Мировой рекордсмен Заур Ибрагимов о правилах настоящих гонщиков
Илон Маск это интервью не одобрил бы. К примеру, здесь говорится о том, что электромобили – это не true. По крайней мере, так считает победитель всероссийских соревнований по всевозможным видам гонок Заур Ибрагимов. Он же — президент Федерации авто- и мотоспорта Дагестана. Недавно Заур вернулся с чемпионата страны по драг-рейсингу в Грозном, где «отжег» на BMW M4, установив мировой рекорд. Корреспондент «Молодежки» пообщался с рекордсменом и выяснил, где лихачили дагестанские любители скорости в прошлом (и где они могут делать это теперь) и когда в Дагестане появятся свои Хабибы и Забиты в мире гонок.
Нелегал из США
– Давай для непосвященных – что такое драг-рейсинг?
– Это гонки на 402 метра (1/4 мили) по прямой трассе. Зародился драг-рейсинг в США, потом перебрался через океан и в наше время очень популярен во всем мире. При этом в России такие заезды долго были нелегальными.
– Но любители погонять все равно находили выход?
– В Москве была своя сходка — они «снимали» аэродром в Подмосковье, устраивали там свои гонки. Я и сам принимал в них участие. Ну, а поскольку ребята, занимающиеся этими гонками, были больше, чем просто тусовкой, совместно с РАФ (Российская автомобильная федерация. – «МД») им удалось добиться легализации драг-рейсинга. И сейчас в России проводится множество официальных соревнований – от каких-то местечковых турниров до чемпионатов страны.
– В Дагестане подобная «сходка» существовала? Устраивались турниры? Я имею в виду – до того, как это стало легально.
– Сходка-то была, но турниры проводились крайне редко. Могу вспомнить только о двух соревнованиях, и ничего хорошего о них сказать не получится. Организаторы подошли к делу без души и спустя рукава. Никакой безопасности. Зрители выбегали прямо на трассу. Все закончилось очень быстро и со скандалом. Два-три заезда, и турнир отменили. Во второй раз была примерно та же история.
– А когда ситуация изменилась?
– Когда за дело взялись люди, которые действительно любят гонки. К примеру, я люблю. В Дагестане много ребят, которые интересуются драг-рейсингом. Каждую субботу вечером мы устраивали заезды. Сперва на участке при выезде из Махачкалы. Но там мы столкнулись с проблемой – людей, которые приходили на нас посмотреть, было слишком много. Они мешали, не получалось нормально погонять, это было попросту небезопасно. И мы переехали в Каспийск, на аэропортовское шоссе. На тот момент оно не было сильно загружено. По большому счету там ездили только те, кто направлялся в аэропорт. К тому же мы устраивали свои заезды после 11 вечера, когда поток машин был минимальный.
– Часто возникали проблемы с правоохранительными органами?
– Первый год нас вообще не трогали. Потом поток машин на том участке трассы возрос. Чиновники видели нас, вызывали милицию, те приезжали и разгоняли нашу сходку.
– Соревновательный момент в ваших заездах присутствовал?
– В основном мы просто гоняли. Иногда бросали друг другу вызов по социальным сетям. По типу: «Я тебя поставлю» — «Нет, я тебя».
Не роскошь, а спортинвентарь
– Сколько тебе было, когда ты увлекся гонками?
– Семнадцать. Тогда же я приобрел свою первую машину. Прав у меня не было, так что оформлена она была не на меня. ВАЗ-2110. Она же «десятка». С двигателем 1.8. Редкая модель, такие делались только на заказ. У обычных «десяток» мощность – 89 лошадиных сил. У моей под капотом было 123 лошадки.
– Красовался?
– Конечно. В те времена этим и хвастался. Многие даже не знали, что существовала такая модель.
– Когда продавал эту «десятку», за нее бились?
– На тот момент она уже потеряла свою крутизну.
– Много машин на своем веку сменил?
– Была «Приора», была Mazda, успел покататься даже на Jaguar, который крайне непопулярен на Северном Кавказе. Долгое время был фанатом Mercedes. Один друг постоянно спрашивал, почему я не куплю BMW. А я BMW хейтил. До того момента, когда впервые оказался за ее рулем. После этого какую бы машину ни пробовал в деле, все равно возвращался к BMW.
– Ты когда-нибудь встречал человека, который топил бы и за Mercedes, и за BMW?
– Подозреваю, таких людей вообще не существует. Но я сам всегда подмечал плюсы и того, и другого автомобиля. При выборе машины я не гнался за популярностью модели. Всегда смотрел на автомобиль как на спортинвентарь. Покупал машину, модернизировал ее, экспериментировал, добавлял что-то новое.
– Как относишься к электромобилям?
– Никак. Не воспринимаю электромобили. Нет души. Нет звука. Нет харизмы у машины. Когда едешь на BMW, понимаешь – это произведение искусства. Люди старались, инженеры трудились годами, чтобы довести машину до совершенства.
– Так и над электромобилями люди трудятся годами.
– Они трудятся, чтобы машина просто проехала больше километров. Я не считаю, что такие машины заслуживают уважения. Просто средство передвижения. Никакой индивидуальности.
Форс-мажор рекорду не помеха
– Тогда давай поговорим о машине, которая недавно «зажгла» на чемпионате страны в Грозном. О BMW M4 по прозвищу «Феникс».
– Примечательно, что эта модель не очень подходит для драг-рейсинга, она в дрифте хороша. Ведущие колеса – задние. А задним приводом сложно зацепиться на старте. Первые 60 футов в драг-рейсинге очень важны. Грубо выражаясь — плохо стартанешь, по итогу и время всего заезда окажется неважным. «Феникс» – единственная BMW M4, которая участвует в соревнованиях по драг-рейсингу на профессиональном уровне.
– Как ты оказался за рулем этой машины?
– У меня есть свое тюнинг-ателье, я разрабатываю собственный софт, который «прокачивает» возможности автомобилей. В 2018-м я познакомился с человеком по имени Натан. Он ждал, когда я приеду к нему в Москву, чтобы настроить его автомобиль, этот самый BMW M4. Наше знакомство быстро переросло в крепкую дружбу. Мы стали «прокачивать» его автомобиль, я сперва сделал Stage 2, потом Stage 3, мы начали принимать участие в различных соревнованиях.
Незадолго до заездов в Грозном заняли третье место на фестивале Unlim 500+ (фестиваль в Москве, на аэродроме Быкова, в котором в скорости соревнуются спорткары мощностью более 500 лошадиных сил. – «МД»). При том, что мы уступили лишь автомобилям мощностью 1200 и 1100 л. с., а у нас было 800 л. с., результат нас все равно расстроил. Я сказал Натану: «У нас есть месяц до чемпионата в Грозном, нужно еще усилить автомобиль».
Машину пригнали в Махачкалу, потому что у меня здесь механик Шамиль, он для меня просто номер один. Вложит всю душу, применит все знания.
Разумеется, при подготовке автомобиля все пошло не по плану. Соревнования начинаются третьего октября. А последние необходимые запчасти пришли только ночью второго, мотор разобран. Я звоню организаторам соревнований, предупреждаю, что третьего мы не успеем, приедем четвертого. В первый день была квалификация. Четвертого октября до обеда снова квалификационные заезды, и только потом уже основная часть соревнований. Шамиль не спит две ночи, возится с автомобилем.
В ночь на четвертое, где-то в 3:30, наконец все сделано. Заводим – глохнет двигатель. Я провожу диагностику, показывает какую-то ошибку при зажигании. Я понимаю: Шамиль не спал двое суток, мог допустить какую-то ошибку. Все жутко уставшие, все жутко расстроенные.
Натан предлагает поехать в Грозный, хотя бы просто поболеть за нашу другую машину – Mercedes-Benz E63s, за рулем которой был Магомед Саадуев. Кстати, она показала отличный результат – 10,3 секунды. Один из комментаторов трансляции даже проронил: «Это вообще законно?!» Дело в том, что до этого эта модель ни разу не показывала такой результат на соревнованиях по драг-рейсингу.
Мы приехали в Грозный. Снимаем номер в отеле. Думаем, поспим хотя бы до девяти. Звонит Шамиль и говорит: «Быстро возвращайтесь, я устранил неполадку». И присылает видео, где машина заводится. Мы примчались в Махачкалу меньше чем за полтора часа. Я сел за руль «Феникса», чтобы по дороге его настраивать.
Выехали из Махачкалы в семь утра. Приезжаем в Грозный, сразу залетаем в наш бокс, к первому заезду не успеваем, у нас остается только одна попытка — машина не до конца настроена, не до конца подготовлена, у меня у самого мозги не варят, и все равно я показываю на нашем «Фениксе» результат 10,5. А на основном этапе соревнований улучшаю результат до 10,2. По аналогии с нашим Mercedes-Benz E63s — это результат, который до этого модель BMW M4 ни разу не показывала. Если бы соревнования проходили сейчас, когда машина полностью подготовлена, уверен, время было бы еще лучше — где-то 9,6.
Кто нарушает, тот не из нас
– Когда дагестанцы станут постоянными участниками чемпионатов страны и всевозможных всероссийских турниров?
– Думаю, очень скоро. Во многом для этого мы и создали нашу федерацию. Я всегда мечтал, чтобы наши любители погонять, подрифтить смогли делать это легально – чтобы у них появилась возможность свой задор, свою гоночную энергию пустить в профессиональное русло. Мы уже устроили фестиваль по дрифту, впереди у нас соревнования по драг-рейсингу и тренировочные дни.
– Что такое – тренировочные дни?
– У нас есть площадка на «Анжи-Арене», будем обучать ребят проходить трассу-восьмерку.
– В этих тренировках сможет принять участие каждый желающий?
– Мы не можем допустить всех. Иначе к нам постоянно будут приезжать те, кто просто хочет поездить по беспределу. Допускаться будут только члены нашей федерации — мы будем раздавать специальные карточки.
– Как стать членом вашей федерации?
– Мы будем оценивать как сам автомобиль, так и водителя. Проведем с человеком беседу, поймем, насколько он адекватный. Если окажется, что человек вполне себе вменяемый, не дурак-лихач, а тот, кто реально любит гонки, пожалуйста, мы будем только рады видеть его в наших рядах. Есть одно «но» – нарушаешь на улице, лишаешься карточки. Мы пока обсуждаем, на какое время будем аннулировать членство в нашей организации. Скорее всего, на год. Для нас это очень важный момент – приучить людей правильно ездить по городу. Педаль газа пусть до упора вжимают в пол на профессиональных гоночных трассах. Ребята у нас талантливые, энергичные. Посмотрите – создали условия для единоборств, и у нас полно топовых бойцов. Будут созданы условия для гонок – и топовых гонщиков появится множество.
Руслан Бакидов. Фото — Евгений Костин
Читайте также:
Счастье луковое
«У меня важный бой намечается, посоветуй книгу»
Руки-базуки здорового человека
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta