Журналисты Светлана Анохина, Аида Мирмаксумова и блогер Марьям Алиева — о книге «Письма папам»
Всего в книге от издательства «АСТ», которую выпустят тиражом 2500 экземпляров, более 50 писем. «В каждом письме, каким бы оно тяжелым ни было, есть любовь». Средства, полученные от продаж, пойдут на помощь женщинам, ставшим жертвами насилия, заявляют авторы-составители сборника.
О проекте «Отцы и дочки»
В январе 2018 года журналисты Светлана Анохина и Аида Мирмаксумова запустили проект «Отцы и дочки» – «чтобы отцы услышали, что на самом деле думают их выросшие дочки: где отцовский авторитет и власть ломали их жизнь, а где поддержка спасала и давала силы жить дальше».
В проекте два раздела: письма и анимация. Мультфильмов про отцов-защитников по рисункам художницы Аси Джабраиловой снято пять. На некоторые письма сняты видеоролики.
Сразу после презентации, которая прошла в Центре этнической культуры в 2018 году, был отзыв от папы, у которого две дочери.
«На презентации была наша приятельница со своим мужем. После презентации она мне присылает сообщение. Пишет, что всю дорогу домой муж молчал и потом только выдал: «Я даже и не знал, что девочки могут так воспринимать вскользь брошенное слово, я даже не знал, что с девушками нужно быть такими осторожными, я теперь по-другому посмотрел на свое отношение к дочерям». И как мне стало приятно! Если, как бы это пафосно ни звучало, хоть одной семье мы помогли, этот проект уже не зря», – говорит Аида Мирмаксумова.
«Письма папам». Когда выйдет и где можно купить?
Осенью прошлого года авторов проекта поддержала блогер Марьям Алиева, которая разместила у себя на странице в «Инстаграме» объявление: «Мы планируем делать такую книгу, давайте вместе». И подписчицы начали присылать ей письма. Потом Марьям предложила идею своему редактору, та сказала: «Идея классная, давай делать».
«Я собирала наши письма, читала их и переправляла Свете, – вспоминает Аида. – То же самое делала Марьям с письмами своих подписчиц. Она же и с издательством договаривалась. Потом к нам присоединилась София Возная, художница из Болгарии, которая влюбилась в наш проект и предложила сделать обложку для книги. Мы все стали обсуждать, как она должна выглядеть, чтоб не слишком яркая, не слишком темная. И, например, нужен ли платок на голове. Так как проект кавказский и авторы – кавказские женщины, решили платок оставить».
Права на книгу принадлежат издательству «АСТ». Как сообщает руководитель проекта, ведущий редактор редакции «Кладезь» издательства «АСТ» Оксана Барциц, она поступит в продажу примерно в середине апреля.
«Книга будет продаваться во всех магазинах страны и ближнего зарубежья. Кроме того, будут задействованы все интернет-площадки – «Читай-город», «Лабиринт», Book24, Wildberries, Ozon, «Буквоед» и так далее. Тираж — 2500 экземпляров. Но это пока. Очень надеемся на дополнительный тираж», – говорит Оксана Барциц.
Деньги от продаж книги пойдут на помощь женщинам, оказавшимся в сложной ситуации, заявляют авторы.
О чем книга?
В книге более пятидесяти писем. Все они без подписей, даже письма авторов проекта. Самому старшему автору письма – 90 лет. Присылали их из разных точек мира, но главной задачей было собрать кавказские истории, из которых видно, как отцы влияют на жизнь дочерей, на становление их личностей.
«Да, нам присылали письма из Украины, Израиля, Тбилиси, Еревана, Америки, еще откуда-то, – объясняет Светлана Анохина. – Но их меньшинство и в них нет кавказского акцента. Мы не включили в книгу всё, потому что у нас все-таки ориентация на Кавказ, где проблема отношений отцов и дочек стоит намного острее».
Главные адресаты книги — мужчины.
«В первую очередь — отцы, во вторую очередь — братья, которые тоже станут отцами, в третью очередь — сыновья, которые тоже станут отцами. От которых зависит в некоторых случаях жизнь и судьба ребенка», – говорит Аида Мирмаксумова.
Письма очень разные, «они отличаются историями, судьбами, даже слогом», но все объединяет то, «что в них слова, которые невозможно сказать лично отцу по разным причинам. И почти все письма объединяет любовь. Даже самые страшные. Несмотря на то, что могут быть какие-то претензии, обиды, все равно есть любовь, есть запрос на взаимную любовь».
Многие проблемы, с которыми сталкиваются девочки и женщины, считает Анохина, возникают из-за того, что они боятся обращаться к семье за помощью. Часто семья, особенно кавказская, выступает не защитником, а первым обвинителем, тем, кого девчонки боятся больше всего, чьим мнением больше всего дорожат, и тем, кто выносит иногда страшные приговоры.
«Вот что-то случилось, какая-то ерунда маленькая, которую можно еще разрулить, но они боятся обращаться за помощью, они боятся рассказывать, потому что первое, что они услышат: «А почему с тобой это произошло? А почему ты ходила там? А почему ты говорила вот с тем? Не может быть так, чтобы на голом месте». Посмотри все криминальные сводки, когда речь идет об изнасиловании и избиении, первый аргумент: «Что она сделала? За что ее? Просто так же не будут». Будут. И просто так будут», – говорит Светлана.
Есть три письма, написанные папами своим дочкам. Но они не вошли в книгу, потому что в ней авторы решили дать голос только женщинам. «Такая принципиальная позиция была: женщины — первые, женщины — вперед», — объяснила Аида Мирмаксумова. Она проводила эфир в социальной сети «Клабхаус», в ходе которого зачитывались письма из книги. После эфира, говорит Аида, некоторые мужчины — участники эфира — обещали, что напишут письма дочкам…
Отрывки из «Писем папам»
«Давайте сразу определимся – книгу писали не мы. Вы писали. Тут ваши письма, ваши слова, боль, радость, упреки, счастливые воспоминания, тоска, жалость, гнев, прощение – все ваше. И наши три письма своим отцам – только отдельные голоса в общем хоре».
***
«Мне так странно видеть человеческие отношения в других семьях. Пытаюсь поставить себя на их место и понять, что же чувствуют они, каково это – жить в семье, где тебе ничего не угрожает. Мне кажется, что папы – они такие чужие…»
***
«Я не очень люблю, когда ты звонишь мне каждый час, чтоб спросить, где я, но иногда ты просто спрашиваешь «не замерзла?» или «у тебя все нормально?». И я тут же прощаю тебе все остальные 33 звонка».
***
«Ты никогда не слушал людей, которые говорили, что ты слишком мягок со мной и что на Кавказе так не воспитывают дочерей. Ты никогда не был строг, ты не хотел, чтобы в моем сердце была обида и злость».
***
«Ты нас сломал, подавил, ты победитель! У тебя работа, деньги, у тебя женщины. Но скажи мне, почему ты до сих пор так страшно избиваешь маму?»
***
«Я знаю, ты гордился мной, ты любил меня! Чего мне не хватает сегодня? Мне не хватает свободы. Потому что за ней был Ты, мой папа, который всегда мог поговорить по душам, просто по-дружески, просто так… Но ты спрятался от меня навсегда, и это нечестно».
Патимат Амирбекова
Читайте также Марьям Алиева: «Как можно спокойно смотреть на это?!»