Дальнобойщики продолжают протест, а чиновники пересаживаются на нары
Дагестанские дальнобойщики уже выпали из первых строчек новостей федеральных СМИ. Но акция продолжается. И хотя сами водители утверждают, что их протест — чисто экономический, по мнению некоторых экспертов, он может превратиться в политический. Республиканской власти, похоже, удалось убедить протестующих, что решение проблемы «Платона» не в ее компетенции. А пока дальнобойщики стоят, некоторые чиновники сидят. За решеткой. Ну, или имеют все шансы сесть.
«До конца»
Поддержать дагестанских дальнобойщиков в пятницу, 7 апреля, в поселок Манас в Карабудахкентском районе приехал руководитель «Объединения перевозчиков России» Андрей Бажутин. Он сказал, что восхищен сплоченностью коллег. Промежуточным требованием акции, по его словам, является встреча с министром транспорта России Максимом Соколовым и председателем Правительства России Дмитрием Медведевым. Бажутин обвинил федеральные СМИ в том, что недостаточно активно освещают протест дальнобойщиков и что надо «стоять до конца». Дальнобойщики поаплодировали, с гулом и свистом обещали «стоять до конца». Блиц-опрос «МД» о том, что такое «до конца», принес ответ — «Полная отмена «Платона»».
Встреча в Ространснадзоре
В воскресенье, 9 апреля, в Ространснадзоре по Дагестану представители дагестанских властей на встрече с представителями фирм-грузоперевозчиков рассмотрели 25 пунктов требований и согласились с 16 из них. Теми, что в компетенции республики. В ответ грузоперевозчики обещали приостановить акцию, чтобы не допустить «дестабилизации в республике».
Водителям обещали организовать на дорогах Дагестана три площадки с охраной для остановки грузовиков. Правительство РД займется вопросами дальнобойщиков, которые связаны с процедурами государственного контроля при прохождении грузов через таможню, помощью в проблемах при весогабаритном контроле, а также обещало излишне не донимать проверками предприятия малого бизнеса. Дальнобойщики в числе других требований назвали прекращение поборов на дорогах. Иначе пригрозили возобновить акцию протеста через два месяца.
Дальнобойщикам объяснили, что остальные прункты в компетенции федерального центра, с чем они и согласились, рассказали «МД» в Минтрансе Дагестана. По данным ведомства, в понедельник утром, 10 апреля, из Азербайджана через Дагестан проехали 120 груженых фур, среди которых были и дагестанские перевозчики, прекратившие акцию протеста. Более 25 большегрузов поехали и в обратную сторону.
«Это все фирмачи»
Сразу после этой встречи в ряде СМИ появилась информация о приостановке акции протеста. Дальнобойщики её тут же опровергли и заявили, что это «фирмачи пустили слухи». Другие сообщили, что никто никуда не уезжает. По информации «Кавказского узла», часть участников акции, живущих неподалеку от Манаса, где собралось больше всего протестующих, ночью возвращается к себе домой, а днем — на место протеста. Ночью на месте остаются примерно 100 человек. «С полицией проблем нет. Они нас даже поддерживают, но у них приказ и они должны его выполнять. Они нас просят не устраивать провокаций и не закрывать дорогу…» — рассказал изданию участник акции протеста Гамид Магомедов. На вечер четверга, 13 апреля, дальнобойщики продолжают акцию протеста без активных действий.
Правовая безграмотность организаторов протеста
Частые акции протеста в республике тревожат региональные правоохранительные органы, заявил во вторник, 11 апреля, прокурор Дагестана Рамазан Шахнавазов на межведомственном совещании в Прокуратуре республики. И связал это с «недостаточной правовой подготовленностью» организаторов акций протестов. Прокурор республики считает, что демонстранты повсеместно нарушают закон о митингах, и это «негативно сказывается на общем состоянии правопорядка в республике». Как пример он привел факт о 15 административных делах в отношении участников забастовки против «Платона». Из-за неподчинения законным требованиям полицейских. Шахнавазов сказал, что граждане имеют право на организацию, проведение и участие в митингах, собраниях и демонстрациях и это является конституционной ценностью. «Реализация такого права не должна идти вразрез с законом, угрожать интересам общества и государства», — сказал прокурор и призвал «предотвратить негативные последствия» как для общественного порядка, так и для самих демонстрантов.
«Осложняющие» особенности
О том, почему именно в Дагестане так активно протестуют дальнобойщики и почему важен диалог по «Платону» между региональными властями и дальнобойщиками, «МД» рассказал старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы Константин Казенин. Почему Дагестан? Во-первых, потому что географически он находится на транспортной артерии, соединяющей Россию с Азербайджаном, по ней везут товар в Закавказье и другие регионы. Также через территорию Дагестана в Россию возят овощи, фрукты и другие вещи, в частности иранский ширпотреб. Во-вторых, «камазистами» в Дагестане работает огромное количество людей. Конкурировать с ними могут только азербайджанские водители.
Дагестанские дальнобойщики встроены в хозяйственные цепочки, от бесперебойной работы которых зависят десятки других дагестанских семей. Например, те же дагестанцы, которые где-нибудь в Подмосковье наладили реализацию товара, поступающего от дальнобойщика. Такая схема распространена в республике. Когда один в Манасе бастует, второму в Подмосковье нечего продавать. Значит, голодает не один дальнобойщик, но и другие звенья этой цепи. Кроме того, считает эксперт, забастовки сильно бьют по конкретным джамаатам, основной деятельностью которых является работа дальнобойщиками. Таких много как раз в Карабудахкентском, Каякентском районах. Страдают от изменения системы сборов не большие транспортные компании, а частники, которые просто жили за счет этого.
Что же касается диалога власти с протестующими дальнобойщиками, то тут, по словам Казенина, давно сложились традиции. Эти традиции, по словам эксперта, не раз отодвигали от опасной черты такой конфликтный регион, как Дагестан. Власти республики реагируют на требования и вступают в диалог. Как бы ни было, протест дальнобойщиков станет серьезной проверкой для политических традиций региона. «У акции дальнобойщиков много «осложняющих» особенностей. Во-первых, эта проблема в компетенции федеральных властей, а не региональных. Во-вторых, попытки привязать чисто экономический протест к недавним митингам в России могут привести к тому, что чиновники будут бояться искать с протестующими точки сближения. А это угроза для диалога», — сказал Казенин.
Слово – партиям
О том, что проблема не региональная, заявили и руководители дагестанских парламентских фракций. Лидер КПРФ, вице-спикер Махмуд Махмудов считает, что республиканские власти делают всё, чтобы довести до федеральных властей требования дальнобойщиков. Но в эту работу почему-то не включаются депутаты Госдумы от Дагестана. Власти могли бы более оперативно найти пути решения проблемы, считает Махмудов. Тем более, акции проходят не впервые и с каждым разом они всё масштабнее и организованнее. А это влияет на экономическую ситуацию, на уровень жизни населения. «Цены и безработица растут, зарплаты низкие. Нельзя допускать, чтобы такими жизненно важными для страны вопросами занимались частные структуры, которые бесконтрольно могут распоряжаться собираемыми по системе «Платон» колоссальными средствами», — заявил Махмудов. Дальнобойщикам же он посоветовал организовать профсоюз, отстаивать права координированными действиями, требовать не просто отмены «Платона», но и обеспечения в стране хороших дорог. «Всё это организовано в Европе, куда показывают наши власти, там и платят за «Платон». А за что платить нашим дальнобойщикам?» — заявил лидер дагестанских коммунистов.
Другой вице-спикер, руководитель фракции «Справедливая Россия» Камиль Давдиев сказал, что власти республики реагируют на происходящее, вопрос держит под контролем Глава Дагестана. «Депутаты всех уровней принимают то или иное участие в разрешении проблемы, встречаются с людьми. От нашей фракции специально ездил на встречу с дальнобойщиками депутат НС РД Мурат Пайзулаев», — сообщил Давдиев.
Проблема «Платона» не республиканского уровня, говорит лидер «Справедливой России», хотя партия выступает против этой системы и с предложением приостановить ее деятельность. Власти республики могут только донести требования до федерального центра. Что же касается действий дальнобойщиков, то им не следует выходить за рамки закона. «Если бастующие перейдут эту грань, они лишатся поддержки общества. Посоветовал бы им согласовывать свои действия с водителями других регионов. А то получается так, что Дагестан больше всех регионов страдает, страдают потребители, страдает экономика. Может быть, стоит приостановить свою акцию, пока водители в других регионах не будут готовы проявить солидарность в полной мере. В любом случае, забастовка водителей уже привела к результатам, получила общественный резонанс и побудила общество и власть вплотную заняться проблемами водителей», — сказал Давдиев.
Есть дело
В понедельник стало известно о том, что фигурантом уголовного дела стал вице-премьер Правительства Дагестана Билал Омаров. Он подозревается в служебном подлоге. По версии следствия, еще руководителем ФГБУ «Запкаспрыбвод» Омаров заключил договор об аренде 9 единиц спецтехники на 8,9 млн рублей с директором ООО «Стройтехнохолдинг» Гамзаевым. На самом же деле были переданы всего 2 машины. Несмотря на это, на основании фиктивных документов ФГБУ «Запкаспрыбвод» перечислило на счет компании-поставщика полную сумму оплаты. Разница в 6,9 млн рублей была похищена. Прокуратура республики взяла дело под контроль.
Билал Омаров был назначен вице-премьером РД в начале ноября 2015 года. С 2012 г. он руководил ФГБУ «Запкаспрыбвод». До этого, с 2006 года, являлся заместителем министра сельского хозяйства Дагестана. Ранее, в 2004 г., Билал Омаров был избран главой муниципального образования «Новолакский район».
В среду в Советском районном суде Махачкалы прошло первое судебное заседание по делу в отношении директора ГУП «Дирекция строящихся объектов «Новострой»» Магомедсани Мандиева. Его обвиняют в злоупотреблении полномочиями, в результате которого государству был причинен ущерб на сумму свыше 845 млн рублей. Хотя сам Мандиев обвинения в свой адрес отрицает, следствие считает, что обвиняемый во время торгов завысил стоимость строительства одного квадратного метра жилья. Согласно торгам, она составила 36 798 рублей, тогда как по соглашению между Минрегиона РФ и Правительством Дагестана, стоимость одного квадрата была установлена в размере 25 799 млн рублей. В итоге, потратив 2,8 млрд рублей, было построено 75,4 тысяч квадратных метров жилья, тогда как нужно было построить 119 тысяч. Следствие считает, что это привело к невыполнению госпрограммы.
Еще одно уголовное дело коснулось главы Левашинского района Магомедгаджи Магомедова. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве с использованием служебного положения. В Следственном управлении СКР по Дагестану сообщили «МД», что глава района совместно с главным бухгалтером администрации района, с бухгалтером и кассиром представили ложные данные в отчетах о начисленных взносах на обязательное страхование фактически не существующих лиц. Таким образом было похищено более 89 млн рублей. Магомедов решением суда на время следствия помещен под арест.
Чиновник не надеется на «пахана»
Прокомментировать уголовные дела и аресты дагестанских чиновников мы попросили советника Главы республики Деньгу Халидова.
«Степень вины этих людей определяет только суд. Пока люди не осуждены, нельзя говорить об их виновности или невиновности. Я желаю этим людям терпения и справедливого отношения к ним со стороны суда. Из этих задержаний можно извлечь один урок — никто в нашей республике, несмотря на его должность, не застрахован от задержаний, арестов. Потому что правоохранительные структуры работают в нормальном режиме, когда нет «телефонного права», с которым еще лет 5 — 10 назад были хорошо знакомы. Из этих задержаний видно, что правоохранительные органы работают в обычном, нормальном режиме, характерном для правовых государств. И это хорошо. И тогда ни один чиновник не будет чувствовать себя в безопасности и надеяться на «пахана», на покровителя, на «крёстного отца».
И, наконец, разговоры о борьбе с коррупцией зачастую сопровождаются имитацией этой самой борьбы. В данном случае же мы видим, что борьба реальная. Во всяком случае, видим, что силовые структуры на это серьезно настроены», — сказал Деньга Халидов.
Рамазан Раджабов