Помидоры, а также петрушка, лимоны, рыба и другие дары природы вдохновили 35-летнего махачкалинца Артура Мамаева создать один из самых интересных на сегодняшний день дагестанских инстаграм-блогов — rinok2. Как несложно догадаться из его названия, блог этот посвящен ему — махачкалинскому Рынку № 2.
Помидоры — это хорошо. Особенно летом. «Но, брат, причем тут помидоры?» — спросите вы меня. А я отвечу: «Эээ, очень даже причем!» Потому что именно они, узбекские, продающиеся в одном из махачкалинских супермаркетов за безбожные 483 рубля за килограмм, стали причиной появления в Сети вот такого текста:
«Должно быть, эти помидоры прилетели из Узбекистана первым классом. А по дороге залетели в Дубай, отдохнули там в Феррари-парке, пошопились в Дубай-Молле.
Потом приехали в Махачкалу, сняли квартиру, да что там сняли… взяли каркас в рассрочку, сходили в спа, купили себе должность в пенсионном фонде, а сейчас настал час расплаты!
Хоть бы прикинулись тогда бараниной.
А вообще, это так по-махачкалински… набивать себе цену… когда на самом деле ты просто узбекский помидор…»
https://www.instagram.com/p/BwtQIJegytq/?utm_source=ig_web_copy_link
— Артур, сегодня блоги ведут практически все, но все больше — про себя. С чего вдруг ты решил сделать в «Инсте» страницу, посвященную рынку?
— Я несколько лет проработал в газете, был редактором отдела политики и замглавреда, а потом ушел в бизнес. Логистика с Китаем, онлайн-торговля… Все это хорошо, но однажды понял, что начинаю терять «писательскую» форму. И решил что-то с этим делать, но для начала — найти площадку для упражнений. Тут мне в голову и пришел рынок. Почему? Во-первых, я его часто посещаю. Во-вторых, для Дагестана вообще и Махачкалы в частности это место культовое. А в-третьих… Если у маленькой питерской пышечной есть инстаграм-аккаунт, то почему бы не сделать его для «второго» рынка? Тем более что тут огромное поле для контента.
— Это да. Но по собственному опыту я знаю, что люди стараются делать блоги не про то, что интересно в принципе, а про то, что зацепило именно их.
— Слушай, ну я с детства на этом рынке! Лет с 13-14-ти — когда еще в Махачкале не было магазинов за каждым углом — родители частенько отправляли меня туда за продуктами. Я прибегал на рынок, заходил в магазин, где продавали технику, рассматривал ее. Потом шел в магазин спорттоваров, где продавались красивые футбольные мячи. Затем подолгу стоял и следил за тем, как играют наперсточники… Мне всегда казалось, что я могу угадать, где шарик, но денег на игру никогда не имел, а то, что дали на продукты родители, проиграть боялся. Но особенно любил ходить сюда по выходным – в эти дни здесь несколько рядов занимал птичий рынок: люди продавали собак, кошек, попугаев, рыбок.
— Ну а сейчас? Часто на рынок бегаешь?
— Ага. Стараюсь покупать продукты именно там. На рынке всегда есть выбор и всегда можно попробовать товар. Хотя, увы, не как раньше, конечно, когда на нем торговало много тех, кто сам выращивал овощи и фрукты. Сейчас-то почти 100 процентов рынка — перекупщики. Но некоторых торговцев я помню еще с детства. Кто-то торгует тут уже несколькими поколениями.
Из блога rinok2:
«На главном рынке Дагестана возмущены ситуацией с театральной критикой в республике.
Всем давно известно, что главным дизлайком зрителей, которым не понравилось представление, являются помидоры и тухлые яйца, брошенные в актеров прямо на сцену. Эдакий яично-помидорный тир.
Яйца на рынке только свежие. Цена клетки варьируется от 150 до 200 рублей. А вот помидоров с признаками гниения сколько хочешь по 30-50 рублей за килограмм.
Но вопреки ожиданиям торговцев, продажи этих продуктов не выросли после волны негодования спектаклем «Охота на мужчин». В связи с этим хотим напомнить, что слово — не помидор, фингал под глазом не поставит. Поэтому предлагаем вернуться к классическим методам бытовой театральной критики. И впредь выражать свое недовольство более ярко и липко».
