— Спорт у нас обычно за профессию не считают, потому что большинство не получали специального спортивного образования. А просто всю жизнь тренировались и имеют большой опыт. У нас даже подшучивают, что если ты дагестанец, то должен быть спортсменом, а еще — разбираться в законах (улыбается).
Отец всегда хотел, чтобы я стала врачом. До 9 класса сама мечтала быть военным хирургом. Хотелось помогать людям в экстремальных ситуациях. Но в школе мне не повезло с учителем биологии, она просто отбивала интерес к предмету постоянными тестами и вопросами на засыпку, на которые мы не знали ответа.
В 7 классе я занялась армейским рукопашным боем и начала петь, и с 9 класса моей мечтой стало поступить в Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя.
В результате в университет МВД меня не приняли, а я очень старалась и надеялась, что поступлю. Мне даже разрешили пройти психологические тесты перед военно-врачебной комиссией, но потом нашли гипотиреоз (нехватка гормонов щитовидной железы) и на этом основании отказали. Может, свою роль немного сыграл и национальный фактор. Я видела, какие люди туда поступали. Передо мной на военно-врачебной комиссии был парень, у которого парализованы два пальца, а его взяли.
До поступления я дала отцу слово, что, если успешно поступлю, он примет мой выбор, в противном случае сам выберет мне учебное заведение. Две мои двоюродные сестры окончили медицинский колледж, и папа тоже загорелся этой идеей. А вот Российскую таможенную академию, очно-заочное образование, я выбирала на всякий случай, тут уже настояла мама. Дома мы шутим: на юриста я учусь из-за папы, а на медика – из-за мамы, потому что папа в свое время учился на юриста, но не смог окончить, а мама работала в ветеринарной академии.
— Как в твоей жизни появились спорт и единоборства?
— Еще в четвертом классе меня отдали в секцию дзюдо. У нас в школе как раз начались конфликты. Были две дагестанки, которые вели себя очень вызывающе и хотели показать всем свою силу. Но я никого не трогала и себя не давала в обиду.
Многие наши родственники были против того, чтобы я ходила в секцию. А вот мне дзюдо сразу понравилось — и как спорт, и своими традициями. В дзюдо ты, прежде чем вступить на ковер и начать схватку, должен проявить уважение судье, своему сопернику — поклон, рукопожатие. Я считаю, это воспитывает очень хорошие черты. Своих детей однозначно отдала бы сначала на плавание, потом на дзюдо.
В седьмом классе решила, что буду носить платок, как следует девушке Кавказа. Еще у нас в школе в девятом классе была девочка-таджичка, которая ходила в хиджабе. Но не все это понимали и принимали, говорили мне, что я молодая девушка и живу в светском обществе. Одна учительница просто фыркала при виде меня: вот, мол, платок надела, тоже мне! При этом отношения с одноклассниками как-то сгладились, меня никто не трогал.
Руководство школы видело, как по утрам многие ребята хотели пожать мне руку, показывали свое уважение. Ко мне очень хорошо относились в так называемом «хулиганском» кругу. Сперва учителя меня не трогали — может быть, потому, что я училась не в главном корпусе. Но однажды меня вызвала к себе директор школы, стала отчитывать и привела, на мой взгляд, глупый пример. Она рассказала, как была в Саудовской Аравии и видела, что часть девушек ходит в бикини, а часть — в платке. И поставила меня перед выбором: либо она меня отчисляет, и мне придется идти в мусульманскую школу, либо я снимаю платок и продолжаю учиться.
У нас дома было много разговоров по этому поводу. Мой отец поддержал меня в стремлении соблюдать традиции. Но закончилось все тем, что пришлось снять платок и остаться в этой школе. Я начала посещать секцию армейского рукопашного боя и петь в кружке. После этого директриса больше ни слова не сказала (смеется).
Не ходи зимой в красных мокасинах
— А были сложности на национальной почве в твоей школе, в отношениях со сверстниками?
— Многие ученые и психологи считают: если ребенок в семье обделен вниманием, он вырастает не таким, как все, чувствует какую-то обиду, неполноценность. Так и у двух парней в школе, которые ко мне цеплялись, не было отцов. И их обида на жизнь была очень заметна. Получилось, что эти парни выросли на улице, где всегда прав тот, кто сильнее, где принято вести себя агрессивно, чтобы не посчитали слабым.
А еще, мне кажется, это вопрос культуры — причем с обеих сторон. Многие люди в Москве сталкивались с кавказцами, которые вели себя неадекватно, хамили, обижали женщин. Молодежь из Дагестана в то время сама такой фон создавала, когда на Манежке танцевала. Но это дико, когда ты отращиваешь волосы — так, что глаз не видно, ходишь зимой в кожанке и красных мокасинах. Это смешно. Именно такие люди и создают впечатление, что выходцы из Дагестана — дикие и необразованные.
— А если мы вспомним ролики с парнем в метро, который толкал людей?
— Наверное, для него это был способ показать, какой он дерзкий. А на самом деле продемонстрировал свое невежество. Звание горца и горянки еще надо заслужить. Тот парень, как я поняла, присел в метро, что-то выкрикнул, а потом ударил человека. Если бы на месте последнего был другой кавказец, то разговор получился бы более жесткий. А тот мужчина просто не среагировал, не стал связываться.
Есть и другая причина. Сейчас очень популярно зарабатывать постами в «Инстаграме», особенно среди молодежи. Например, блогер Хиза снимал видеоролики — положительные и отрицательные — для какого-то масштабного пиара, чтобы его заметили. Парень в метро, наверное, тоже хочет пиара и заработать на этом. Может быть, он думает, что добивается уважения таким образом? Но это работает ему только в минус.
— Кто сейчас авторитет для кавказской молодежи?
— Настоящий авторитет сегодня — Хабиб Нурмагомедов, причем не только для кавказцев. У него 13 млн подписчиков в «Инстаграме». Вообще, бойцы смешанных единоборств — авторитет для многих. На Кавказе очень часто религия и спорт тесно связаны между собой, и такое сочетание дает хороший результат. Все кавказские спортсмены этого придерживаются.
Спорт — это легкие деньги. Когда ты молодой и здоровый, думаешь именно так. Хотя потом, когда накапливаются травмы, подходит возраст, приходит понимание, что в жизни все сложнее.
— В большом спорте сегодня не так много дагестанских девушек. Как ты ощущаешь себя в своем спортивном амплуа?
— Еще во время моих занятий армейским рукопашным боем много раз вставал вопрос, что я должна заниматься дальше профессионально. Тогда в моей возрастной группе не было девушек на соревнованиях по этому виду спорта. После перешла из клуба «Честь и мужество» под руководством Ивана Собенникова в бойцовский клуб «Беркут» (сейчас «Ахмат») и прекратила петь. Я показала маме ролик нашего тренера Ахмеда Мусаева, и она сама отвела меня в зал. Там ребята меня очень хорошо приняли и только подшучивали: «Иди домой, Мерьям, барана вари!» Шесть девочек занимались в том зале. У нас было семь тренеров, и каждый дал что-то свое.
Как сказал Хабиб Нурмагомедов, мы должны драться и завоевывать на кухне (улыбается). Как говорит Ляйсан Утяшева, если ты не умеешь готовить, ты — «недоженщина».
Но при всем этом не всех девушек можно грести под одну гребенку. Все зависит от того, как она подаст себя в обществе. Если ты ведешь себя нормально, без всяких резких вещей, так пойдешь и дальше.
У меня такое серьезное отношение к спорту привилось с детства. Я сама в будущем готова работать с маленькими девочками, тренировать их для участия в серьезных соревнованиях по грэпплингу, дзюдо, вольной борьбе и самбо. Все пять лет на меня сыплются нравоучения в стиле «ты не должна», но у меня есть мотивация развиваться — я хочу взять чемпионат России по панкратиону и грэпплингу.
Я создала свой проект «Академия горца» в рамках комиссии по делам молодежи при ОС ПП РД. Это не просто спортивный зал, а целое сообщество, которое будет работать со всеми дагестанскими землячествами, спортивными фондами и федерациями спорта. Мы хотим, чтобы наши народы не конфликтовали, а объединялись за счет спорта и вновь прибывшие в Москву земляки приходили тренироваться к нам. Ну а мы поможем устроиться к хорошим тренерам, будем проводить соревнования и искать спонсоров. У нас уже есть беговой клуб, который успешно работает.
— Ты тренируешься с мальчиками, как я поняла. Как вы здороваетесь?
— Да, чаще всего я тренируюсь с мужчинами. Парни относятся нормально, потому что у меня есть сила и я стараюсь работать на максимуме. В спорте нет пола, но, опять же, это не ко всем относится. Например, профессиональные бойцы работают со мной не всегда во всю силу. Моментами все же понимают, что девушка, хотя я не акцентирую внимание в зале на то, что я другого пола.
Когда здороваемся, есть спортсмены, которые подают руку. Бывают случаи, когда мы приветствуем друг друга кулак в кулак. Когда омовение, то просто на словах. Еще у многих на Кавказе есть обычай касаться ладонью спины: если ты старше — твоя рука выше, а я младше — моя ниже. Как бы похлопывание.
Девушка скромная, но с характером
— Что думаешь о том, что Хабиб не пожал руку Тине Канделаки на Synergy Global Forum?
— Тина Канделаки очень адекватно на это ответила, не обиделась. Если отталкиваться от чисто религиозных мотивов, то с женщиной не надо здороваться за руку, потому что это интимное место. В свете того, что Хабиб — человек религиозный, да еще и пример для молодежи, я считаю, он поступил правильно. Главное, они друг друга поняли. Такое грамотное проявление религиозности в светском обществе. Религию мы не сможем изменить на современный лад. Это неизменно, и за счет этого мы живем в согласии. А соответствовать полностью или нет – уже право и решение каждого.
— Как ты относишься к видеоролику боя «блогерш в хиджабах» Фатимы и Малики?
— Это плохая популяризация смешанных единоборств в обществе. Определенного рода хайп. Здесь сразу же возникает вопрос, почему они пытаются подражать парням. Ты девушка в платке, и твое дело — быть скромной. Обидно, что ребята очень глупо поступили в той ситуации. Во-первых, дали подраться девушкам, а еще и сняли это на видео. Обострять потом стали сами же люди, жадные до зрелищ. Но ведь у нас не гладиаторские бои.
— Какой должна быть кавказская девушка вдали от своего дома, чтобы грамотно адаптироваться в новом обществе?
— Первое качество — скромность. Дальше — женственность. Но эта женственность должна быть в рамках разумного. Не так, что ты ходишь полуголая с открытой грудью, в короткой юбке.
Все, чему научила Страна гор, должно в тебе оставаться, потому что это реально помогает.
Правда, есть и другая проблема с характером — некоторые девушки слишком скромные, тихие и нигде не могут пробиться. Должна быть и уверенность в себе, особенно в тех случаях, когда знаешь, что права.
И тогда ты обязательно добьешься успеха, будешь счастлива. Это как с одинаковым удовольствием можно и варить барана, и бороться на ковре. Главное – найти свое призвание и следовать ему.
Мария Малова
Читайте также:
Женская логика покоряет мир. Доказано Ашурбековой
Архитектор своей жизни. Как махачкалинка стала доктором наук в Германии
Между полькой и лезгинкой. Пани Чьок пишет книгу о Дагестане
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta