Корреспондент «Молодежки» побывала на уркарахской свадьбе
– Вабабай! Людям показывать стыдно! – говорит во всеуслышание бабушка Хlалимат, самый авторитетный человек в этой комнате, рассматривая подарки, которые подарила невесте мама жениха. Все громко смеются над ее шуткой.
Тетя невесты достает подарки из огромных фирменных пакетов и комментирует каждый – в основном восхищается, веселит собравшихся. Другая родственница внезапно достает ножницы и разрезает ткань, пожелав невесте счастливой семейной жизни. Ткань аккуратно складывается в прозрачный пакет и отправляется в сундук невесты. После этого она так же внезапно достает конфеты и бросает на нас – конфеты тяжелые, как камни падают. Но страшно только мне.
Пока невеста готовится к приезду жениха, который заберет ее в новый дом, во дворе кипит жизнь, а на чугунной старинной печи – кастрюля с крапивой, начинка для будущих курзе и чуду. Еды вкусной будет очень много – тонкое чуду с картошкой и творогом, чуду потолще – с картошкой, мясом и хрустящей золотистой корочкой, курзе из мяса и крапивы, шашлыки…
Женщины готовят и моют посуду, мужчины – родственники невесты – возводят свадебный шатер из ярко-синего брезента, напоминающего парус. Внутри – столы и скамейки, которые они соорудили из подручных средств.
Все работают, а некоторые даже не успевают поесть и поспать с прошлой ночи. И продолжают отчаянно соблюдать обычаи, уходящие корнями в прошлое. Правда, некоторые из них слегка трансформировались.
Жених с друзьями приезжают за невестой, которая к этому времени успевает надеть свадебное платье. Мама поднимает сидящую дочку, читает молитву несколько раз, осыпает ее мукой и рисом. Что символизирует — «жить ей до таких же белых седин». Хотя мама не седая.
Жених вручает невесте букет белых роз, фотограф все это дело снимает. И фотографирует невесту с женихом, невесту с матерью и отцом, невесту с родными сестрами, невесту с двоюродными сестрами, невесту с подругами, невесту с подругой невесты и так, пока не закончатся родственники.
И только после фотосессии жених и невеста вместе улетают в свое новое гнездо. В сопровождении всех своих родственников на своих и чужих машинах. А невесту еще сопровождают специальные люди – две женщины и двое мужчин со стороны ее отца и матери. Одна из сопровождающих берет в новый дом невесты маленький кувшин, наполненный водой, и рис с мукой в тарелке.
Кувшин передается по наследству, от мамы к дочкам, или покупается новый, если дочка не одна. Раньше кувшин с водой использовали по предназначению – для омовения после брачной ночи: «Это значит, что жених справился со своими обязанностями». Сейчас это просто подарок.
Вечером, после свадьбы, невеста садится на стульчик, а вокруг нее собираются гости. Ближайший родственник жениха, как правило, это отец, открывает с помощью стрелы и лука, которые он изготовил из дерева, ее лицо, покрытое платком или фатой. При этом он произносит мудрые наставления, советы и пожелания молодоженам. Этот обычай называется «ряхlяйхъни».
«Валла, на многих свадьбах была, и каждый раз тамада спрашивал, как переводится. Но думаю, что не переводится, потому что дословный перевод пошловато звучит на русском», – рассказывает жительница села.
Возле невесты стоит кастрюля или ведро. А в них – деньги. Самые близкие родственники жениха — мужчины — дарят деньги молодоженам. А невеста в ответ дарит им красивые новые рубашки или отрезы ткани.
Раньше обряд «ряхlяйхъни» проводился на третий день торжеств.
Как описано в книге Хасбулата Хасбулатова «Уркарах: история, культура, традиции»: «Каждая из женщин-опекунов невесты после обеда третьего дня должна была принести чуду в количестве 30 штук. Молодежь (мужская половина со стороны жениха) и мальчишки вместе с ними поднимались на крышу дома хозяев свадьбы и, прыгая, требовали чуду. Пробовать гlина чуду (чуду с творогом и картошкой) желал каждый на свадьбе».
В это время начинался собственно обряд. Все собирались в комнате невесты. Чести открыть лицо невесты удостаивался самый уважаемый человек в роду жениха.
«После этого обряда взрослая часть мужчин дарила молодоженам каждый, что мог: бычка, барана, овцу, ягненка, надел земли, определенную сумму денег, что-нибудь из домашней утвари. Называли свой подарок громко, чтобы всем присутствующим было слышно. Каждый из них получал от невесты подарок, так называемый «велгьон» – отрез на платье. Этот обряд дарения молодоженам подарков назывался «хъуберхъ» (в дословном переводе «хъу» – огород, «берхъибли» – богатый)», – пишет Хасбулат Хасбулатов.
Патимат Амирбекова. Фото автора
Читайте также Дагестанская ярмарка тщеславия