— Давай пофилософствуем. Как думаешь: что «второй» рынок значит для Махачкалы?
https://www.instagram.com/p/BwVGnrPAnD5/?utm_source=ig_web_copy_link
— Это, в первую очередь, выбор, которого так мало осталось в нашей стране. Да, большинство продуктов приходит от одних поставщиков, но у тебя есть возможность купить его у того или иного человека. Например, у угрюмой женщины, озабоченной тем, чтобы купить приданое дочке на свадьбу. Или у веселого мужика, давно вышедшего на пенсию и торгующего в свое удовольствие. А еще «второй» рынок — это тысячи семей, которые на нем зарабатывают. Это десятки тысяч людей, которые покупают на нем продукты для дома или точек общепита.
— Уменьшенный макет самой Махачкалы, ее концентрат и выжимка?
— Ну да. Махачкала давно превратилась в один большой рынок. Рынок квартир, машин, должностей, совести и куриц-гриль.
— Какова степень документальности rinok2?
— Так скажу: если бы я проводил на рынке больше времени, то, уверен, истории в блоге были бы еще невероятнее, увлекательнее и ярче. И еще добавлю: при наличии большого количества выдуманных историй все типажи и характеры, которые я описываю, чисто дагестанские. И проблемы, которые поднимаю, – тоже, потому что я пишу о том, что волнует простых людей.
— А еще ты размещаешь их фотографии. Люди не против?
— Я снимаю только тех, кто не возражает. И разговариваю только с теми, кто не против поговорить.
— И о чем тебе чаще всего рассказывают?
— Я обычно спрашиваю у продавцов про цены, происхождение товара. Мне это самому интересно, но есть и другая цель – хочется проводить для моих подписчиков ликбез по качеству тех или иных продуктов.
Аккаунт, безусловно, может рано или поздно вырасти во что-то прибыльное. Например, в службу доставки продуктов с рынка, которой в Махачкале до сих пор нет.
Из блога rinok2:
«В детстве отец следил за тем, чтобы дома всегда были яблоки. Маленькие, хрустящие, сладкие…
Мама покупала дорогие большие красивые яблоки, которые на праздники принято ставить на стол, но совсем невкусно есть.
В то время рынок не был завален кабардинскими или краснодарскими фруктами. Были либо дагестанские, либо иранские и турецкие яблоки. Местными яблоками, как правило, торговали те, кто сам их выращивал. Приносил рано утром в разноцветных ведрах и продавал перекупщикам или тем, кто покупает их для себя.
Если ведра было много, то можно было дождаться еще одного покупателя и купить с ним ведро вскладчину.
Сейчас яблоки не те. Да и не только яблоки…»
— Все меняется вокруг. И «второй» рынок изменится. Ты за перемены?
— Я, конечно, хотел бы, чтобы в Махачкале появилось больше продуктовых мини-рынков с качественной инфраструктурой для продавцов и покупателей. Но, что касается «второго» рынка, то уверен: он должен жить… Наш город — восточный, азиатский. А главная достопримечательность восточного города — его рынок. Стамбул, Касабланка, даже Дубай с его современным Дубай-Моллом — все эти города славятся рынками! И рынок этот должен быть живым, а не выстроенным по желанию властей с ряжеными продавцами и одинаковыми продуктами.
— То есть все дело в людях?
— Да, в людях. В продавцах, таксистах, проверяющих в белых халатах, ставящих печати на куриных тушках и мясе, в посетителях самых разных. В приезжих чиновниках, которые, чокаясь, в костюмах и галстуках пьют свежевыжатый гранатовый сок. В маленьком мальчике, виртуозно продающем лимоны. В продавщицах свежего хлеба, заманивающих покупателей, как сирены манили Одиссея. Во всех нас.
Из блога rinok2:
«Интересно, почему морковку называют корейской? Она ведь местная, горная. И готовят ли в Корее морковку по-корейски? Знают ли в Корее вообще, что такое морковь? А если и готовят, то с чем едят? Как я, с хлебом? Или с рисовыми лепешками? Палочками или вилкой? Каждый день или по праздникам?
— Девушка, вы морковку покупать будете? Уже пять минут стоите пробуете ее!
— Простите, задумалась. Дайте полкило».
Борис Войцеховский
Читайте также:
«Здесь такая движуха!» Увидеть Европу и… переехать в Дагестан
«Чем занимается? Шайтанов заставляет плакать». Подслушано в Дагестане
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta