Древняя легенда гласит, что раньше небо было голубее и вода мокрее, что книга всегда лучше, а над экранизациями игр висит нерушимое проклятие. Действительно ли оно такое уж нерушимое, разбираемся.
Сначала топ-5, пожалуй, лучших экранизаций компьютерных игр
«Смертельная битва» (режиссер Пол У. С. Андерсон, 1995 год)
В 1995, когда Пол Андерсон еще не был поглощен всякими «Обителями», вышел фильм, который обзавелся статусом культового почти мгновенно. Рецепт успеха был прост: не особенно мудрить с сюжетом и по возможности придерживаться оригинала. На выходе получился крепенький боевичок. А от вступительной композиции Джорджа С. Клинтона некоторые олды до сих пор способны пустить слезу умиления. «Смертельная битва» удивительнейшим образом сумела не потеряться на фоне вала боевиков 90-х и завоевала репутацию хорошего «игрокино».
«Лара Крофт: расхитительница гробниц» (Саймон Уэст, 2001)
Сложно придраться к фильму, во вселенной которого ходит, дышит и разговаривает Анджелина Джоли. Олдфаги негодуют, потому что из-за этой самой Джоли никто уже не вспомнит низкополигональную модельку из 1996 года. Алисию Викандер, слава Богу, тоже. Лара была обречена на успех. Она красива, умна, богата, владеет боевыми искусствами, так еще и герцогиня, словом – фем-икона и ночная геймерская греза.
«Сайлент Хилл» (Кристоф Ган, 2006)
У Сайлент Хилл было все, чтобы по праву зваться эталоном жанра survival horror. Тут вам и атмосфера, и горы саспенса, и необъяснимые явления, и запоминающиеся монстры, и, конечно, огромная фанбаза, которая сразу ощерила пасть, стоило только режиссеру Кристофу Гану покуситься на экранизацию. Но когда фильм все-таки вышел, фаны всплеснули руками. Ба, да вышло-то, оказывается, вполне себе годно! Не зашла экранизация, наверное, только каким-нибудь гейм-ортодоксам.
«Принц Персии: пески времени» (Майкл Ньюэлл, 2010)
К «принцу» приложил ручку сам Джерри Брукхаймер, который могет в киноаттракционы. Джейк Джилленхол плюс двести миллионов бюджета, плюс толковая постановка и наличие других, действительно играющих, а не юродствующих, актеров обеспечили фильму успех. Несмотря на то, что сюжетное сходство с одноименной игрой 2003 года минимальное, «Пески времени», безусловно, красивы, даже аутентичны. Критики сначала поплевались, а затем их осенило – не все так плохо.
«Обитель зла» (Пол У.С. Андерсон, 2002)
«Обитель зла» у обычных людей ассоциируется в основном с долгоиграющей Милой Йовович и с таким же долгоиграющим Полом Андерсоном, которого мы по другим проектам уже и не помним. Тут всё по классике. Один раз сделали хорошо. Поняли, что «пипл схавал», и решили двигаться дальше. Но дальше «пипл хавал» не так охотно. И каждый раз Андерсон вроде бы ставил точку, заявляя, что вот он, конец уже близок, и фаны покупались, делали фильму кассу, а конец все отдалялся. Неизвестно, сколько еще «обителей» нам придется пережить, но поговаривают, что будет еще сериальчик. Но несмотря на то, что кинофраншиза общего с играми имеет чуть более, чем ничего, первая часть – вполне кошерна. Конечно, только в том случае, если игрушку вы не юзали.
А теперь – Болл
«Один в темноте» (Уве Болл, 2005)
Поговаривают, что Уве Болл наместник Сатаны на земле, иначе никак не объяснить ни его фильмы, ни то, как ему удается затаскивать в них хороших актеров. К труппе постоянно гастролирующих с Боллом Кристанны Локен, Майкла Паре и Брендана Флетчера попеременно присоединялись то Кристиан Слейтер, то Джейсон Стэтхем, то Тиль Швайгер.
К большому сожалению, герр Болл плотно засел на ниве «игрового» кино. Благодаря его трудолюбию у нас есть «Бладрейн» (целых три части), «Во имя короля» (снова в трех частях) и «Один в темноте» (к счастью, всего в двух частях). В фильме «Один в темноте» плохо все: спецэффекты, сценарий, актерская игра, операторская работа. Отдать прародителя всего жанра survival horror на потребу Боллу — это как плюнуть в свой же утренний кофе.
«Супербратья Марио» (Рокки Мортон, Аннабель Янкель, 1993)
Жить с осознанием того, что в мире существует экранизация Super Mario Bros, – та еще ноша. Знать, что музыку к экранизации писал Алан Сильвестри, — тяжелее вдвойне. В 1993, когда Уве Болл только разогревался, снимая безобидные трэшачки, Мортон и Янкель выдали на суд общественности нечто, что лично они с уверенностью посчитали киноадаптацией игры.
В случае с Super Mario Bros все просто. После просмотра зритель задается только одним вопросом: зачем?! После рекордных тиражей, позволивших «игрушке» пробиться в «Книгу рекордов Гиннесса», от экранизации хочется откреститься и забыть, как страшный сон, переехав во вселенную, где Мортон с Янкель никогда не встречались. Впрочем, спустя двадцать шесть лет над фильмом можно от души «поржать» и благодушно махнуть рукой. Удивительное дело – фильм оказался настолько плох, что приобрел статус культового.
«Бладрейн» (Уве Болл, 2006)
Наверное, в 2002 году разрабы из Terminal Reality не могли себе даже представить, что, пережив атаки нацистов Третьего рейха и вампиров во второй части, красноволосая Бладрейн попадет в руки к боссу, из лап которого не выбирается никто. Игра – крепкий середнячок явно не заслуживала такого конца. На этот раз Болл каким-то невероятным образом затащил в свой очередной «шыдевар» Бена Кингсли. О том, угрожал ли он Кингсли или просто отвалил кучу бабла, история умалчивает. Но то, что Кингсли замарался, – факт. Болл на достигнутом не остановился, сняв еще два (!) сиквела.
«Уличный боец: легенда о Чун Ли» (Анджей Бартковяк, 2009)
В 1994 году Ван Дамм отказался играть в «Смертельной битве», выбрав более выгодный, как ему казалось, проект «Уличный боец». И вот в 2009 году зачем-то взялись за сиквел (или что это вообще было). Все оказалось настолько плохо, что прошаренные заподозрили неладное. Но нет, вопреки подозрениям, Уве Болл к этому фильму отношения не имеет.
Есть слово, емко описывающее всю эту кинокартину, — халтура. Единственная нехалтурная штука в этом фильме – попил бабла. Как и во что умудрились сунуть почти двадцать миллионов долларов бюджета — загадка. В общем, не смотрите. Или посмотрите и забудьте. А лучше в игру поиграйте.
«Во имя короля: история осады подземелья» (Уве Болл, 2007)
Сюжет Dungeon Siege — вполне себе РПГ-шный. Забытый и мало что из себя представляющий (до часа «икс», конечно) главный герой вдруг становится избранным. Миссия – уберечь мир от зла. В 2002 году игра соперничала в звании лучшей с Neverwinter Nights. Не победила, потому что в те годы канадцы из Bioware еще умели делать игры.
Шли годы, Dungeon Siege обзаводилась дополнениями, продолжениями, обрастала модами. Короче, все у нее было хорошо. До 2006 года… Худший фильм, худшая мужская роль второго плана, худшая женская роль второго плана, худший сценарий, худшая экранная пара. Несложно угадать, чья загребущая лапа накрыла права на экранизацию. А ведь персонаж, прозванный недоброжелателями Уве Боль, на полном серьезе полагал, что «Во имя короля» станет вторым «Властелином колец». Невнятный сюжет, картонные актеры и почти анекдотично смешной Рей Лиотта в роли злодея разрушили планы маэстро (и слава Богу!).
Ася Магомедова
Читайте также:
Вымрут пчелы – и нам трындец. Киноподборка об экологии
Правосудие настигнет каждого. Неважно за что. Фильмы о невинно осужденных
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta