Сагитав Сагитов – ученик 8 класса Хасавюртовского многопрофильного лицея им. А. Абукова. В своей практике я мало встречал таких целеустремленных, широко мыслящих, эрудированных ребят сопоставимого возраста. Сегодня (перед новогодними выходными) он — гость нашей редакции.
— Сагитав, с твоего позволения, сегодняшнюю нашу беседу мы начнем с такого факта. Когда-то мы уже встречались в такой же обстановке для интервью нашему же изданию. Прошло 3 года, а каким был этот период для тебя, многое ли в твоей жизни изменилось?
— Очень многое поменялось, честно говоря. Да и сам, естественно, стал старше, а это тоже я считаю существенным изменением. Для меня он был во всех смыслах насыщенным периодом. Начал гораздо углубленно заниматься математикой; сначала поверхностно, затем и более серьезно увлекся программированием и т.д.
— А насколько плодотворной была такая насыщенность?
— К примеру, если взять отдельно математику, то мой уровень по ней повысился очень сильно, я извлёк много поучительного, полезного. А если взять в целом, в комплексе, то тоже доволен и рад.
— Ты много куда за это время съездил, в каких только мероприятиях учебно-познавательного характера не участвовал, да и из последней поездки лишь вчера ночью прилетел. Озвучить весь перечень наверняка будет непросто, но какие из этих событий стали для тебя знаковыми?
— Одним из самых важных событий была республиканская олимпиада по математике им. Чебышева. Я участвовал в 3-х последних из них. В 1-й год получил диплом 2-й степени, а в последующие два раза — дипломы 1-й степени. Дважды ездил в Краснодарскую летнюю математическую школу, где учились очень умные ребята. Она дала мне большой толчок в развитии. Там я по-настоящему почувствовал, как велико пространство для развития и есть к чему стремиться. Ездил в Абхазию, на международный фестиваль математиков. Хотя мой результат там был и не самый высокий, но я еще раз увидел математический мир, убедился в том, что есть цели, к которым надо стремиться. И вообще, когда участвуешь в различных олимпиадах или просто находишься рядом с умными людьми, мне кажется, это уже хорошо.
Одним из самых значимых для меня событий за этот год стала летняя компьютерная школа (Костромская область), там я начал гораздо плотнее заниматься программированием. Хотя условия были не самые комфортные, но, может, оттого, что преподаватели хорошие, люди доброжелательные, я считаю этот лагерь самым лучшим из тех, где мне удалось побывать.
Ездил в Москву на выставку робототехники, которую финансировал Благотворительный фонд «Пери» Зиявудина Магомедова. В ней принимали участие и очень серьезные компании, такие как: «Интел», «Росатом», «Ай Би Эм» и т.д. Я увидел там очень много нового, передового.
И вот самое последнее событие: вчера прилетел из образовательного центра «Сириус» (г. Сочи), где провел 24 дня. Это центр с прекрасными условиями для учебы и проживания с очень сильным преподавательским составом, созданный по инициативе В. Путина.
— В ходе нашей беседы ты высказал интересную, но не по возрасту серьезную мысль, что быть среди умных людей — уже хорошо. А, на твой взгляд, кого вообще можно считать умным, образованным?
— Человек, добившийся больших результатов в определенной области собственным умом и трудом, — и есть умный. А образованным, думаю, можно считать эрудированного в разных областях человека.
— И нескромный вопрос: самого себя ты относишь к этим категориям?
— Раньше, в классе пятом-шестом, относил. А потом, когда в летних школах, в Абхазии, на различных олимпиадах попал в круг по-настоящему умных, образованных людей, понял, что это далеко не так. Я узнал, что есть ребята гораздо образованнее меня и есть к чему стремиться, что надо еще усерднее учиться и работать над собой.
— Как я знаю, ты с детства был любознательным, всегда хорошо занимался, и не только в узкой области. Откуда такое упорство, настойчивость? И, говоря образно, зачем тебе это надо? Не легче, как многие твои ровесники, идти в общем строю, быть в середняках?
— Конечно, легче, но не думаю, что правильно. Бывали иногда моменты, когда задумывался об этом: лучше бы я был троечником, середнячком. Но это минутная слабость.
К примеру, в Москве или в Краснодаре заметил, что ребята, с которыми я учился в летней школе или участвовал в олимпиадах, занимаются математикой по 3 — 4 часа в день. Они работают в бешеном темпе. Я прекрасно понимаю: чтобы достичь их уровня, мне надо заниматься в таком же ритме. Знаю, когда набираешь такой темп, уже привыкаешь к нему, и становится скучно, сбавляя обороты. Уже убедился — чтобы добиться результата, нужно что-то делать, работать.
— Ты активен, всё время в поиске, всегда в движении, а к чему всё-таки стремишься, какова перспективная цель?
— Если бы я был середняком, даже чуть выше или ниже, то и вел себя соответственно, просто жил, да и жил, никто бы меня и не запомнил. А так я веду активный образ жизни, всё происходит динамично. Может быть, меня после моего земного существования и запомнят таким. Это во-первых.
Во-вторых, если бы я был серым середнячком, то, допустим, сегодня не сидел бы здесь и не беседовал с вами.
— А дальше есть к чему стремиться?
— Всегда есть, иначе и смысла бы не было жить. Очень правильным я считаю выражение «Нет предела совершенству». К примеру, в этом году я заочно поступил в Специализированный учебно-научный центр МГУ им. Колмогорова. Это очень трудная, сложная, но и весьма престижная школа. После нее у меня практически не остается свободного времени. Так что всегда надо быть в поиске нового, в курсе передового, нужно работать. Если сейчас я сбавлю темп или остановлюсь, не говоря уже об остальном, самому будет стыдно и обидно.
— А откуда на все это время? Как ты выдерживаешь такую нагрузку? Не тяжело?
— Скажу честно, свободного времени у меня почти нет, особенно сейчас – из-за подготовки (в основном по физике) к поступлению в школу-интернат им. Колмогорова.
В этой связи я благодарен Нуржаган Абдулгамидовне, учительнице физики нашего лицея, за очень большую помощь в данной подготовке. Заниматься пришлось много, но зато, вдобавок ко всему, я занял 1-е место по физике в общегородской олимпиаде.
А так, на протяжении последних лет многие меня об этом спрашивали. Да я и не знаю, как у меня всё это получается, как удается выдержать такой режим. Честно говоря, нелегко.
На самом деле человеческим способностям, возможностям предела нет. Я встречал ребят, у которых действительно до предела напряженный ритм жизни. По сравнению с ними, можно сказать, я отдыхаю. Как мне кажется, многие просто не привыкли работать в таком темпе.
— Личная жизнь у тебя более, чем насыщенная, она идет с нарастающей плотностью. Но окружающий мир тоже не стоит на месте. На твой взгляд, как меняется он?
— По правде сказать, телевизор у меня дома не работает, газет я особо не читаю, в Интернете (соцсетях) тоже не сижу. С этих позиций представления об окружающем мире у меня довольно скудные. Да и политика меня не так сильно волнует. Мне не нравится то, что многие у нас занимаются не своим делом, стали «диванными политиками», увлечены рассуждениями, обсуждениями всех и вся. Я считаю, каждый должен заниматься своим делом, желательно хорошо, и тогда всё станет на свои места.
— Ты постоянно в разъездах, участвуешь во всевозможных сборах за пределами республики. А в самом Дагестане, да и конкретно в Хасавюрте, тебе уже не тесно?
— Дагестан тоже не стоит на месте, и он в движении. Вот, скажем, я занял 1-е место на республиканской олимпиаде, а дальше уже никак нельзя занимать даже 2-е, т.е. нужно удерживать планку, а это не так легко. В общем, у нас есть простор для развития.
— Здесь же нет для тебя конкуренции…
— Почему же? Есть, и очень даже сильная, лично у меня конкурентов 5 — 6. У нас примерно одинаковый уровень подготовки. Очень серьезная математическая школа в Дербенте.
Поэтому всё время нужно заниматься, повышать свой уровень, поскольку они тоже не стоят на месте и развивают свои знания.
— Пройдет время, и ты закончишь школу. А дальше? Где видишь свое будущее?
— Всё зависит от того, куда поступлю. В этом плане у меня есть несколько вариантов. Может, после 9-го класса поступлю в Казанский IT-лицей. Или в школу-интернат им. Колмогорова, но уже очно. Возможно, в Казанский федеральный университет. Ну, а если очень повезет — в МГУ.
— Россия большая, учебных заведений, в том числе и общепризнанного уровня, много, а вот заграница тебя не привлекает?
— Если бы я был каким-то особенным, может, и подумывал об этом, но в моем случае таких планов пока нет. Ну и насчет будущей работы: кем только я не хотел быть за последние 12 лет.
— Так тебе же всего 12…
— Ну ладно, за последние 10 лет. Но за прошедший год, особенно после летней компьютерной школы, я склоняюсь к тому, что буду работать именно в этой сфере. Думаю, стану «айтишником» либо программистом, а в самом удачном случае (это как смелая мечта) — буду работать в Яндексе, Майл или в другой подобной крупной компании.
— Как я узнал, ты ездишь на математические уроки в с. Дылым. С чем это связано?
— Раньше по выходным я отправлялся в Махачкалу, в центр дополнительного образования школьников «Надежда». С него, можно сказать, и проявился мой интерес к математике. Каждый раз ездить в столицу было сложно, а в Дылыме, который недалеко от нас, есть очень хороший специалист Камиль Набиевич. Вот и причина.
— География твоих поездок, учитывая возраст, поражает. А что и где самым ярким образом тебя поразило?
— Я был в Абхазии, Краснодарском крае, Костромской области, Адыгее, Москве, Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Турции. Очень сильно запомнился центр «Сириус» в г. Сочи. В памяти осталась и выставка робототехники в Москве.
— Но что же ты всё-таки считаешь самым большим достижением в своей молодой, но такой насыщенной жизни?
— Не знаю, почему и чем это объяснить, но в каждый текущий год я вспоминаю соответствующий период прошлого и думаю – каким же дураком тогда был. Опять-таки, не знаю, почему, но мне кажется, что за эти 3 года я повзрослел больше, чем следовало. Суммируя сказанное, самым главным своим достижением считаю то, что повзрослел на 3 года — не по прожитому количеству календарных дней, а в плане содержательного взросления в широком смысле этого слова. Не могу конкретно подчеркнуть, что, но во мне многое меняется, и, кажется, в лучшую сторону.
— Многие, в том числе и твои ровесники, жалуются на то, что в нашей жизни без чьей-либо помощи, своим честным трудом (учебой) добиться успеха практически невозможно. Согласен с этим утверждением?
— Никогда нельзя себя переоценивать, на мой взгляд, это самое опасное. Поставленная как цель планка должна быть не слишком высокой, а реальной. Переоценивать себя, конечно, неправильно, но недооценивать тоже нельзя. Нужно очень стараться, учиться, работать — и всё получится.
— И такой аспект: где бы, чем бы ты ни занимался, куда бы, зачем бы ни ездил, кто-нибудь в чем-либо мешал твоим делам, вставлял палки в колеса на пути к твоим успехам?
— Кроме моей лени, никто и никогда не мешал, не могу вспомнить таких примеров. Сколько помню, мне всегда шли навстречу – что в школе, что на различных мероприятиях в нашей республике и за ее пределами. Единственное — очень неприятно, что там сложились неверные стереотипы о Дагестане и дагестанцах. О нас не очень добрая слава.
— И с чем это, на твой взгляд, связано?
— У многих дагестанцев, что лично мне по-настоящему не нравится, нет должной терпимости к другой вере и ее представителям. А большая часть россиян, очень терпимо относится к исламу. Многие наши считают русских националистами, но это не так. Нельзя судить о целой национальности по делам одного человека или группы людей. Надо быть терпимее и друг к другу, и к другим…
Абаш АБАШИЛОВ