Нурьян Наврузова – дагестанка, которая «подсадила» эстонцев на курзе. Она рассказала «Молодежке», тяжело ли было адаптироваться в чужой стране, правда ли, что все эстонцы «тормозят», и какие курзе самые популярные.
Нурьян родом из Новолакского района, родилась в семье лачки и чеченца, в Эстонию переехала к старшей сестре. Уже почти 20 лет девушка живет в Таллине. Вышла замуж, родила сына, освоила профессию журналиста, специалиста SMM, отучилась в кулинарной школе. И нашла свое призвание в изготовлении курзе. Сначала для «своих», а теперь уже и на продажу.
— В Таллине жила моя старшая сестра. Сложнее было не приехать туда, а остаться. Интегрироваться, адаптироваться. Учить совсем неизвестный тебе язык, после учиться на этом же языке, приобщаться к культуре и ментальности. Представление об эстонцах у меня было только через музыку, кинематограф и географию в школе. Яак Йоала, Тынис Мяги, Анне Вески — эти имена были на слуху, я обожала актера Лембита Ульфсака. Еще знала, что в Эстонии чисто. И это правда.
Стереотипы? Это, конечно, моя любимая тема. Я работала приглашенным русскоязычным редактором на одном эстонском онлайн-портале. В качестве отдушины прилагалась колонка, где раз в месяц я писала про стереотипы. Они есть и здесь. Но благо я еще ни разу не сталкивалась с агрессивным мышлением в свой адрес. Конечно, частенько пародируют кавказский акцент (это вообще святое), а один знакомый при виде меня мог издать звук автоматной очереди. Но это скорее даже смешит меня. Ну не верится людям, что у меня во дворе не закопан АКМ. Больше, конечно, меня удивляло и расстраивало, что большинство спрашивает, правда ли, что у вас женщины не имеют ни прав, ни голоса. Но эти мифы я развенчивала, когда работала в газете.
А по поводу эстонской неторопливости. Ну, этот стереотип тоже меня заставляет улыбаться. Ну да, есть иногда ощущение, что все на релаксе. Думаю, просто мы живем в северной стране и нам нельзя попросту тратить энергию. Мы ее накапливаем, на всякий случай. Зима близко.
К примеру, когда возвращаюсь в Дагестан, я даже заметно для себя «притормаживаю». Не сразу понимаю, чего от меня хотят и над чем уже все пару минут смеются. И обязательно кто-то отметит: типа, не дергайте ее, она из Эстонии приехала, через недельку включится в наш ритм. И это правда! Через неделю я всех и все понимаю быстрее.
***
— Я осознанно не меняю гражданство. Для меня важно иметь возможность полететь к маме в любую минуту, не зависеть от виз, как если, например, у меня было бы гражданство Эстонии. Но я уже сдала экзамены на категорию языка и получила постоянный вид на жительство в Европе.
Гражданство получить, может, и не так сложно. Нужно прожить в Эстонии пять лет, сдать языковой экзамен и экзамен на знание конституции страны, — в принципе, это все. Эстонский язык — сложный. Не зря он стоит на пятом месте по сложности после китайского, японского, арабского и корейского. В языке 14 падежей! Но зато у меня с выговором отдельных букв алфавита не было сложностей. В лакском языке есть буквы с таким же произношением.
Сталкивалась ли с негативным отношением к себе как к русскоговорящей? Может, были моменты, когда я думала о пропагандируемой в СМИ неприязни местных жителей к русскоговорящим. Но лично я с этим не столкнулась ни разу. У меня был опыт работы в полностью эстонском коллективе, у нас много эстоноговорящих друзей, и в нашей семье есть эстонцы. Все всем всегда рады! Меня тут называют «горная эстонская лачка».
***
— В Эстонии я знакома с представителями азербайджанской диаспоры, грузинской, татарской. Они открывают свои рестораны, кафе, знакомят со своей культурой окружающих. Сюда часто приезжают ансамбли народного творчества, да и сами они выступают на разных мероприятиях, которые организовывает городская управа.
Дагестанцы в этом смысле практически не были представлены.
И я немного с завистью смотрела и думала: ну почему и нас тут нет? Ведь и нам есть что показать, чем кормить и что рассказать. И когда мне хотелось поесть чего-то близкого к нашей национальной кухне, я шла либо к азербайджанцам, либо к грузинам, либо к узбекам. По сути, это чувство и стало толчком к основанию #thekurze.
Я хочу, чтобы все знали, что Дагестан — это не только соседствующая с Чечней республика на карте мира. А что это – регион, где бок о бок живут представители многих национальностей, говорящих на своих родных языках, где у каждого свои традиции.
Но совсем недавно я узнала, что и наша диаспора тут тоже есть. Пару месяцев назад я искала помещение для своего бизнеса. Увидела объявление, поехала на встречу, а владельцы оказались аварцами, которые родились тут, но благодаря отцу стараются чтить и хранить традиции. Они-то мне и рассказали, что есть небольшая диаспора и что раньше они встречались чаще, организовывали некие культурные вечера, и сам владелец помещения держит руку на пульсе событий в Дагестане, его приглашают на радиостанции, где он рассказывает про культуру народов, проживающих в Дагестане. Это, конечно, была очень трогательная встреча. Мы живем в одном городе (а город все же у нас небольшой), в одном районе и ничего друг про друга не знали.
И, конечно же, после нашей встречи на мой аккаунт в «Инстаграме» стали подписываться местные дагестанцы.
***
— Я считаю Эстонию очень открытой страной для представителей разных культур. И в плане бизнеса в том числе: государство готово финансово поддерживать интересные проекты и разные стартапы. Эстония — маленькая страна, но она очень много вкладывает в развитие и сохранение своей культуры и традиций. Тут популярен крафт, то есть все, что изготовлено людьми, освоившими ремесло и производящими свой продукт не на заводах, а в маленьких мастерских, маленькими партиями, по индивидуальным рецептам или технологиям. И это всегда высокое качество или натуральные ингредиенты.
Наверное, в этих направлениях можно предположить схожесть с Дагестаном. И у нас ведь развито ремесло, и мы, как я чувствую, хоть и издалека, стараемся сохранить свою культуру. Это очень важно для маленьких народов.
***
— Тема курзе появилась год назад. Но это не было мимолетной идеей. Это история с долгим предисловием. Я всегда хотела, чтобы у меня было кафе. Ну, типа я владелица кафе, и всё на этом. А какое кафе, что и как там делать — меня мало беспокоило. Спасибо моему супругу на тот момент, что он не инвестировал в мою дурную идею ни копейки. Я бы давно обанкротилась, даже и не открывшись. Он требовал от меня бизнес-плана, а я толком не знала, что это и с чем едят.
Все случилось именно год назад, когда я закончила всевозможные институты, поработала по профессии и вне профессии. Когда я выросла и поняла, кем я хочу стать. Почему курзе? Очень просто: я их очень любила, и мне их дико не хватало, правда. Пыталась покупать у грузин хинкали, у узбеков — манты, но они мне не заменяли того вкуса, по которому я тосковала. И тогда я просто начала их готовить. Сначала для близких. Добивалась того идеального вкуса, которого хотела. А потом уже и на заказ. Первого заказа не было, было 15 первых заказов!!! Это, конечно же, были друзья-знакомые, но они ни разу не пробовали этого и не могли поверить, как я повернулась в сторону кулинарии.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Наше блюдо встретили как президента! А если серьезно, у людей до сих пор восторг. На курзе всегда очередь — месяц. И люди готовы ждать. Есть заказчики, у которых, как я говорю, абонемент: то есть раз в три недели нужно доставить по десять килограммов, например. Недавно на интервью для радио я сказала, что в иерархической ступени мира пельменных курзе прочно стоят между мантами и хинкали.
Внешний вид — это вообще важный момент, такой же, как и вкус. Эта косичка, она должна быть идеальна. В ней весь мой перфекционизм.
Пожалуй, чаще других заказывают курзе с бараниной. Их заказывают люди, которые точно знают, какой вкус они хотят получить. Это настоящие гурманы. Отдельная тема – овощные курзе. У нас очень много вегетарианцев, мне кажется, у них такой скудный выбор в наших широтах. А курзе с тыквой или крапивой – это абсолютно новые вкусы для эстонцев. Хотя и тыква, и крапива у них очень популярны. Кстати, килограмм крапивы стоит в магазине 45 евро.
А идеи с цветом — это уже моя творческая сторона. Обожаю эксперименты, не люблю однообразие. И идей еще много!
В идеале я хочу маленькое кафе при производстве, у нас это популярно. Где можно прийти и поесть или унести с собой. Но еще будут чуду обязательно, скорее всего, будет хинкал. Я не готова к большому меню, для начала важно донести суть, с минимальной адаптацией блюд.
Анастасия Расулова
Читайте также:
Наида Аббас – дагестанка, которая украшает восточных принцесс
«Кукла всегда рада удочерению»
Дагестанский композитор в США пишет музыку для фильмов
Лучший кондитер живет в Дагестане
Архитектор своей жизни. Как махачкалинка стала доктором наук в Германии
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta