Кумыкский театр в Махачкале принял 650 человек, пришедших на восьмой фестиваль сообщества «АниДаг» – дагестанского объединения молодых людей, увлеченных корейской, японской и гик-культурой. Затем пришлось закрывать двери – все желающие не помещались. В отличие от прошлого раза, когда в дело вмешались нефестивальные люди, обошлось без происшествий. Усиленная охрана не понадобилась.
«Я не знаю, что было в прошлом году, в этом я видел прекрасных детей, которые занимаются творчеством», — высказался о фестивале директор Кумыкского театра Скандарбек Тулпаров.
У здания театра в этот день, 20 октября, стояла полиция. Пропускали посетителей через металлодетектор. Электронные, по предварительному заказу, билеты стоили 400 рублей, купленные на месте — 500. И тематические браслеты в подарок.
Сразу после рамок металлодетектора начиналась ярмарка. Людей в фойе было так много, что дышалось с трудом. Молодежь часами разглядывала фотозоны с любимыми играми, носочки, деревянные и обычные значки, украшения ручной работы, пряники на заказ. Тут же проводились мастер-классы по росписи маски в стиле кицунэ (японское название лисы). Кто-то рубился в гвинт – настольную карточную игру из вселенной «Ведьмака».
На видном месте бумажный Тоторо – персонаж анимефильма «Мой сосед Тоторо», дух-хранитель леса, большой и пушистый обаятельный зверь, который живет в чаще и окружен духами поменьше. Символ мероприятия.
В три дня все перешли в зал на концерт. Это самая важная для участников часть мероприятия. Их 200 человек на 450 зрителей. «Все билеты проданы». На сцене танцевали, перевоплощались в любимых персонажей из мультфильмов, клипов, фильмов или сериалов. И всё – сами: сами шьют костюмы, сами наносят грим и сами делают парики.
Любители перевоплощаться в героев, косплееры — их в Махачкале около 20. И два-три косбенда — групп косплееров. Каждый год приходят новые участники с новыми идеями, но есть и «старички» – 6–7 человек.
«Мой персонаж — из аниме «Моя геройская академия», его зовут Даби, он злодей, — рассказывает косплеер Лейла. — Я участвую в гик-фесте во второй раз. Косплей сшила сама. Только футболка куплена и штаны – это базовые вещи, их шить бессмысленно. Родители рады, что я занимаюсь еще чем-то, кроме работы, и они мне говорят — делай что хочешь, главное, чтобы тебе это нравилось».
Камила тоже изображает персонажа из «Моей геройской академии»: «Я в костюме Шото Тодороки. Сама шила. На заказ вещи обычно не очень хорошего качества, но на это много денег на самом деле уходит. На один костюм у нас девочка в косбенде потратила 15 тысяч, очки только в 2000 обошлись, а у меня вышло около 5000. Мама мне помогала с деньгами. Она хотела прийти, но у нее не получилось из-за работы. В этом году здесь все намного организованнее и безопаснее».
Первоначально «АниДаг» проводило аниме-фестиваль, потом он стал фестивалем азиатской культуры, а сейчас это гик-фестиваль (гиками называют фанатично увлеченных чем-то людей, — поясним для тех, кому за 30). Гикфест — для тех, кто увлекается и японскими, и корейскими сериалами, фильмами, мультфильмами, играми, комиксами. Кажется, гики знают о них не меньше, чем их создатели.
Родители, впервые попавшие на фест, признавались, что мало понимают в аниме, но им любопытно и они внимательно наблюдают за происходящим, разговаривают с детьми, узнают, во что они играют.
«Мои дети растут с соблюдением всех требований ислама. Однако это им не мешает думать и самовыражаться, — говорит зрительница Сельвира, пришедшая с двумя детьми-подростками. — Можно надеть на человека хиджаб, но как можно убедить человека, что под хиджабом нельзя носить мысли? Есть человек, его сущность, свобода и определенные границы, которых он должен придерживаться. Пока он за эти границы не переступил, какое у нас есть право его осуждать? От фестиваля я в полном восторге, дети тоже в восторге. Это одно из немногих событий в жизни Дагестана, которое позволяет детям прикоснуться к чужой культуре. Там такие косплееры, мне хочется показать всем, что могут сделать наши подростки, на что они способны, какое у них воображение, насколько талантливы у нас дети. Мы очень довольны происходящим и в будущем году мы бы хотели даже участие принять, не то что прийти просто как посетители».
«Было видно, что ребята все это делали сами, на фестивале не было руководящей роли партии или руководящей роли старших, — отмечает журналист и общественница Светлана Анохина, которая пришла на фест в остроумной накидке с надписью «Япона мать» на спине. — И это же прекрасно, когда дети сами организуются, репетируют, готовятся, участвуют в викторине, выбегают на сцену по приглашению, разбиваются в команды. Сначала был заполнен только зал, но когда я увидела, что заполняется балкон, то есть народу не хватило места и он побежал наверх, я поняла, как это для них важно, какая это для них радость. Обычно мы сталкиваемся с тем, что школьников классами приводят на какие-то мероприятия, они там сидят и пытаются удрать, а здесь надо было платить за вход — и зал был забит. Я увидела кучу людей, которым это интересно, которые, придя в 12 часов, по ярмарке шатались до трех. И никто не уходил. Значит, это для них важно. Кто я такая, чтобы определять, что можно, а что нельзя, если я вижу кучу умненькой, думающей, играющей, веселой, креативной молодежи, которая хочет вот так? Я не представляю, какую наглость нужно иметь, чтобы говорить, надо или не надо, наше или не наше».
Саида Тучалова, организатор фестиваля, рассказала «Молодежке»: «Мы письменно договаривались о проведении мероприятия с директором театра. Он пошел нам навстречу, сделал много уступок, несмотря на то, что было в прошлом году с Аварским театром. За что ему и его команде огромное спасибо! Они сработали шикарно».
Предыстория
В прошлом году фестиваль «АниДаг-2018» должен был состояться в здании Аварского музыкально-драматического театра. Но во время его подготовки директор и пресс-секретарь театра потребовали у организаторов отменить мероприятие, сославшись на то, что им не нравится внешний вид участников. Именно они были первыми, по утверждению организаторов, кто начал оскорблять их и распространять в соцсетях сведения, порочащие их честь и достоинство.
Действия директора и пресс-секретаря привели к тому, что к Аварскому театру пришли больше сотни агрессивно настроенных мужчин, которые стали осыпать поклонников аниме угрозами. Приглашенные же для обеспечения порядка полицейские пропустили в зал агрессивно настроенных молодых людей, которые выкрикивали оскорбления и говорили подросткам, что они их «закопают», «расстреляют», «зарежут», демонстративно плевали в их сторону.
Десятого июля администратор паблика «Имамат Дагестана» в Instagram Ахмад Исрапилов, задержанный по подозрению в травле организаторов фестиваля, был приговорен к лишению свободы сроком на два года условно. Судья учел наличие смягчающих вину подсудимого обстоятельств (признание вины, раскаяние в содеянном, активную помощь следствию в раскрытии и расследовании преступления, положительную характеристику личности Исрапилова) и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Ранее, в январе, участники фестиваля просили прокуратуру привлечь к уголовной ответственности по ст. 282 УК РФ тех, кто, по их мнению, был причастен к срыву мероприятия (двух сотрудников МВД, директора и пресс-секретаря Аварского театра, а также Эльдара Иразиева, который призывал «не допускать разврат» и «мочить неформалов»). А также установить личности тех, кто высказывал угрозы в их адрес.
Советский районный суд Махачкалы в апреле отказал в административном иске участникам сорванного фестиваля аниме. Верховный суд Дагестана оставил решение без изменения. Адвокат участников концерта намерена обжаловать решение Советского районного суда в Верховном суде России.
Патимат Амирбекова
Читайте также:
«А вы говорите, «Джокер» – страшный фильм…»
Девушки, меняйтесь! В Махачкале прошла первая «шмоточная» вечеринка
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta