Шел 1942-й год. Это был четвертый год Второй мировой войны. Гитлеровская Германия к тому времени (начиная с 1939 года) захватила Польшу, Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Францию, Югославию.
Советский Союз Гитлер до 1941 г. не трогает: действует Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (также известный как «Пакт Молотова – Риббентропа»). В этот период обрастает новыми территориями и Советский Союз – в соответствии с секретным дополнительным (к Пакту) протоколом о разграничении сфер интересов в Восточной Европе.
СССР присоединяет к себе территории восточной Польши – в составе СССР они становятся западными частями Советской Украины и Советской Белоруссии. Также Советский Союз вводит войска в Латвию, Литву и Эстонию – в 1940 году эти прибалтийские государства также включаются в состав Советского Союза.
Кроме того, правительство СССР направляет румынскому правительству две ультимативные ноты, требуя возврата Бессарабии и передачи СССР Северной Буковины. Румыния не готова к конфликту с большой восточной державой и соглашается: новые территории включаются в состав Украинской и Молдавской ССР.
Дополнительные территориальные приобретения СССР получает по итогам советско-финской войны: государственная граница между двумя странами заметно отодвигается от Ленинграда.
Наступает лето 1941-го. Гитлеровская Германия обрушивается массой сотен дивизий (своих и союзнических) на территорию СССР. За относительно короткий период немцы захватывают шесть советских республик – Украину, Белоруссию, Молдавию, Латвию, Литву и Эстонию. Продвигается их наступление и на территории самой России (РСФСР) – гитлеровцы рвутся к Москве и блокируют Ленинград.
К зиме Красная армия отбрасывает немцев от стен советской столицы. В очередном 1942 году в Москве неточно оценивают планы Гитлера: от него ждут нового штурма столицы (и держат там для обороны значительную часть советских войск), но фюрер поворачивает свои силы на юг СССР. Приближаются исторически широко известные битва за Кавказ и битва за Сталинград…
Военно-исторический исследователь Владимир Карпов приводит реплику человека, который почти ежедневно встречался со Сталиным, — генерала М. Штеменко: «Должен сказать, что советское стратегическое руководство во главе с И. В. Сталиным было убеждено, что рано или поздно враг снова обрушит удар на Москву». Считалось, что центральное — Московское — направление станет главным, а другие стратегические направления будут на этом этапе войны играть второстепенную роль.
За этим мнением вождя следовало и соответствующее распределение войск. Фронты Западного направления находились в непосредственной близости от Москвы, они защищали подступы к столице. Их силы составляли около половины всей Красной армии. А на Кавказе было 5 — 6 процентов всех советских дивизий, а танков — этой решающей ударной силы в той войне — всего 3 процента.
Немцы стремительно двигались на Кавказ, захватывая всё новые территории СССР. Один за другими взяты Ростов, Армавир, Краснодар, Майкоп. По всей Германии были развешены праздничные флаги. Захвачена самая высокая вершина Кавказских гор – Эльбрус, на вершине водружены флаги с нацистской свастикой. Цель – добраться до грозненской и бакинской нефти.
В тот период сибирские запасы нефти были только разведаны. Добыча в тех регионах еще не производилась. Основная часть топлива, на котором двигались советские танки, корабли, самолеты, военные грузовики, перерабатывалась именно из бакинской нефти. Предполагаемый выход немцев к берегам Каспийского моря в Москве рассматривался как крах.
В этих условиях свою помощь Сталину предлагает премьер-министр Великобритании Черчилль. Возможно, он при этом преследует собственные планы. (Для совсем юных читателей поясню, что во Второй мировой войне – с определенного момента – США и Великобритания рассматривались как союзники СССР против общего врага — Германии).
Так вот, Черчилль пишет советскому вождю в строго секретном личном послании: «Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махачкалу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии».
Возможно, британский премьер пытается напугать Сталина? Мол, вот, доберутся немцы до Каспия – и всё, конец твоей нефти и твоей войне против наци.
Черчилль продолжает: «Мне кажется, что тем большее значение приобретает план, о котором я говорил вам, усиления нами с американской помощью ваших военно-воздушных сил на каспийском и кавказском театрах двадцатью британскими и американскими эскадрильями».
Таким образом, премьер-министр Великобритании прямо предлагает ввести на «каспийский и кавказский театры» английские и американские военные силы. Общая идея была в том, что Красная армия сосредоточится на защите Сталинграда, а обороной Кавказа займутся прибывшие союзники. В частности, план операции «Вельвет» предусматривал введение 10-й английской армии в каспийский регион.
Об этом эпизоде Второй мировой войны пишут и исследователь Карпов, и маршал А. А. Гречко. Сталину британская идея совсем не понравилась – фактически отдать часть государства под контроль пусть и союзникам на тот момент, но зарубежным силам. Вождь надеялся, что с немцами на Кавказе Красная армия справится самостоятельно. Так оно и произошло. А от англо-американцев в Москве ждали иной помощи – продолжения поставок (вооружение, продовольствие, транспорт), а также открытия второго фронта в Европе.
Это произойдет только в 1944 году…
Альберт Мехтиханов | г. Каспийск