В минувшее воскресенье на дрифт-площадке Грозного было шумно и пыльно. Шумели и пылили горячие горские парни – любители погонять на машинах из Дагестана, Ингушетии и самой Чечни. Дрифтеров должно было быть намного больше – из всех республик Северного Кавказа, но жаркая июньская погода, видимо, напугала некоторых участников.
Теоретически дрифтинг делится на несколько видов: простые повороты, которые означают небольшой изгиб в сторону, сложные повороты, содержащие S-образные изгибы, а также зигзаги и опасные повороты со множеством изгибов на дорожном покрытии или грунтовке.
Профессиональное управление всегда начинается с постижения основы знаний в теории. Для любого водителя практика, которая закреплена десятками тысяч километров и годами, становится постепенно естественной и гарантирует безопасность на дороге.
По словам дрифтера из Махачкалы Руслана Юсупова, автоспорт – дорогое удовольствие.
«Свой BMW я переделал в дрифт-кар практически из подручного хлама: полностью переварил, выровнял и усилил кузов, поставил спортивную подвеску, атмосферный двигатель на 250 лошадей… По сравнению с автомобилями профессиональных дрифтеров мой BMW – это машина-конструктор, сделанная из ничего. Глядя на нее, можно только улыбаться. А вообще, чтобы на равных конкурировать с динозаврами дрифта, в авто нужно вложить порядка 20 тысяч долларов. Плюс постоянные расходы на запчасти, бензин, масло, резину… — поясняет автогонщик. — Для начала подойдет обычный заднеприводный автомобиль с заваренным задним дифференциалом, чтобы два колеса крутились вместе. Чем мощнее машина, тем проще управлять ею в заносе и тем легче она будет «плавать» по асфальту. Очевидный плюс – если у железного коня легкий двигатель. Начинающему отлично подойдет BMW, Ford Sierra. Есть знаменитая японская Toyota Corolla E86, в простонародье называемая «хачи-року» – в дословном переводе «восемь-шесть». Эта машина практически сразу готова к дрифту. Она хоть и со слабеньким мотором, но довольно легкая, и поэтому хорошо скользит боком».
Руслан занимается дрифтингом чуть более пяти лет, хотя душа рвалась в автоспорт, еще когда был подростком. Но отец запрещал – боялся за здоровье и жизнь сына, да и считал это никчемным занятием. Вместе с Русланом его 13-летний сын Мурад. Он увлекся автоспортом, когда только-только начал ходить. И не первый раз посещает с отцом подобного рода соревнования.
– Шлем – обязательный атрибут дрифтера, — говорит автогонщик из Махачкалы, протягивая сыну белый шлем вроде того, что показывают в американских фильмах на местных конных полицейских. – Правила безопасности должны соблюдать все и в обязательном порядке.
– Что скажешь об уровне дагестанских дрифтеров?
– Наш дрифт сейчас находится на стадии яслей. Основная проблема – негде тренироваться, поэтому приходится ездить в Чечню, Краснодар, Ростов и так далее. Туда, где развит этот вид спорта. Где в него вкладывают немалые деньги – есть команды, спонсоры, турниры. Дагестанские дрифтеры – это одиночки, которые кое-как смогли себя организовать, собраться вместе на обычных автомобилях, доведенных до ума чаще всего собственными руками. Думаю, наши ребята, если создать им подобные условия, смогли бы ездить не хуже. Поверьте, если молодежь будет заниматься дрифтингом, то забудет о своих пагубных привычках.
— Да ладно. У нас каждый пьяница – дрифтер, как до руля дорывается…
— Все «принятое» будет только мешать. Идеальное состояние человека за рулем – спокойствие, хладнокровие. В дрифте гонщик должен чувствовать каждый миллиметр авто. Алкоголь этому, как правило, не способствует. Мне достаточно драйва и адреналина, который получаю от езды, зачем химию употреблять? Нам это не нужно.
