Литература о том, как быть частью природы, а не простым пользователем
В сибирских лесах пожары, которые «экономически невыгодно» тушить. По данным Greenpeace, огонь охватил четыре миллиона гектаров тайги, и это не предел. Дым от пожарищ подбирается к Аляске и Монголии, а эксперты предсказывают глобальную экологическую катастрофу.
Печальный опыт подсказывает, что лес необходимо спасать не только от стихийных пожаров, но и от людей. Вашему вниманию подборка литературных произведений, которые вдохновят на особое, бережное отношение к природе.
Александр Грин. «Окно в лесу»
Забудьте слащавого Грина, который призывал верить в мечту и чудеса. «Окно в лесу» – в нем нет лесной романтики и белочек, весело скачущих в ветвях. В этом лесу ветер «сырой и резкий», равнины — «зловещие», голод превращается в «жадный, беззвучный крик тела», а солнцу так страшно в этих землях, что оно спешит скрыться. Малышка Ассоль не прибежала бы сюда. Даже за принцем. А Томас из «Бегущей по волнам» был бы рад своему изгнанию в открытое море.
В двухстраничном рассказе уместилось больше напряжения, чем в какой-нибудь «Беренике» Эдгара По. Чтобы докопаться до такого Грина, конечно, нужно двинуться дальше школьной программы.
В ночь, которая будет «свирепствовать подобно душе преступника», Грин утащит вас в этот страшнючий лес, заставит померзнуть на холоде, даст надежду и свет в окошке лесника, заставит расслабиться, а потом швырнет в бездну человеческой жестокости. Все перевернется с ног на голову. Охотник окажется тем, кто охраняет, лесник — тем, кто убивает.
Владимир Арсеньев. «Дерсу Узала»
Дерсу Узала — человек природы, проводник, который на easy понимает животных, читает следы, а Уссурийскую тайгу знает как свои пять пальцев. Реальный исторический персонаж, между прочим.
Книга, конечно, не про одного человека. А про тайгу, про опасность и выживание, про животных и про то, какая же все-таки судьба — индейка: ведь вот сохранила главному герою (единственному из всей семьи) жизнь во время эпидемии оспы, оберегала его в суровой Уссурийской тайге, а от шайки бандитов не уберегла. Посыл заезженный, но не теряющий актуальности: человек — вот самый страшный зверь, и иногда угрюмая дремучая тайга безопасней тихой полянки за городом.
Кстати, в 1975 году Акира Куросава за кинокартину с одноименным названием даже отхватил Оскар в номинации «Лучший иностранный фильм».
Константин Паустовский. «Повесть о лесах»
Михаил Пришвин. «Женьшень»
Виталий Бианки. «Лесная газета»
В детстве казалось, что Паустовский, Пришвин и Бианки, организовав тайный сговор, монополизировали все учебники русского языка и чтения. Эта троица «развращала» детские умы всякими лесными историями, пропагандировала доброе отношение к животным, пытала своими пространными описаниями лесов-полей-озер-лугов, а учителя заставляли все это дело пересказывать. Откроешь учебник русского языка — и в девяноста случаях из ста пропущенные буквы нужно будет вставить в текстах вышеупомянутой троицы.
Бианки, например, очень сильно устарел. Его и тогда было скукой смертной читать, а сейчас и подавно. Пришвин красиво пишет про красивое, но это все его достоинства. А вот Паустовский как-то сильнее запомнился. Возможно, потому что всегда очень требовательно смотрел со страниц учебника своим пронизывающим взглядом из-под бровей. Но писали все трое лирично и с любовью.
Анекдот в тему: «Алло, здравствуйте! Тут неподалеку вперемешку с птичьим клекотом и ненавязчивым шепотом ветра, будто озаряя багрянцем зеленеющие волны березовой рощи, обдавая жаром, словно летнее солнце в разгар знойного душного июльского лета, испуская легкую дымку подобно поднимающемуся туману от раскинувшейся глади озера на рассвете, распугивая лесных обитателей – работящих бобров, мудрых ежей и беззаботных свиристелей, – догорает дом-музей Пришвина. Нет, высылать пожарных теперь уже не нужно».
Петер Вольлебен. «Тайная жизнь деревьев»
Вы знали, что хвойные деревья делают воздух почти стерильным? Что дерево грецкого ореха отпугивает комаров? Нет? А то, что, оказывается, существуют специальные «похоронные» леса? И что деревья вполне себе социальны, не знали, конечно, тоже. Социальны еще как! И на выручку друг другу даже способны прийти, поделиться питательными веществами, поддержать своих больных или умирающих товарищей.
Нет, «Тайная жизнь деревьев» – это не увесистый научный труд какого-нибудь профессора. Эти самые профессора вообще набросились на бедолагу Вольлебена. Типа, куда ты лезешь, неученый, все у тебя там враки в книжке твоей. Но даже если и враки, читается очень легко и интересно, потому что Петер Вольлебен – сам лесник и пишет про лес и деревья с огромной любовью. На научность не претендует, а пишет о своих наблюдениях и размышляет, что да почему. На клен, который уже двадцать лет растет во дворе, взглянете по-другому. А потом заметите за собой странную особенность – «взглянуть по-другому» захочется на все деревья вокруг.
Луис Сепульведа. «Старик, который читал любовные романы»
За главным героем «Старика», в отличие от самого Луиса Сепульведы, который и писатель, и политический деятель, и правозащитник, переживший пытки, тюрьму, побег и изгнание, ничего выдающегося не водилось.
Антонио Хосе Боливар Проаньо – охотник, а еще доильщик змей. В сезон дождей, когда работы почти нет, Антонио развлекается чтением любовных романов. Живет-то он, может, и скучно, но вам это нисколько не помешает проникнуться атмосферой амазонской сельвы. И шум дождя услышите, и шуршание змеи в листве, и перекличку обезьян, и песни диковинных амазонских птиц. Сепульведа завлечет вас в этот мир, заставит гореть праведным гневом из-за непроходимой людской тупости и влюбит в амазонские леса. Книга небольшая, но удивительно емкая. В ней и притча о том, что нельзя брать от леса больше, чем нужно, и о любви к природе и ее обитателям, и боль за будущее сельвы.
Ася Магомедова
Читайте также:
Человек-«библиотека», или Как прочитанное обратить в рубли
Что почитать в 2019-м. Пять книг, на которые стоит обратить внимание
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta