Год заканчивается, а значит, заканчивается и политический сезон, его венчает главное событие этих неполных 12 месяцев – прямая линия главы Дагестана Сергея Меликова и его общение с населением республики. Это уже четвертый раз, когда Меликов будет отвечать на вопросы дагестанцев в таком формате. В прошлом году он ответил на 35 вопросов и пробыл в эфире порядка 3 часов. Всего поступило более 4,5 тысячи вопросов. Какая магия цифр будет в этом году, мы узнаем совсем скоро. Как и то, какие темы станут главными в ходе общения с жителями республики.
Прямой эфир. История вопроса и его нарративы
«Это (проведение прямых линий губернаторами) никому не помешает, потому что такое прямое общение важно не только потому, что люди имеют возможность первому лицу государства или региона задать вопросы. Еще важнее то, что происходит выборка наиболее актуальных проблем, которые волнуют граждан. Это чрезвычайно важно, чтобы скорректировать свои практические действия в важнейших сферах — социальной политике, здравоохранении, жилищном строительстве. Поэтому я рекомендовал бы руководителям регионов, моим коллегам, прислушаться к мнению граждан», — сказал Владимир Путин в 2021 году, отвечая на вопрос о том, почему все губернаторы и главы регионов не проводят регулярно свои прямые линии.
Президент добавил, что региональным властям необходимо стремиться к тому, чтобы «все работало в автоматическом режиме». «Но до этого нам еще далеко. В любом случае такая обратная связь (то есть проведение прямых линий) всегда очень полезна», — сказал тогда глава государства.
С тех пор многое поменялось – прямые линии проводят все. Сергей Меликов пошел дальше и в 2023 году предложил главам муниципалитетов организовывать свои прямые линии, но эта инициатива не сказать чтобы прижилась. Общение было, но немного в других форматах.
Конечно, в ходе прямых эфиров не ответить на все вопросы. И такой задачи, наверное, стоять в принципе не может. Это своего рода социологический срез того, что волнует население, а также саму власть, так как часть вопросов задается в студии, да и сам выступающий задает направление и тональность выступления – под прямую линию готовятся видеоролики, сюжеты, визуал, статистика.
Неслучайно политологи отмечают, что прямые эфиры в регионах это также и т.н. «пиар наконечника копья», проверка того, как работает вертикаль власти, ее управляемость.
Прямой эфир – это про решение вопросов населения и, конечно, про оценку и демонстрацию того, как руководитель региона управляет своим кабинетом министров и муниципалитетами.
Это нормально. Индекс цитируемости, выход на федералку со своей повесткой, а главное — формирование смыслов – это тоже адекватная и правильная история.
Тут, конечно, может возникнуть другой вопрос: к примеру, решение коммунальной проблемы с отсутствием условного света на условной улице в Махачкале – это вопрос главы региона? Или все-таки нет?
С другой стороны, вопросы Путину это тоже всегда дилемма между тем, стоит оно того или нет, и, как правило, ответ всегда такой: если это волнует конкретного жителя в конкретную минуту, то очень даже стоит. Все-таки для решения глобальных вопросов есть календарный год и тот же кабинет министров.
Подытоживая сказанное выше, стоит отметить, что прямой эфир это не о том, чтобы купировать негатив. Его в принципе купировать невозможно. К тому же так или иначе вопросы т.н. злобы дня или позиция независимых телеграм-каналов все равно фиксируются, а после все это ложится в виде справки на стол в соответствующем кабинете в Кремле.
Чего ждать от прямой линии в этом году?
Помимо технических моментов и свежих решений по медийному контуру, а также количества вопросов и длительности проведения общения с населением?
Автору данной публикации, к примеру, кажется, что было бы логичным ответить (а значит, его и задать) на вопрос, почему на территории Дагестана до сих пор осуществляется блокировка «Телеграма»… Да, уже были ответы-отписки от компетентных органов, но глава Дагестана всегда умел, когда это нужно, шагнуть немного дальше других.
Наверняка прозвучит позиция по т.н. «аэропортовскому делу», а также произошедшему теракту в Махачкале – тут на повестке не только вопрос борьбы с терроризмом и экстремизмом в отдельно взятой республике, но и, собственно, вопрос безопасности жителей Дагестана.
Кстати, вопрос безопасности с недавних пор приобрел и другой посыл – международный. До Каспийска уже долетали украинские дроны, а с учетом новостей о том, что США разрешили украинцам бить своим дальнобойным оружием вглубь территории РФ, то интересно было бы узнать о том, как обеспечена противовоздушная оборона в Дагестане – конечно, настолько, насколько эту информацию можно разглашать в СМИ, но даже простое заверение о том, что работа определенная проведена, придаст уверенности и спокойствия.
Большой пласт вопросов будет посвящен ЖКХ и износу коммунальной инфраструктуры, который в среднем составляет 70%. Об этом заявлял в апреле текущего года замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ Дагестана Салам Гасайниев. При этом 36% основных фондов ЖКХ полностью отслужили нормативные сроки и подлежат срочной замене.
Кроме того, было бы интересно узнать о том, как работают регуляторы в части сдерживания инфляции в отдельно взятом регионе. По данным Банка России, годовая инфляция в Дагестане в октябре 2024 года составила 10,27%. Инфляция в регионе по-прежнему выше, чем по СКФО (9,14%) и в целом по России (8,54%).
Из других тем, которые обязательно будут озвучены: СВО, реализация инвестиционных проектов, проектная работа правительства Дагестана.
Что думают эксперты?
Член Общественной палаты РД, заведующий кафедрой политэкономии ДГУ Низами Аскеров считает, что основной пул вопросов в адрес главы республики будет связан с инфраструктурными вопросами и вопросами, связанными с заработной платой в муниципальных организациях и в муниципальных учреждениях.
«Что касается инфраструктурных моментов, глава республики С. Меликов с первых дней, как начал руководить республикой, именно инфраструктурным вопросам придавал первостепенное значение. А это вопросы света, воды, газа и коммуникаций.
Касательно муниципальных финансов. Буквально неделю назад состоялись публичные слушания республиканского бюджета на 2025 год. Правительство РД представило свое видение решения этой проблемы. Речь прежде всего идет о заработной плате работников муниципальных образований, администраций и, конечно же, учителей. По данной проблеме Правительство РД уже дало определённые установки муниципальным образованиям, в каком ракурсе решать вопросы заработной платы учителей и работников местных администраций.
Думаю, вот эти два аспекта, с которыми связано дальнейшее развитие региона, будут самыми актуальными в ходе прямой линии главы республики. Конечно же, в условиях СВО и сокращения бюджетных расходов решение этих проблем дастся нелегко, но какое-то видение в их решении у главы региона, безусловно, есть. К примеру, повышение зарплат учителей и работников муниципальных образований Правительство РД делегировало самим муниципальным властям. И через какой способ финансирования? Во-первых, через рост налоговых доходов местных администраций (речь в первую очередь о повышении объемов сбора транспортного налога, а затем и других муниципальных налогов); во-вторых, за счет оптимизации расходов», — отметил Низами Аскеров.
Заместитель директора по научной работе ИПГВЭ ОИВТ РАН, член Общественного совета при минэнерго Дагестана Саид Ниналалов также делает акцент на развитии ТЭК региона.
«Как мы видим, наше руководство буквально в ежедневном режиме прикладывает огромное количество усилий для выхода из создавшегося положения. Дагестану удалось впервые за многие годы выстроить взаимовыгодное сотрудничество с Группой компаний «Газпром» в вопросах эффективного использования газораспределительных сетей, находящихся в собственности республики. Эта проблема не решалась с 2013 года ввиду отсутствия договорных отношений по использованию газовых сетей, находящихся в собственности республики. В декабре 2021 года соответствующий договор аренды сетей был заключен.
Правительством продолжена работа по консолидации газово- и электросетевого активов. В собственности республики сейчас находится порядка 7,5 тыс. километров газовых сетей, они ветшают и требуют сертифицированного обслуживания. Как мы понимаем, управлять данным хозяйством должны специалисты, сегодня это компания АО «Газпром газораспределение», — отмечает он.
Доктор философских наук, профессор, председатель Общественного совета Дагинформа, член Общественной палаты Мустафа Билалов, помимо прочего, считает важной темой развитие образования в Дагестане.
«Не менее важной задачей является обеспечение педагогов и учащихся учебными изданиями в соответствии с федеральными учебными программами по всем учебным дисциплинам. Учитывая необходимость выделения на эти цели более 7 млрд рублей в год и дефицит республиканского бюджета, по инициативе главы Республики Дагестан с сентября 2023 года началась реализация проекта по подключению наших школ к подсистемам и сервисам Московской электронной школы, электронная библиотека которой содержит цифровые учебники по всем предметам. Три пилотные школы Махачкалы, Каспийска и Дербента уже успешно прошли все этапы подключения, и с января 2024 года мы начали реализацию этого проекта во всех школах Дагестана», — отмечает он.
Охваты
Напомним, прямую трансляцию можно будет посмотреть 29 ноября на телеканалах РГВК «Дагестан», ГТРК «Дагестан», ННТ, а также в Telegram-каналах главы республики и РГВК «Дагестан».
Лидерами по числу обращений стали темы благоустройства и комфортной среды, строительства, ремонта и содержания дорог, социальной защиты и поддержки населения.
Если говорить о географии, то наибольшее число вопросов поступило из Махачкалы, за столицей республики следуют Каспийск и Дербент. Активность также проявили жители Дербентского, Бабаюртовского и Буйнакского районов.