Пока Руслан готовится к выходу на дрифт-площадку, парни из Чечни вовсю рассекают на своих железных конях, только и слышны свист шин и резкие удары по тормозам.
Адам Цинаев из Грозного – руководитель площадки по дрифту. Говорит, что начинают освоение техники дрифта с отработки разворотов на 180, 90 и 360 градусов на ручнике.
«Вообще, в дрифтинге ручной тормоз играет настолько важную роль, что без ее понимания двигаться дальше бессмысленно, — делится информацией Адам. — Все профессионалы начинали именно с этого. Чтобы развернуться на сто восемьдесят градусов, нужно разогнаться до сорока-шестидесяти километров в час, выжать сцепление, повернуть руль в сторону поворота резким движением и держать ручник поднятым в течение секунды. После разворота нажимают по тормозам. Чтобы повернуть на девяносто градусов, также разгоняются, выжимают сцепление, резко поворачивают руль и дергают ручной тормоз. При этом необходимо контролировать угол поворота и поднятый ручник. Кроме того, здесь важно учитывать и скорость вхождения в поворот. Далее отпускают ручник, понижают передачу и продолжают движение».
По словам чеченского «заносчика», для выхода на 360 градусов разгоняются до скорости от 40 до 80 километров в час, при выжатом сцеплении понижают передачу, не снижая оборотов, поворачивают руль и дергают ручник.
«При выходе на 180 градусов ручник и затем сцепление отпускают, после чего жмут педаль газа в пол. Кольцевое скольжение совершается газом, сцеплением и рулем», — говорит Адам.
— А несчастные случаи были? Все-таки, кажется, опасный вид спорта.
— Только один раз я отвлекся – следил за своим соперником и врезался в стену, благо отделался легким испугом. А так я не скажу, что это опасный вид спорта, если быть внимательным и собранным. Опыт очень важен, а он приходит с возрастом. Если говорить о критериях отбора, то есть техтребования к автомобилю. Но самое основное: он должен быть заднеприводным. На переднеприводном никто не дрифтит. Точнее дрифтят, но недалекие люди. Мы очень серьезно относимся к безопасности. Все пилоты экипированы по правилам. Техкомиссия за этим следит. Для зрителей трасса оборудована по требованиям безопасности: это бетонные блоки в зонах вылета и обязательно забор.
При подготовке автомобиля к дрифту не стоит сразу гнаться за максимумом, будь то мощность двигателя, размер тормозов или угол выворота, считает Рашид из Ингушетии, который рассекает на «копейке».
«Для летних соревнований мощности нужно больше, потому как сцепление шин с асфальтом, конечно же, гораздо лучше, чем со льдом или снегом. Лучший способ получить большую мощность, не потеряв в надежности, — это замена жигулевского двигателя на 16-клапанник ВАЗ. Даже стандартный 16-клапанный двигатель сделает ваш болид конкурентоспособным по мощности. Это не такая сложная операция, как может показаться на первый взгляд. Есть готовые решения практически по всем узлам и деталям, которые потребуют замены при этом. В дальнейшем на 16-клапанный двигатель можно установить доработанный впуск, тюнинговые распредвалы и даже турбонаддув».
По словам Рашида, «классический» двигатель можно турбировать, даже получить хорошую прибавку мощности, но при этом потерять в надежности.
— Я что-то не вижу ни одной девушки за рулем…
— Девушки-дрифтеры тоже есть, но на одну площадку с нами они редко выходят, да и не так много их. Многие думают, что этот спорт не для женщин. Смелых девушек, которые берут машины у своих парней, – много. Мало кто доходит до серьезных соревнований.
— Заработать на этом спорте можно?
— Не скажу, что это прибыльно. Мы зарабатываем на других коммерческих мероприятиях. Дрифт — для души скорее. Тут нет рамок, в отличие от мероприятий в других городах.
Ума Саадуева
Читайте также:
Горцы поймали волну. Как в Дагестане осваивают сапбординг
Карты, трек и два руля. Корреспонденты «Молодежки» возомнили себя шумахерами
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta