Для человека, только вчера вышедшего из больницы, Камила просто излучает энергию, улыбку и красоту. На руках — браслет из Камбоджи, буддийские четки, энергетический камень из кварца, на груди — амулет «рука Фатимы». Камила Чьок – полька с дагестанскими корнями, девушка непростой судьбы, удивительная, жизнерадостная и странная. Пишет книгу о Дагестане, знает толк в тяжестях, любит разговаривать с прохожими и мечтает поехать в горячую точку, чтобы спросить там, что такое счастье.
Я не боюсь, потому что – зачем бояться?
– В Ахты так прекрасно! Я училась делать хлеб, тонкий, лезгинский, который раскатывают роликом и кладут в печку. Как он называется? Тетя мне рассказывала, забыла, я все записываю в блокнот. И этот кизил, который мы собирали… Еще мне встретился мужчина, который пас коз, он показывал, куда их водить, что им кричать. Я просто очень люблю разговаривать с людьми, если кого-то встречу в селе, обязательно общаюсь.
Обычно путешествую по странам так – рюкзак на спину и вперед, никого не зная. Я не боюсь, потому что – зачем бояться? А здесь родственники не отпускают. Езжу пока только в те села, где есть родственники или знакомые. Недавно тут что-то не то съела и попала в реанимацию. Оказалось, там половина родни, знакомых. Через час уже вся больница знала, что я есть!
Между Варшавой и Махачкалой
Моя мама наполовину кумычка, наполовину лезгинка. А папа был поляк. Родилась я в Польше, но все детство прошло между Варшавой, Москвой и Махачкалой. Корни из селения Ахты и Махачкалы. Недавно узнала, что Валентин Эмиров – мой прадедушка (Герой Советского Союза, летчик-истребитель, его имя носят улицы в нескольких городах Дагестана. – Д. С.). У него еще был брат Алимурад, он взял от имени дедушки Алимурада свою фамилию, по нему идет фамилия моей матери — Алимурадова. А бабушка — из Нижнего Дженгутая Буйнакского района.
Чьок – это не дагестанская фамилия, а папина, польская. Мне здесь рассказали, что в армии имама Шамиля было много польских солдат. Некоторые осели здесь, отпустили бороды и стали аварцами.
Мама работала в Дагпотребсоюзе и любила путешествовать. Это была ее вторая поездка в Варшаву, в 80-е. Там она и познакомилась сначала с родителями моего папы. А позже он приехал сюда просить родственников ее руки и отсюда увез в Варшаву, хотя у мамы здесь тоже были женихи. Научился специально танцевать лезгинку. Это был 94-й, а через год родилась я. Вскоре папа умер, и маме было очень тяжело. Нас хотели выдворить из Польши. Ей пришлось много судиться и работать, чтобы обеспечить себя и меня. Я в это время была то в Москве, то в Махачкале. Помню, как маленькой иногда сама ездила со знакомой проводницей. Я закрывала отдельное купе и еще тапочек подсовывала под цепочку, чтобы никто не открыл.
Люди есть люди
Из уважения к родителям папы и больному брату мы остались в Польше. Маме приходилось искать «черную» работу, за которую иногда и не платили, обманывали. Люди есть люди. Бывало, что спала по три часа. Пыталась продать старинные дагестанские украшения из приданого, но у нее их брали, а потом говорили, что украли и денег нет. Я меняла школу пять-шесть раз. Мы все время кому-то не нравились. В 1989 году Польша стала свободной страной, но память, что поляки были под русскими, никуда не делась.
Голоса и истории
Все мои знакомые ездят в Грузию. Я объясняю, что Дагестан похож на Грузию и это очень интересно. Проект о Дагестане делаю уже три года. Он сразу понравился в Польше, была идея и с документальным фильмом, их министерство культуры и музей этнографии уже готовы были выделить на это деньги. Только им было нужно подтверждение от Дагестана. А вот его-то пришлось ждать долго. Но сейчас, кажется, дело движется. Появился контакт с местными министерствами культуры и молодежи.
Будет книга. Но не энциклопедия с описанием обычаев и традиций. Я хочу показать культуру и историю через людей, говорить с ними. Задавать вопросы о счастье, как они видят любовь, как проходит их день, почему занимаются тем, а не другим. Какой будет книга, заранее сказать невозможно, но она будет о людях и их чувствах. У меня нет одинакового списка вопросов для всех – каждый ведь открывается по-своему. Например, в истории хлебопека из Ахты есть что-то грустное. Он любил путешествовать, много ездил, хотел быть пилотом самолета, но с тех пор, как женился и появились дети, живет в селе и печет лезгинский хлеб в итальянской печке.
Начало книги – это история моей мамы, конец – о бабушке, а посередине – мои встречи в Дагестане. Но меня самой в этой книге будет мало, она составится из людей, с которыми я здесь познакомилась. Из их голосов. Знаете, как у Светланы Алексиевич в «Чернобыльской молитве»?
Я начала свой проект о Дагестане, чтобы еще и узнать себя. Чувствую себя ближе к Дагестану, по эмоциональности. С моей тетей мы работаем над генеалогическим древом. Мама очень хотела, чтобы я знала, откуда я. Она и сама только сейчас знакомится с некоторыми родственниками. Переживает все это вместе со мной.
Помогать быть
Этот талисман — «рука Фатимы». Я купила его в Испании, но знаю, что эти камни собраны в Индии. Мне интересна каждая вера. Например, как люди борются с проблемами, как они видят любовь или счастье, в зависимости от региона и их религии. Вот эти четки сделали мои знакомые буддисты, но я не буддистка. Четки есть во многих религиях – буддизме, исламе, христианстве, иудаизме. Для меня Бог один, и он — часть нас.
В Польше я зарабатываю переводами, организацией выставок. А еще я ментор в одной компании – помогаю молодым встать на ноги, развиться, например, найти студенческим стартапам гранты под проект.
Планирую поездки в горячие точки. Хочу говорить с людьми, помогать им быть. Можно ли сохранить свободу в мыслях, ощущение счастья в обстоятельствах войны – эти вопросы меня очень интересуют. Первым делом я бы поехала в Мосул, в Ирак.
Карате, пауэрлифтинг и… балет
Несколько месяцев я ходила в 8-ю школу в Махачкале. Мне нравилось, что в дагестанской школе я могла драться с мальчиками. В Польше сразу стучали учителю, а здесь на это не обращали внимание. Ну, я карате занималась лет 10 и не давала мальчикам себя за косички тягать, за всех заступалась. Параллельно с карате ходила на балет. Потом карате пришлось бросить из-за здоровья, пошла мышцы спины качать в спортзал, там-то тренер меня и увидел. Я четырехкратный чемпион Польши. И неоднократный в жиме лежа. Это было несколько лет назад. Так я из карате попала в пауэрлифтинг. Как говорят поляки, «з дештю под рынну» – «из-под дождя под водосток». Сейчас я выступаю как судья.
«Be Dagestan. Be уourself»
В конце концов мы все равно возвращаемся туда, откуда пришли. У меня был слоган «Be Dagestan. Be уourself» на конференции в Загребе, где я рассказывала про республику. Он про то, что можно быть открытым ко всему в мире и в то же время оставаться собой. Человек, который любит себя, не будет ненавидеть другого.
Дагестан изменился за год. Легче стали принимать другое, чужое. В некоторых местах я даже видела, что девушки открыто курят. Не говорю, что это хорошо, зачем курить, как говорится. Но относиться стали проще. Хорошо быть открытым к чужому и не забывать про свои корни. Это чудесно. Но я боюсь, что, когда что-то долго запрещали, а потом дали, ты хочешь это взять все и забываешь о чем-то главном внутри. И переходишь границу.
Дамир Саидгазин
Читайте также:
Ольга Брейнингер: Из Махачкалы увезу саблю и дружбу
Расплескалась синева. Кубачинский зять Борис Войцеховский напек пирожков
Приключения Теодора Горшельта в России
Гунибская пирамида. Памятник героям
«Таксичное» производство. Махачкалинский таксист о странных клиентах и жадных коллегах
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta